ЗАДАЧИ:
- сформировать понятие “микориза”, “антибиотики”;
- показать роль грибов в системе живых организмов;
- раскрыть влияние и значение грибов в жизни человека;
- воспитывать бережное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: муляжи грибов, таблицы “Грибы-паразиты”, “Плесневые грибы”, открытки, выставка книг, рецепты грибных блюд, компьютер, карточки с заданиями.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: частично поисковый, словесный, наглядно-образный, игровой.
ФОРМЫ РАБОТЫ: индивидуальная, групповая, фронтальная.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний и постановка проблемы
Программированный опрос.
- Микология – наука о грибах.
а) да б) нет - Клетка гриба имеет ядро.
а) да б) нет - Основа гриба – мицелий.
а) да б) нет - Все грибы имеют пенек и шляпку.
а) да б) нет - Дрожжи – это одна почкующаяся клетка.
а) да б) нет
Вопросы-ответы.
- Какое строение имеют грибы?
(Состоят из грибницы.) - Какие виды грибницы вам известны?
(Воздушная и почвенная.) - Из чего состоит воздушная грибница шляпочных грибов?
(Шляпка и пенек.) - Что они образуют?
( Плодовое тело.) - Какую роль играют разрушители в экосистеме?
(Они разлагают органические вещества отмерших организмов до более простых.)
Загадки-стихотворения.
- Растут на опушке
Рыжие подружки,
А зовут их (волнушки).
- Из-под травки прошлогодней
Вылезают на свободу
Неразлучные сестрички –
Рыжеватые (лисички).
- Царь грибов на толстой ножке –
Самый лучший для лукошка.
Он головку держит смело,
Потому что гриб он (белый).
- Я в красной шапочке расту
Под стройною осиною,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я (подосиновик).
- Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных,
Собирай, не мешкай, Это – (сыроежки).
Проблема:
В природе существует большое количество грибов. Какова роль грибов в жизнедеятельности человека, а также в биосфере?
2. Совместное открытие знаний
Учитель. К какой группе организмов по способу питания относятся грибы? (к гетеротрофам).
Что это за организмы? (Организмы, которые питаются готовыми органическими веществами).
Грибы – паразиты
Эти грибы используют для питания живые организмы, поселяясь на других грибах, водорослях, высших растениях, животных, вызывая их болезни. Они высасывают соки из живых клеток. Самыми распространенными грибами-паразитами являются головневые: спорынья и головня. Они заражают посевы злаковых, что приводит к гибели урожая. Также на деревьях паразитируют грибы-трутовики.
Грибы – симбионты
Учитель. Где чаще всего растут грибы? (Около деревьев и в трав).
Действительно так. Потому что мицелий срастается с корнями растений. Их сотрудничество взаимовыгодно.
Как называется данное сотрудничество? (Симбиоз).
Подумайте, что дают грибам растения? (Органические вещества).
А что могут дать растениям грибы? (Воду и минеральные вещества ).
Микориза – переплетение корней растений с гифами мицелия гриба. (записывают в тетрадь).
Грибы – сапротрофы.
Учитель. Грибы играют важную роль в жизни леса. Совместно с бактериями и другими микроорганизмами они разлагают и минерализуют отмершие остатки, превращая их в вещества доступные для питания растений. Не будь бы грибов, ежегодно опадающие листья копились бы в огромном количестве и препятствовали возобновлению леса. В данную группу входят как макроскопические, так и микроскопические. К микроскопическим относятся грибы рода мукор. (Cообщение учащихся по выращиванию гриба-мукора. Приложение 1.)
Грибы в жизни человека.
Учитель. Грибы привлекли внимание людей с незапамятных времен. Судя по материалам археологических раскопок, наскальным рисункам и древним рукописям, наши далекие предки уже давно научились использовать грибы в пищу, а также древнейшие производства, как хлебопечение и виноделие не могли существовать без участия микроскопических дрожжевых грибов.(Cхема. Приложение 2).
Сообщения учащихся.
Ученик 1:
Загадка:
Он на толстой ножке белой.
В яркой шляпке загорелой,
Кто его в лесу найдет,
Тот от радости поет. (Белый гриб).
Шляпочные грибы начали применяться в медицине еще в 17 веке. Белыми грибами лечили обмороженные части тела. Для этого грибы немного подсушивали, а затем получали экстракт. Употребление в пищу белых грибов предупреждает раковые заболевания. В этом же грибе содержатся антибиотики, которые губительны для палочки Коха (возбудителя туберкулеза) и для кишечной палочки.
Ученик 2:
Загадка:
Красная шапочка
С белым горошком,
В фартучке белом,
Высокая ножка,
Внешне весьма
Привлекательный вид,
Помните все:
Этот гриб ядовит. (Мухомор.)
Издавна в народе водную и спиртовую настойку мухоморов использовали для лечения ревматизма, радикулита и ряда болезней нервной системы. Врачи применяют препараты красного мухомора в маленьких дозах при лечении заболеваний нервной и сердечно-сосудистой систем. Сок и мазь, приготовленные из плодового тела гриба, заживляют кожу, пораженную рентгеновским облучением.
Ученик 3:
Загадка.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть –
Нет головы. (Гриб).
Содержание витаминов в грибах различно. Витамина С в них мало, а витамина В в лисичках не меньше, чем в дрожжах. В белом грибе обнаружен витамин А. Очень много в грибах витамина Р, почти столько же, сколько в печени, а витамина Д ничуть не меньше, чем в хорошем сливочном масле. Грибы отличаются высоким содержанием воды. Значительно повышает питательность и придают вкус грибам глюкоза и другие сахара. Много в грибах ароматических веществ. Поэтому блюда из грибов повышают аппетит, усиливают отделение желудочного сока, улучшают пищеварение. Неповторимый аромат придают грибам эфирные масла.
3. Закрепление
- Изобразите пантомимой:
а) почкование дрожжей;
б) микоризу гриба с деревом. - Решение кроссворда: «Грибы» (Приложение 3).
ЛИТЕРАТУРА.
- Ловягин С.Н., Вахрушев А.А. О тех, кто растет, но не бегает Баласс, 2002.
- Рохлов Р., Теремов А., Занимательная ботаника М. “АСТ-ПРЕСС”, 1999.
- Трайтак Д.Н. Книга для чтения по ботанике М. “Просвещение”, 1978.