Детско-родительский тренинг как средство профессионального самоопределения подростков

Разделы: Работа с родителями

Ключевые слова: тренинг, подростки, самоопределение, выбор, ресурсы, родители


Цель урока: Создать условия для конструктивного общения родителей и детей по вопросам вариантов профессионального самоопределения подростка в современном обществе.

Участники: учащиеся девятого класса, их родители, классный руководитель, учителя-предметники данного класса, школьный психолог. Участие учителей-предметников, на наш взгляд, обеспечивает создание единства позиций в вопросах профессионального самоопределения всех субъектов образовательного процесса.

Организация пространства встречи. Встреча проходит в актовом зале. Мягкие полукресла расставлены в круг. На стендах представлен информация из кабинета профориентации. Цитаты: “Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека. Это для него значит сделаться самим собой” В.Г. Белинский; “Я уяснил, что значит быть свободным. Я разобрался в этом чувстве трудном, одном из самых личных чувств на свете. И знаете, что значит быть свободным? Ведь это значит быть за все в ответе!” Л. Мартынов Оформлена выставка рисунков учащихся начальной школы “Кем быть?”. Родителям до начала, пока собираются все участники, предлагается ознакомиться с представленной экспозицией. В это время звучит фоновая музыка “Школьные годы чудесные…”. Когда все собираются, психолог приглашает всех сесть в круг в свободном порядке.

Оборудование: листы бумаги А3, маркеры, магнитофон с подборкой музыки для включения в качестве фона во время обсуждения.

Предварительная подготовка: анкетирование учащихся по вопросам:

  1. Выбрал ли ты уже профессию?
  2. Какие учебные предметы ты считаешь самыми полезными для твоей будущей профессиональной деятельности?
  3. После окончания 9-го класса ты планируешь:
  • продолжить обучение в 10–11-м классах;

  • поступить учиться в какой-либо колледж;

  • еще не решил

  1. Что может помочь тебе в выборе профессии?

Ход мероприятия

Родители и учащиеся входят в актовый зал под музыку “Школьные годы чудесные…”; рассаживаются в свободном порядке в мягкие полукресла, расставленные в круг.

1. Вводное слово классного руководителя: приветствие, объявление тематики.

2.

Психолог: Наше собрание сегодня пройдет в форме тренинга и, прежде чем начать, я напомню об основных правилах тренинга, которые необходимо соблюдать всем присутствующим для того, чтобы наша встреча была продуктивной и каждый извлек из нее для себя максимум пользы. Правила (каждое правило поясняется):

- не перебивать;
- не оценивать;
- возможность промолчать;
- “здесь и сейчас”;
- проявлять активность;
- работа от начала до конца.
В знак того, что мы принимаем эти правила, поаплодируем.

3. Упражнение “Знакомство”.

Уверена, что наша сегодняшняя встреча пройдет в теплой дружеской атмосфере. Ничто не располагает к так к теплым отношениям, как ритуал знакомства. В кругу у нас сидят разные участники: учащиеся, родители, классный руководитель, учителя, психолог. Мы начнем с упражнения “Знакомство”. Для этого предлагаем всем участникам игры сесть так, чтобы в паре оказались – взрослый и ребенок, нежелательно быть в паре ребенку со своим родителем, т.к. они знакомы друг с другом.

Предлагается в паре познакомиться друг с другом, поговорить о выборе профессии (3 минуты). По окончании вашей беседы нужно представить своего соседа, рассказать о нем то, что он вам только что рассказал. А затем он представляет вас и рассказывает о вас.

Организационный момент. Участники объединяются в пары. Взрослые остаются на своих местах, а ребятам предлагается пересесть.

После того как процесс знакомства завершился, предлагается участникам развернуться в круг и начать представлять своего соседа. Можно для этого использовать маленький мячик, после высказывания он передается другому участнику.

4. Установочное слово классного руководителя.

Выбор профессии – такая же вечная тема, как  любовь. И последствия профессионального выбора для каждого человека   не менее значительны, чем выбор спутника жизни. Едва ли когда-нибудь будут созданы программы, позволяющие и в том, и в другом случае сделать безошибочный выбор. И это хорошо. Потому что решение, принятое  за человека,   навязанное, подсказанное, пусть из самых лучших  побуждений, а не выстраданное,   будет вызывать отторжение, если только человек не полностью лишен воли и способен отвечать за свои поступки.

Скоро (некоторым в этом году, а некоторым через два года) нашим ученикам предстоит окончить общеобразовательную школу, и они вместе с родителями задаются вопросами: “Куда пойти учиться?” и “Какую получить профессию?”. Сегодня мы обсудим вопросы профессионального выбора. Начнем с вопроса о том, зачем вообще нужно учиться профессии. Практика показывает, что не все молодые люди стремятся продолжить свое обучение в профессиональной школе. Почему?

5. Упражнение “Закончи предложение”.

Проводится психологом. Для эмоционального включения в тему участникам предлагается по очереди быстро закончить предложения: “Учиться профессии нужно чтобы …”; “Хорошая профессия, это профессия которая …”; для родителей: “Если бы я был современным выпускником, то пошел бы учиться на … потому, что …”; для детей: “Если бы я был взрослым, то работал бы … потому, что …”.

6. Классный руководитель о важности помощи ребенку правильного выбора будущей профессии.

Именно родители и ближайшие родственники оказывают наиболее существенное влияние на профессиональный выбор: школа и то содержание образования, которое предлагается в ней учащимся, не являются, как это может показаться на первый взгляд, наиболее значимым фактором профессионального самоопределения молодых людей.

Поэтому родители должны понимать всю ответственность, которую они несут за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребенку.

Как правило, родители высоко оценивают значимость образования в современной жизни и активно формируют у своего ребенка стремление к высшему образованию. Многие родители понимают, что получение молодым человеком ресурсов в сфере образования в значительной степени обусловливает в дальнейшем его социальную мобильность, доступ к общественным благам. В развитом обществе освоение многих ролей, обретение определенных статусов практически детерминируется учебой, прохождением через формальные организации института образования.

7. Командное задание “Ресурсы образовательной среды”.

Проводят психолог и классный руководитель. Присутствующие делятся на команды родителей, учеников и учителей и на листах записывают, в течении 5 минут, какие ресурсы в сфере образования могут реально получить наши школьники. Затем списки презентуются, начиная со школьников, затем родители. Дополняют, уже перечисленное, педагоги. Психолог делает обобщение, обращая внимание на разнообразие возможностей.

8.

Психолог: чтобы рационально использовать имеющиеся ресурсы в сфере образования, необходимо правильно определиться с профессиональным направленностью ребенка.

Последовательность действий при выборе профессии, - профессии, которая станет любимой и единственной на всю жизнь – состоит в следующем.

Прежде всего, следует опереться на свои профессиональные желания, на то, что мы называем словом “ХОЧУ”. Для этого профессиональные желания следует выявить. Далее нужно измерить и оценить профессиональные возможности (то, что называется “МОГУ”). Затем необходимо сравнить “ХОЧУ” и “МОГУ”. Понятно, что они не всегда совпадают. Например, молодой человек хочет быть профессиональным летчиком. Однако если он носит очки, то ему следует забыть о своем желании, поскольку возможности быть летчиком у него нет. На следующем шаге нужно изучить действительные возможности и потребности рынка труда, т.е. сориентироваться в “НАДО”.

Таким образом, при выборе профессии важно учитывать три : во-первых, чтобы профессия была интересной; во-вторых, чтобы можно было найти работу по специальности; в-третьих, чтобы профессия соответствовала возможностям данного человека. Следовательно, искать свою профессию надо там, где “ХОЧУ”, “МОГУ” и “НАДО” соответствуют друг другу – совпадают.

9. Командное задание “Принципы выбора профессии”. Проводит психолог.

Для выбора профессии учитываются многие условия. Я предлагаю вам воспользоваться пятью принципами:

1.Личные интересы, увлечения ребенка.

2.Семейные традиции – когда семья приветствует выбор профессии по наследству, можно сказать так.

3.Учебная успешность ребенка.

4.Востребованность профессии обществом.

5.Наличие возможностей для поступления в вуз (когда имеются какие-то связи, знакомства или материальные возможности или другие возможности).

6. Способности ребенка.

Каждому участнику выдается карточка с написанным на ней одним из вышеперечисленных принципов.

Мы сейчас разобьемся на группы и обсудим эти принципы. Представьте, что вы делаете выбор профиля, опираясь только на этот принцип, который написан у вас на карточке. Предлагаем вам определиться, в какой группе вы будете работать. Для этого каждому участнику предлагается вытянуть карточку с принципом, по которому он будет работать. Групп объединяются согласно принципам.

Обсудите его в группе, почему важно использовать именно этот принцип? У вас 5 минут, а также лист бумаги и фломастер. Свои аргументы записываете на листах. Выберите одного человека, который будет защищать этот принцип перед аудиторией. На защиту отводится 1-2 минуты.

Время истекло. Попрошу всех участников вернуться в общий круг. Предлагается обнародовать ваши результаты.

Мы выслушали аргументы всех групп. Спасибо. Теперь вам легче будет учесть эти принципы в вашем собственном выборе.

10. Упражнение “За и против”.

Теперь предлагаем вам задуматься над тем, а кто должен делать выбор профиля обучения сам ребенок или родитель? Предлагаем вам сделать еще один выбор.

Вот два круга: один из них ребенок, другой - родитель.

Во взаимоотношениях между ребенком и родителями, как утверждают психологи, обычно бывает пять вариантов отношений.

1-й вариант. Отношения носят эпизодический характер. Время от времени, лишь изредка интересуются душевным состоянием друг друга (круги располагаются с небольшим наложением друг на друга, кладутся на пол в центре круга. Располагать нужно с учетом, того, чтобы в центре круга разместились все 5-ть вариантов не мешая друг другу, т.к. к этим позиция будут подходить участники игры).

2-й вариант. Это ситуация предусматривает расширение круга общения, интереса друг к другу (круги располагаются с наложением друг на друга почти на половину).

3-й вариант. Когда взаимоотношения носят авторитарный характер. Родительский контроль во всем. Даже в выборе профессии (круги располагаются таким образом, что круг – ребенок находится под кругом – родитель).

4-й вариант. Когда взаимоотношения носят манипулятивный характер. Ребенок манипулирует родителем. И в ситуации выбора профессии тоже (круги располагаются таким образом, что круг – ребенок находится сверху круга - родитель).

5-й вариант. Взаимоотношения носят сугубо практический бытовой характер. Каждый предоставлен самому себе (круги располагаются вдали друг от друга).

Участникам предлагается встать около той схемы, карточку с номером которой он получил.

Задание: проработать аргументы “за” (что она дает положительного) и “против” (какие могут быть отрицательные последствия) своей схемы отношений относительно профессионального выбора. Записать аргументы на листе и через 7 минут презентовать их.

Анализ психолога: какая схема отношений предполагает наибольшее количество позитивных аргументов и наименьшее количество негативных последствий. Подводит к тому, что демократический характер отношений в юношеском возрасте способствует формированию у ребенка ответственного отношения к профессиональному выбору, собственной жизни вообще.

11. Обсуждение результатов анкетирования учащихся.

Классный руководитель рассказывает об обобщенных результатах анкетирования учащихся как информации для размышления:

• какие пути продолжения образования выбрали учащиеся: сколько из них планируют учиться в школе, сколько — в колледже, сколько — не определились;

• сколько человек уже выбрали конкретную профессию;

• что может помочь в выборе професии.

12. Заключение.

Психолог: Наша встреча подходит к концу. Но прежде, чем попрощаться, прошу высказать ваше мнение: была ли сегодняшняя встреча для Вас полезной? Если да то почему? если нет, то почему? (по желанию). Последним высказывается классный руководитель.

Классный руководитель говорит о важности обсуждаемой проблемы, о том, что ее обсуждение не закончено, впереди еще целый учебный год. Предлагает родителям обращаться за помощью и к нему, к учителям-предметникам, и к школьному психологу; обращается к родителям за помощью в организации профориентационной работы (выступления специалистов на классном часе, посещение учащимися производственных предприятий и т.п.).

Психолог благодарит всех за хорошую работу, говорит, что будет рад встретиться вновь, сообщает о возможности индивидуальных консультаций.