Урок русского языка в 4-м классе по программе "Школа-2100" "Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: ОНЗ

Тема: Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

Основные цели:

  • сформировать способность к написанию безударных гласных в падежных окончаниях существительных;
  • актуализировать способность учащихся к выведению общего правила правописания падежных окончаний через определения места слабой позиции гласного звука, определения склонения существительного и использования слов-помощников с таким же склонением;
  • тренировать способность использования нового способа действия в разных языковых ситуациях;
  • развивать самостоятельность мышления, внимание, орфографическую зоркость, речь

Оборудование:

у учащихся:

  • учебник,
  • тетрадь,
  • планшетка;

у учителя:

  • карточка с высказыванием: “Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни”. К.Паустовский
  • карточки с шагами алгоритма “Как доказать правописание безударных падежных окончаний существительных”.
  • эталоны для самопроверки
  • опорный конспект по видам склонения

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности.

- Начинаем наш урок русского языка. Мне хочется начать сегодняшний урок со слов К. Паустовского: “Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни”.

- Почему же так важно для человека знать хорошо свой родной язык?(…)

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать наш русский язык.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

-Скажите, какой раздел русского языка мы изучаем сейчас? ( Имя существительное)

- Что вы знаете об этой части речи? (Учащиеся дают определение имени существительного, называют постоянные и непостоянные признаки данной части речи)

Постоянные признаки:

- собственное или нарицательное

- одушевленное или неодушевленное

- род

- склонение

Непостоянные признаки:

- число

- падеж

- Отгадайте загадку: Зимой и летом одним цветом?

- Запишите слово-отгадку в тетрадь. Рядом запишите однокоренные слова к нему.

В тетради учащихся появляется запись:

Ель, елка, ельник, еловая (шишка)

- Какое слово лишнее? Почему? (…)

- Разберите слова по составу. (Учащиеся выполняют данное упражнение)

- Определите склонение этих имен существительных.

- Что необходимо вспомнить, чтобы правильно выполнить это задание?

На доске появляется опорный конспект (таблица) определения склонений имен существительных

Что же такое склонение имен существительных? (Изменение существительных по падежам)

- Предлагаю провести наблюдение за склонением уже знакомых вам существительных.

(Открывается запись с обратной стороны доски)

И. елка ельник? ель?
Р. елки ельника ели
Д. елке ельнику ели
В. елку ельник? ель?
Т. елкой ельником елью
П. о елке о ельнике о ели

 - Какое окончание у существительных: ударное или безударное?

- Что интересное вы заметили в падежных окончаниях?

- В каких падежах легче всего допустить ошибку?

- Почему разные окончания в одном падеже?

- Попробуйте определить какие окончания нужно написать в слабой позиции имен существительных.

- Запишите предложение на планшетках:

С верхушки старой ели взлетел клест.

Учащиеся выполняют пробное действие и сопоставляют полученные варианты

3. Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности.

- Выпишите словосочетание, в котором вы встретили затруднение с пропуском орфограмм слабых позиций гласных.

С верхушк_ ел_

- В какой части слова встретилось затруднение? (в окончании)

- Почему?

- Какую же цель вам необходимо поставить перед собой? ( Найти способ доказательства безударных падежных окончаний существительных разных склонений)

- Как бы вы предложили сформулировать тему урока? (Правописание падежных окончаний имен существительных)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Как нам необходимо поступать, чтобы доказать какую букву нужно писать в окончании в слабой позиции? Ваши предложения? (…)

- Попробуйте выстроить алгоритм своих действий в нужной последовательности.

Учащиеся, работая в парах, составляют алгоритм действий, затем алгоритм появляется на доске.

- Посмотрите на с.123 какой алгоритм нам предлагают авторы учебника и на с.17 правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях.

- А сейчас давайте с помощью алгоритма докажем, какое окончание нужно было написать.

Учащиеся объясняют написание окончаний обоих слов по образцу рассуждения:

с верхушк_ (и или е?)

  1. (Что?) верхушка – 1 склонение
  2. Слово – помощник луна. С луны.
  3. Пишу: с верхушки.
  4. Сверяю: с луны.

Физкультминутка

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Как вы думаете, подойдет ли данный алгоритм действий для определения безударных окончаний существительных в разных падежных формах?

- Проверим.

- Откройте упражнение №187.

Учащиеся выполняют задание с проговариванием по образцу ( 5сущ) фронтально, затем в парах (6 сущ.)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Вы очень хорошо работали вместе. Что теперь предлагаете сделать? (Поработать самостоятельно.)

- Я приготовила для вас очень интересное задание.

Хорошо видно. Гладить по головк _.
Все время хвалить. Видно как на ладон _.
Очень медленно. Делать из мух _ слона.
Сильно преувеличивать. В час по чайной ложк _.

- Что написано во втором столбике? (Устойчивые выражения)

- Подберите к словосочетаниям левого столбика устойчивые словосочетания из правого столбика.

Учащиеся соединяют на доске словосочетания стрелками.

- Вставьте нужное окончание существительного, пользуясь алгоритмом, и в скобках укажите его падеж. ( Учащиеся выполняют задание)

- Проверьте выполненную работу по эталону.

- Подходит ли наш алгоритм для определения окончаний разных падежных форм существительных? (Да)

7. Включение в систему знаний и повторение.

- Как вы думаете, где могут пригодиться вам новые знания? (…)

- Сейчас, используя устойчивые словосочетания, составьте с ними предложения.

- Запишем то предложение, которое вам больше понравилось.

Мы жили в гостинице на 16 этаже. Москва была перед нами как на ладони.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

- Чему учились на уроке?

- Каким способом можно определить падежное окончание существительных в слабой позиции?

- Оцените свою работу на уроке:

- Давайте приготовим пищу для клестов – еловиков.

Если вы все поняли на уроке и можете объяснить, почему нужно писать именно данное окончание в слабой позиции, прикрепите шишку на верхних веточках ели.

Чуть пониже будут шишки тех, у кого были затруднения на уроке и еще необходимо поработать с алгоритмом.

- Оцените себя.

Д/З:

а) Пр. с.17, упр.188

б) Дополнительное задание по желанию: придумать и записать предложение с любым словосочетанием