Цели:
- Привлечение третьеклассников к участию в шефской работе.
- Обогащение представлений детей о животных нашего леса.
- Формирование экологической культуры детей.
Оборудование:
- Карточки с изображением животных.
- Детские рисунки по теме.
Участники: 5 учащихся третьих классов; воспитанники подготовительной группы детского сада или первоклассники.
Подготовительный этап:
Учащиеся 3-х классов готовят материал о животном мире нашего леса. На уроках выбираются наиболее интересные работы. Далее третьеклассники идут
в подготовительную группу детского сада или в первые классы и рассказывают детям
о животных. Можно рассказы сделать костюмированными или использовать кукольный театр. Специально оформляется “заглавие” каждой страницы “Устного журнала” на листах ватмана.
Малыши тоже готовятся к встрече гостей, подбирают загадки о природе, животных, приносят свои рисунки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ведущий (учитель, воспитатель):
Ребята, сегодня к нам пришли гости, наши друзья-школьники. Мы их давно ждали и готовились к их приходу. Мы изучали многих животных, которые обитают в наших лесах. Вы рисовали лесных жителей, которые живут в наших лесах. (Рассматривают выставку рисунков.) На ваших рисунках животные нашего леса: белочка и ёжик, олень и лиса и много других. Наши гости – ученики третьих классов. Они изучают наш родной край и приготовили очень интересные сообщения для нас о животных, с которыми мы ещё не знакомы.
Страница первая: БАРСУК.
На половине листа ватмана рисунок – барсук у норы.
1 ученик:
Под березой на горе
Спит барсук в своей норе.
А нора у барсука
Глубока – преглубока.Барсуку тепло и сухо,
Целый день ласкают ухо
Шум березовых ветвей
Да сопение детей.
2 ученик:
На подстилке крепко спят
Мальчики с усами
И от сытости сопят
Влажными носами.Скрипнет ветка или сук –
Приоткроет глаз барсук.
Чутким ухом поведет,
Усмехнется и уснёт.Ведь нора у барсука
Глубока…
(Т. Белозёров)
3 ученик:
Барсук – зверь очень осторожный и необщительный. Барсучья нора глубокая, со многими переходами, с несколькими входами и выходами, с камерами-спальнями и боковыми ходами. Он устраивает своё жилище в густом лесу на склоне оврага. В норе чисто, опрятно, потому что барсук – хороший хозяин. Много поколений барсуков могут прожить в одной норе, и всегда они в ней что-то подправляют, ремонтируют, очищают. Днём барсук спит в норе, а ночью выходит покормиться личинками насекомых, лягушками, ящерицами, мышами, корешками растений, мёдом диких пчёл и шмелей.
4 ученик:
Барсуки – удивительные чистюли: подстилку из норы – сухие листья, мох, траву – они несколько раз за лето выносят на солнце проветрить и просушить.
Весной у барсуков появляются барсучата. Мама-барсучиха о них заботится и каждый день выносит малюток погреться на солнышко.
В двухмесячном возрасте барсучата уже сами выходят из норы и вместе с мамой гуляют недалеко от дома.
5 ученик:
Ближе к осени барсук начинает готовиться к зиме и приносит в свою кладовую запасы: семена, жёлуди, коренья. Зиму он проводит в спячке. Барсучата зимуют вместе с родителями, а весной начинают самостоятельную жизнь.
Барсук – красивый, крупный зверь с серебристо-серой жесткой щетиной, с белыми и чёрными полосками на мордочке, которые идут от носа к затылку. У него сильные лапы с крепкими когтями. Этими лапами он роет норы и выкапывает корешки и червей.
Страница вторая: СЕРНА.
На половине листа ватмана рисунок горы, серна..
1 ученик:
Серна – жительница гор –
Любит ветер и простор,
Любит раннюю весну,
Запах трав и тишину.
(В. Степанов)
2 ученик:
Легкая, стройная серна со своим козлёнком любят пастись на склоне горы. Эти животные предпочитают альпийские луга и горные леса, но могут уходить и в совсем непреступные скалы. Редко кто умеет так легко подниматься и спускаться по камням и крутым склонам.
У серны рожки круто загнуты крючком, и с их помощью, цепляясь за камни скалы, она легко поднимается выше и выше. Родившийся малыш уже на второй день следует за матерью и не боится отвесных скал.
Страница третья: ЯЩЕРИЦЫ.
На половине листа ватмана рисунок ящерицы.
1 ученик:
На припёке у тропинки
Греют ящерицы спинки.Жмурятся на солнышке,
Щурят глазки-зёрнышки.
Разомлели от жары –
Не добраться до норы.Бегали за мошками
Ночь без передышки –
Натрудили ножки,
Ножки-коротышки.
(Ю. Синицын)
2 ученик:
В яркий погожий день на старом пне или сухой кочке, подставив солнышку спинку, греется ящерица. Её мелкая чешуя переливается на солнышке зеленоватым или желтовато-коричневым цветом.
Ящерица лежит неподвижно. Но стоит протянуть к ней руку, как она вмиг исчезнет, юркнет в какую-нибудь щелку. Ящерица очень пуглива. Спасти от опасности её могут только быстрые ноги. А если удрать не удалось, и какой-нибудь зверёк схватил её за хвост, она оставляет свой хвост и убегает. На месте оторванного хвоста у неё вырастет новый, хотя не такой длинный, как прежний.
3 ученик:
Длина нашей обычной ящерицы – 15-20 сантиметров. У неё четыре лапки с цепкими коготками. Она хорошо видит и слышит.
Ящерицы с удовольствием едят любых насекомых: жуков, кузнечиков, гусениц, мух.
Весной ящерицы откладывают яйца, из которых через полтора – два месяца выйдут детёныши.
4 ученик:
У ящерицы нет постоянной температуры тела. Температура её тела такая же, как температура среды, в которой она находится. Поэтому она любит греться на солнце. Когда холодно, ящерица становится малоподвижной и вялой. А зимой прячется в землю и спит, пока весной её не разбудит солнце.
Страница четвертая: ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
1 ученик:
Все эти интересные знания мы нашли в этой книге. Называется она “Энциклопедия для малышей. Чудо всюду. Мир животных и растений”. Написала её Татьяна Нуждина. (Показывают книгу).
Не случайно эта книга названа энциклопедией. Слово “энциклопедия” обозначает “круг знаний”.
2 ученик:
Эта книга о природе, огромном и интересном мире, который нас окружает и в котором ни на минуту не замирает жизнь. В этом разнообразном мире каждый занят своим делом, и к жизни любого существа в природе надо относиться бережно.
3 ученик:
Может быть, прочитав эту книгу, ты внимательнее посмотришь вокруг и сделаешь удивительные открытия, в привычном и неприметном заметишь интересное и необычное, наклонишься над цветком или жучком и увидишь, как они беспомощны и нуждаются в твоей защите.
Страница пятая: ЗАГАДКИ
4 ученик:
Эта страничка для самых смекалистых. Мы вам сейчас загадаем свои загадки, а потом выслушаем ваши.
5 ученик:
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но – ах!
Удрала, а хвост в руках. (Ящерица).
1 ученик:
Научилась мышь летать,
Не догнать и не поймать.
Крылья, словно паруса…
Вот такие чудеса! (Летучая мышь).
2 ученик:
Не мышь, не птица
В лесу резвится.
На деревьях живёт
И орешки всё грызёт. (Белка.)
3 ученик:
Разрисованный ремень
От меня уполз под пень. (Змея).
4 ученик:
Про него народ лесной
Говорит, что он – портной.
Потому что, словно ёлка,
Он с рожденья весь в иголках. (Ёж).
5 ученик:
Зимой спит,
Летом - ульи ворошит. (Медведь).
1 ученик:
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный. (Волк).
2 ученик:
Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. (Лиса).
Затем загадки загадывают малыши. Учащиеся дарят открытки детям для альбомов по природе с животными и прощаются.
Литература:
- Загадки в картинках. Смоленск: Русич, 1998.
- Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Чудо всюду. Мир животных и растений. Ярославль, 2000.
- Степанов В. Про зверей планеты всей. Москва: Махаон,1999.
- Тамбиев А.Х. Рассказы о животных. Москва: АСТ-Пресс, 2001.
- Угадай-ка. Животные. СПб: Издательский дом “Нева”, 2000.