Тип урока: ОНЗ
Тема: Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных.
Основные цели:
- сформировать способность к написанию безударных гласных в падежных окончаниях существительных;
- актуализировать способность учащихся к выведению общего правила правописания падежных окончаний через определения места слабой позиции гласного звука, определения склонения существительного и использования слов-помощников с таким же склонением;
- тренировать способность использования нового способа действия в разных языковых ситуациях;
- развивать самостоятельность мышления, внимание, орфографическую зоркость, речь
Оборудование:
у учащихся:
- учебник,
- тетрадь,
- планшетка;
у учителя:
- карточка с высказыванием: “Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни”. К.Паустовский
- карточки с шагами алгоритма “Как доказать правописание безударных падежных окончаний существительных”.
- эталоны для самопроверки
- опорный конспект по видам склонения
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности.
- Начинаем наш урок русского языка. Мне хочется начать сегодняшний урок со слов К. Паустовского: “Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни”.
- Почему же так важно для человека знать хорошо свой родной язык?(…)
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать наш русский язык.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
-Скажите, какой раздел русского языка мы изучаем сейчас? ( Имя существительное)
- Что вы знаете об этой части речи? (Учащиеся дают определение имени существительного, называют постоянные и непостоянные признаки данной части речи)
Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное
- одушевленное или неодушевленное
- род
- склонение
Непостоянные признаки:
- число
- падеж
- Отгадайте загадку: Зимой и летом одним цветом?
- Запишите слово-отгадку в тетрадь. Рядом запишите однокоренные слова к нему.
В тетради учащихся появляется запись:
Ель, елка, ельник, еловая (шишка)
- Какое слово лишнее? Почему? (…)
- Разберите слова по составу. (Учащиеся выполняют данное упражнение)
- Определите склонение этих имен существительных.
- Что необходимо вспомнить, чтобы правильно выполнить это задание?
На доске появляется опорный конспект (таблица) определения склонений имен существительных
Что же такое склонение имен существительных? (Изменение существительных по падежам)
- Предлагаю провести наблюдение за склонением уже знакомых вам существительных.
(Открывается запись с обратной стороны доски)
И. | елка | ельник? | ель? |
Р. | елки | ельника | ели |
Д. | елке | ельнику | ели |
В. | елку | ельник? | ель? |
Т. | елкой | ельником | елью |
П. | о елке | о ельнике | о ели |
- Какое окончание у существительных: ударное или безударное?
- Что интересное вы заметили в падежных окончаниях?
- В каких падежах легче всего допустить ошибку?
- Почему разные окончания в одном падеже?
- Попробуйте определить какие окончания нужно написать в слабой позиции имен существительных.
- Запишите предложение на планшетках:
С верхушки старой ели взлетел клест.
Учащиеся выполняют пробное действие и сопоставляют полученные варианты
3. Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности.
- Выпишите словосочетание, в котором вы встретили затруднение с пропуском орфограмм слабых позиций гласных.
С верхушк_ ел_
- В какой части слова встретилось затруднение? (в окончании)
- Почему?
- Какую же цель вам необходимо поставить перед собой? ( Найти способ доказательства безударных падежных окончаний существительных разных склонений)
- Как бы вы предложили сформулировать тему урока? (Правописание падежных окончаний имен существительных)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Как нам необходимо поступать, чтобы доказать какую букву нужно писать в окончании в слабой позиции? Ваши предложения? (…)
- Попробуйте выстроить алгоритм своих действий в нужной последовательности.
Учащиеся, работая в парах, составляют алгоритм действий, затем алгоритм появляется на доске.
- Посмотрите на с.123 какой алгоритм нам предлагают авторы учебника и на с.17 правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях.
- А сейчас давайте с помощью алгоритма докажем, какое окончание нужно было написать.
Учащиеся объясняют написание окончаний обоих слов по образцу рассуждения:
с верхушк_ (и или е?)
- (Что?) верхушка – 1 склонение
- Слово – помощник луна. С луны.
- Пишу: с верхушки.
- Сверяю: с луны.
Физкультминутка
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Как вы думаете, подойдет ли данный алгоритм действий для определения безударных окончаний существительных в разных падежных формах?
- Проверим.
- Откройте упражнение №187.
Учащиеся выполняют задание с проговариванием по образцу ( 5сущ) фронтально, затем в парах (6 сущ.)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Вы очень хорошо работали вместе. Что теперь предлагаете сделать? (Поработать самостоятельно.)
- Я приготовила для вас очень интересное задание.
Хорошо видно. | Гладить по головк _. |
Все время хвалить. | Видно как на ладон _. |
Очень медленно. | Делать из мух _ слона. |
Сильно преувеличивать. | В час по чайной ложк _. |
- Что написано во втором столбике? (Устойчивые выражения)
- Подберите к словосочетаниям левого столбика устойчивые словосочетания из правого столбика.
Учащиеся соединяют на доске словосочетания стрелками.
- Вставьте нужное окончание существительного, пользуясь алгоритмом, и в скобках укажите его падеж. ( Учащиеся выполняют задание)
- Проверьте выполненную работу по эталону.
- Подходит ли наш алгоритм для определения окончаний разных падежных форм существительных? (Да)
7. Включение в систему знаний и повторение.
- Как вы думаете, где могут пригодиться вам новые знания? (…)
- Сейчас, используя устойчивые словосочетания, составьте с ними предложения.
- Запишем то предложение, которое вам больше понравилось.
Мы жили в гостинице на 16 этаже. Москва была перед нами как на ладони.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
- Чему учились на уроке?
- Каким способом можно определить падежное окончание существительных в слабой позиции?
- Оцените свою работу на уроке:
- Давайте приготовим пищу для клестов – еловиков.
Если вы все поняли на уроке и можете объяснить, почему нужно писать именно данное окончание в слабой позиции, прикрепите шишку на верхних веточках ели.
Чуть пониже будут шишки тех, у кого были затруднения на уроке и еще необходимо поработать с алгоритмом.
- Оцените себя.
Д/З:
а) Пр. с.17, упр.188
б) Дополнительное задание по желанию: придумать и записать предложение с любым словосочетанием