Почти все так называемые «новые технологии» – это хорошо забытые старые. Среди них и метод проектов, под которым понимают способ организации учебной деятельности учащихся, дающий бесконечный простор для творчества, повышающий эффективность урока. Виды и формы проектов разнообразны, начиная с элементов самостоятельной работы учащихся и заканчивая обобщением по теме с тестовым контролем.
Известный учебный курс «Cambridge English for Schools» и русская его разновидность «Cambridge English for Schools in Russia» предлагают нетрадиционную форму тренировки и контроля учащихся – создание «Коробки Упражнений» (Exercise Box – ЕВ).
Смысл создания ЕВ заключается в том, что учащиеся самостоятельно создают контрольные и тренировочные материалы (КТМ). Это повышает мотивацию и дает детям ощущение востребованности, так как создание КТМ можно рассматривать и как игровой элемент.
Авторы курса советуют начать создание самостоятельных КТМ со второго года обучения, начиная с отдельных заданий, чтобы с четвертого года обучения учащиеся могли создавать уже собственные тесты. Но, как показывает опыт, начинать создавать КТМ можно практически через месяц после начала обучения.
Создание ЕВ может носить как индивидуальный, так и групповой или парный характер исполнения. Разные дети психологически настроены по-разному, и поэтому не стоит сильного ученика ставить в пару со слабым, чтобы он мог показать свое превосходство, а вот несколько слабых учеников стоит объединить, чтобы у них хоть что-то получилось, и это придало бы им уверенности в своих силах и укрепило желание учиться.
Создание КТМ возможно и на уроке, и в качестве домашнего задания. Но, естественно, первоначально необходимо провести урок, объясняющий, что и для чего мы будем делать, показать возможные образцы:
Созданные детьми КТМ можно использовать по-разному: ими могут обменяться соседи, можно выдать их в качестве дополнительного задания ученику, уже справившемуся с классной работой, или тому, кому надо исправить плохую оценку, можно использовать эти КТМ и в качестве д/з, или спустя некоторое время дать ученику им же созданное задание. Можно даже обмениваться заданиями между классами.
Авторы курса предлагают для каждого класса завести довольно вместительную обувную коробку и писать КТМ на картонках: с одной стороны задание, а с другой – ответ. Практика показывает, что ученик не в силах удержаться от соблазна посмотреть ответ еще до того, как выполнит упражнение. И поэтому, чтобы не провоцировать ребенка, можно оставлять в ЕВ только карточки заданий, а вот карточки ответов могут находиться в другой коробке у учителя. Естественно, необходимо проверить все КТМ, которые создают ученики, на наличие ошибок до того, как они попадут в ЕВ.
Очень часто при выполнении заданий учащиеся допускают ошибки не из-за того, что плохо знают материал, а потому что невнимательно читают сам текст задания, инструкцию. Самостоятельное создание КТМ позволяет решить эту проблему, так как, для того чтоб что-либо создать, это нужно осмыслить. В качестве подсказки или образца упражнения ученикам предлагается Лист Идей (Ideas List), где приведены примеры возможных КТМ. Если в 6 классе этот лист включает в себя 10 примеров, то в 9 – уже 20. Сначала ребенок учится действовать по шаблону, а потом уже может проявить свое творческое начало.
Шаблон необходим слабому ученику, чтоб он смог создать подобное, почувствовать себя уверенней и получить лучшую оценку (это тоже мотивация!), а сильного ученика он только подтолкнет к творчеству. Кроме того, давно известно, что, когда человек что-то создает сам, эти знания прочнее и надежнее закрепляются в долговременной, а не в оперативной памяти. Создание + исполнение = знание: вот такая формула получается после использования на уроках ЕВ.
В принципе любой учебник и даже пособия для домашнего чтения могут служить базой для создания КТМ. Детям кажется, что это игра, и даже хочется создать что-то очень интересное или очень сложное, чтобы соседу было нелегко сделать данное упражнение.
С другой стороны, обычно ученик, видя сложное задание, пытается сделать его наугад или вообще не делать, но когда он знает, что это задание создал его сосед, такой же ученик, как он, это подхлестывает его азарт, ему хочется во что бы то ни стало сделать это задание, ведь ребятам важно одобрение не только учителя, но и сверстников.
Наверное, следует напомнить ребятам, что надо беречь чужой труд и не писать ответы прямо на карточке заданий, используя для этого чистый лист или тетрадь. Кстати, чтоб карточки ответов легко было найти, достаточно поставить на обеих карточках (вопросов и ответов) одинаковый номер, как в библиотеке (или пользоваться цветными бланками).
Так сложилось, что я использую для создания ЕВ не только коробку с карточками, но и компьютер, где есть одноименная папка с файлами. Единственными умениями и навыками учащихся в информатике, необходимыми для создания ЕВ на ПК, является знание текстового процессора Word и графического редактора Paint. По существующей программе ИКТ школьники должны это знать к концу 5 класса.
Можно использовать создание ЕВ и в качестве интегрированного урока. Например, учащиеся за компьютерами создают задание, а потом либо меняются компьютерами, либо учитель перебрасывает задания по локальной сети, произведя обмен. После этого ученик уже начинает выполнять полученное задание, а затем сохранит под своим именем, чтоб учитель, если не успеет проверить во время урока, мог посмотреть файл в любое другое время.
Часто учителя жалуются, что на учебник времени едва хватает, откуда же ему взяться на дополнительные задания, такие, как, например, создание ЕВ? С этим можно справиться довольно просто, если задавать создание КТМ для ЕВ на дом или на уроке сильному ученику, освободившемуся раньше других.
Кстати, с приходом в жизнь детей «Готовых домашних заданий», которые превращают домашние задания в простое списывание, такой индивидуальный подход может принести пользу, хотя учащиеся сначала будут недовольны.
Если ученикам вдруг покажется такое задание скучным, то можно внести в него больше игровых моментов. Например, нарисовать на доске сетку для филворда (примерно 5х5), затем выбрать (назначить) водящего и попросить его отвернуться к стене. После этого оставшиеся ученики выходят по очереди к доске и пишут слово на заданную тему (например, «Животные»), а потом оставшиеся пустые клетки заполняет учитель произвольными буквами. После этого водящий подходит к доске, а ребята по очереди говорят ему то слово, которое они написали (по-русски или по-английски). Задача водящего – найти это слово. Если он нашел – ему балл, если нет – балл написавшему. Потом игра повторяется. В конце урока подводим итог – у кого больше баллов.
На мой взгляд, такая форма тренировки и контроля знаний и умений учащихся отвечает всем современным педагогическим тенденциям – индивидуализации и гуманизации образовательного процесса. Так, несложная работа по созданию ЕВ заменяет собой трудоемкий процесс натаскивания.
И хотя именно эта «изюминка» выгодно отличает CEFSiR от других учебников, создавать ЕВ можно, опираясь и на любые другие курсы английского языка.
Использование нетрадиционных методов обучения иностранному языку повышает мотивацию учащихся, создает атмосферу учения с увлечением, помогает повысить качество обучения.