Конспект логопедического занятия по развитию связной письменной речи у младших школьников с проблемами в обучении в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Одна из основных коррекционно-образовательных целей системы по развитию связной речи состоит в обучении учащихся с НР навыкам создания письменного текста.

Письмо и письменная речь, являясь “базой” всего дальнейшего обучения, вызывает значительные затруднения у школьников с недоразвитием речи, что оказывает отрицательное воздействие на усвоение школьной программы и влияет на процесс их социальной адаптации в целом.

В самостоятельных письменных работах учащихся с нарушениями речи, отмечается недостаточность контроля за отбором слов, бедность и инертность словарного состава, ограниченность запаса используемых синтаксических структур предложений, дисграфические и орфографические ошибки.

Большие затруднения возникают в связности выражения причинно следственных отношений.

Таким образом, проблема подготовки учащихся с НР к обучению письменной речи представляется недостаточно разработанной.

Предлагаемая система работы над изложением объединяет все четыре вида речевой деятельности (слушаю – говорю – читаю – пишу) и органично сочетает в себе работу по развитию речи с орфографо-пунктуационной работой.

Занятие направлено не только на усвоение лингвистических и орфографических знаний, но и на коррекцию и компенсацию имеющихся недостатков, на приобретение элементарных умений и навыков по развитию речи. Раскрывается понятие текста как единицы речи, его тема и основная мысль, заголовок. Изучаются структура текста, типы речи по цели высказывания (повествование, рассуждение, описание), стили речи, её изобразительно-выразительные средства. Речевой материал и система упражнений представлены с учётом коррекционного и программного содержания и берутся непосредственно из текста изложения. Такие уроки отражают несколько взаимосвязанных между собой направлений системы речевого развития.

В процессе работы дети понимают, что слова в предложении связаны друг с другом по смыслу и грамматически, что предложения выражают законченную мысль и имеют свои границы.

Особенность орфографических упражнений состоит в том, что наряду с известными детям орфограммами рассматриваются ещё не изученные, но часто встречающиеся в тексте. Доступными и понятными методами и приёмами привлекается внимание учеников к трудным случаям правописания. Это развивает орфографическую зоркость и навыки самоконтроля, что особенно важно для учащихся с проблемами в обучении.

Лексические упражнения позволяют сосредоточить внимание детей на семантике новых слов и оборотов, образно-выразительных средствах языка и обогатить их активный словарный запас.

Беседа по содержанию текста и работа над составлением плана помогут избежать неполноты и непоследовательности в передаче содержания, установить причинно-следственные связи, добиться структурной целостности текста.

Обучающимся, досрочно справляющимся с изложением, могут быть даны дополнительные творческие и грамматические задания с учётом “зоны актуального” и “ближайшего” развития данного ребёнка.

В результате такой систематической работы дети приобретают навыки создания текста. При этом они строят высказывания осознанно, используя различные средства связи и разнообразные синтаксические конструкции.

Список литературы.

  1. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. Учеб.пособие для студентов пед.учеб. заведений / Под ред. М.С.Соловейчик. М., 1994.
  2. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. Учеб.-метод.пособие для студентов пед.заведений./Сост. Т.П,Сальникова. М., 2001
  3. Вахрушева Т.В., Попова Е.В. 100 изложений по русскому языку. “Аквариум”., 2004
  4. Уроки развития связной речи в начальной школе. Пособие для студентов факультета нач.обучения. С-Петербург., 1996
  5. Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников. Учебно-методическое пособие. С-Петербург., 2005
  6. Есенина С.А. Как научить вашего ребёнка писать изложения. Изд-во “Грамотей”., 2005
  7. Баканова Н.С. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции (начальная школа). Учебно-методическое пособие. М., 2001
  8. Л.Г.Милостивенко Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. Из опыта работы. С-Петербург., 1995
  9. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М., 1999
  10. Парамонова Л.Г. Русский язык: правописание и грамматика. СПб.:Дельта, 2001
  11. Малм Л.Д., Арямова О. С. Речевое развитие младших школьников. Дидактический материал к урокам развития речи для уч-ся 1-4 классов. Пенза, 2000
  12. Коррекционная педагогика в начальном образовании. / Под ред. Кумариной Г.Ф. М., 2003
  13. Российская Е. Н., Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. – М.: Айрис-пресс, 2004.

Конспект логопедического занятия по развтию речи для 3 класса компенсирующего обучения.

ТЕМА: Лексическая подготовка к написанию изложения “Какого цвета нос у грача”.

Лексическая тема: Весна

Коррекционные задачи:

  • дать представление о сложных предложениях и многозначности слов;
  • расширять активный словарь учащихся путём образования родственных слов, антонимов, синонимов, сложных слов;
  • развивать связную речь;
  • уточнять и закреплять временные представления и ориентировки;
  • закреплять умение устанавливать связь между предложениями и оформлять их на письме;
  • активизировать зрительную и слуховую память, логическое мышление.

Общеобразовательные задачи:

  • формировать умение группировать предложения по частям (подтемам), составлять план в вопросительной форме;
  • определять тему и основную мысль текста;
  • формировать умение отбирать речевые средства, работать с синонимами, антонимами, родственными словами

Воспитательные задачи:

  • воспитывать умение слушать и слышать обращённую речь;
  • формировать навыки самоконтроля и самооценки речевой и учебно-практической деятельности;
  • прививать навыки коллективной и индивидуальной работы;
  • воспитывать любовь к природе.

Методы и приёмы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические:

а) по характеру языкового материала – грамматические, словообразовательные, лексические, синтаксические;
б) по характеру умственной деятельности – аналитико-синтетические, группирование
в) по форме проведения – устные и письменные
г) по уровню самостоятельности – с объяснением до выполнения задания, с проверкой после выполнения

Ожидаемый результат:

  • при пересказе текста не будет искажения содержания, пропуска важных фактов;
  • не будет нарушения логической последовательности, связи между фактами и событиями;
  • уменьшится количество речевых ошибок по определению границ предложений;
  • при построении высказывания сократятся неоправданные повторы одного и того же слова, употребление лишних слов.

Оборудование: репродукция картины А.К Саврасова “Грачи прилетели”, предметная картинка с изображением грача, аудиозапись с релаксационной музыкой, ортопедические валики, коврики, раздаточные карточки с деформированным текстом, карточки с предложением для записи по зрительной памяти, цветные ручки, школьный словарик антонимов и синонимов русского языка.

Текст:

Какого цвета нос у грача

Грача называют белоносым. А на самом деле носик у него чёрный. В чём тут дело?

Грач целый день в земле копается. Облюбует себе овражек или холмик и давай работать! Из-под прутиков достаёт личинок или зёрнышки или кусочек корешка.

От такой работы чёрные пёрышки вокруг клювика вытираются. Остаётся только колечко белой кожи. Вот со стороны и кажется нос белым.

(60 слов)

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Л-д: Назовите, какое сейчас время года? (Зима)

  • Назовите зимние месяцы.
  • Какой зимний месяц самый короткий?
  • Какое время года было до зимы?
  • Какое время года будет после зимы?
  • Какой сейчас месяц?
  • Назовите предыдущий месяц?
  • Какой будет следующий месяц?
  • Какой сегодня день недели?
  • Назовите предыдущий день и последующий.
  • Какое сегодня число? Назовите его соседей.

II. Объявление темы занятия.

Сегодня на занятии мы должны подготовиться к написанию изложения. Для этого мы вспомним основные признаки текста, разберём трудные слова, активизируем свою зрительную и слуховую память, словесно-логическое мышление.

III. Логико-грамматический раздел

1. Работа по картине А. Саврасова “Грачи прилетели”

На наборном полотне выставлена картина А. Саврасова “Грачи прилетели”

Л-д: Посмотрите на картину. Ответьте мне на вопрос.

  • Каких птиц принято считать первыми вестниками весны? (Грачи)
  • Как называют птиц, улетающих на зиму в тёплые края? (перелётные)

Верно.

Л-д: Посмотрите, на картине “Грачи прилетели” Алексей Кондратьевич Саврасов изобразил простой, поэтический уголок природы, и возвращение птиц домой. Это лирический русский пейзаж. Саврасов был родоначальником именно такого пейзажа.

Тает грязный снег. Талые воды стекают в пруд. Свежий ветер гонит по небу облака. Всё в природе освещено солнцем.

На берёзах в своих гнёздах радостно галдят, суетятся грачи. Они вернулись домой.

Как вы думаете, это ранняя или поздняя весна изображена на картине?

Л-д: А теперь для вас есть задание

  • Возьмите карточку № 1 , прочитайте и выберете правильное предложение о грачах и весне.
  1. Грачи прилетели, потому что наступила весна. № 1
  2. Наступила весна, потому что прилетели грачи.
  • Выделите основу в этом предложении. (1 мин)
  • Чем необычно это предложение? (в нём две основы)

Л-д: верно, в нём две основы, поэтому предложение называется сложным. Но это вы будете изучать позднее.

2. Работа по карточке № 2

Грач целый день в земле копается.

Найдите в предложении слово, обозначающее действие (копается)

  • Какой предмет это действие совершает? (Грач)
  • Можем ли мы назвать эти два слова словосочетанием или нет? Почему?
  • Чем они являются в предложении? (подлежащим и сказуемым. Это грамматическая основа предложения. Связь между этими словами равнозначная. А в словосочетании одно слово главное, другое зависимое)
  • Какое лексическое значение имеет глагол КОПАТЬСЯ в данном предложении? Как по другому можно сказать? (рыться в земле). Найдите значение этого слова в словарике.

- Этот глагол может иметь ещё несколько значений:

    • рыться в земле
    • ворошить, перебирать
    • мешкать, медленно делать что-либо

Об этом слове можно сказать, что оно имеет много значений. Значит, как его можно назвать? (многозначным)

Л-д: Определите, в каких значениях оно употреблено в этих словосочетаниях

КОПАТЬСЯ В ШКАФУ
КОПАТЬСЯ В ОГОРОДЕ
КОПАТЬСЯ С УРОКАМИ
КОПАТЬСЯ В ПЕСОЧНИЦЕ
КОПАТЬСЯ В БУМАГАХ 

IV. Релаксация. (3 мин)

(Дети лежат на ковриках, под головой ортопедические валики, без обуви)

Л-д: освободили мышцы шеи, покачивая головой из стороны в сторону.

1) Дыхательная гимнастика (контроль: руки на диафрагме)

Вдох через нос, надуваем животики-шарики, выдох через рот (5-6 раз)

2) Л-д: Руки вдоль туловища
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем

3) (Звучит релаксационная музыка)

Л-д: (тихим голосом, с паузами).

Дышим легко, ровно, глубоко
Наши руки отдыхают,
Наши ноги отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Напряженье улетело,
И расслаблено всё тело

Мы слышим радостно-тревожные звуки пробуждающейся жизни. Звонко и весело поют птицы. Пора и нам просыпаться.

Открываем глаза, поворачиваемся на правый бок, левой рукой опираемся о пол и аккуратно встаём. Обуваемся, садимся на свои места.

Продолжаем работу.

V. Работа с деформированным текстом.

1. Л-д: Переверните карточку № 3 и скажите, можем ли мы назвать это текстом?

Грача называют белоносым а на самом деле носик у него чёрный в чём тут дело грач целый день в земле копается облюбует себе овражек или холмик и давай работать из-под прутиков достаёт личинок или зёрнышки или кусочек корешка от такой работы чёрные пёрышки вокруг клювика вытираются остаётся только колечко белой кожи вот со стороны и кажется нос белым.

  • Что для этого нужно вспомнить, чтобы правильно ответить на этот вопрос? (всё, что мы знаем о тексте)
  • А что мы знаем о тексте?

-Текст – это группа предложений, в которых говорится об одном и том же

- У всех предложений одна тема.

- Предложения выражают законченную мысль и имеют свои границы.

- Слова в предложении связаны друг с другом по смыслу и грамматически.

- Каждое предложение пишется с большой буквы.

- Текст может иметь название.

- Сколько частей имеет текст? (3)

- Какие? (Вводную, основную и заключительную)

- Как показать части текста на письме?

- Каждая часть пишется с красной строки.

Наведём в тексте порядок. Берём в руки карандаш и работаем в карточке.

1. Деление текста на предложения и смысловые части.

  • найдите первое предложение, оно повествует, сообщает о чём либо
  • что поставим в конце предложения? (точку). Следующее предложение начнём писать с какой буквы? (С большой буквы. Исправьте в тексте маленькую букву на большую)
  • 2-ое также разбираем
  • в 3-м содержится вопрос, как оформить это на письме? (в конце ставим ?)
  • 4-е (.)
  • 5-е эмоционально насыщенное, произносится с особой интонацией восклицания. Как показать это на письме? (!)

2.Беседа по содержанию текста

  • Кто такой грач? Как он выглядит?
  • Как ещё называют грача? (белоносый)
  • Как кормится грач?
  • Почему грача называют белоносым?

Содержание текста все поняли, на предложения разделили, что ещё нужно сделать с текстом? (Разделить на части)

Л-д: 1-я вводная часть как бы открывает дверцу в текст, знакомит нас с персонажем. Но ещё не рассказывает о герое

  • Прочитайте начало текста и подумайте каким, предложением может заканчиваться вводная часть (3-им, вопросительным. Подсказка при затруднении: какое предложение начинает рассказывать о занятии героя?)

Следующее предложение как начинаем писать ? (с красной строки) Отметьте знаком Z в тексте начало следующей части.

Во 2-ой основной части рассказывается о том, что происходит с героем рассказа, чем он занимается.

Она не может состоять из одного предложения . Их всегда несколько. Прочитайте, подумайте и скажите, каким предложением может заканчиваться основная часть? (6-ым). (При затруднении - подсказка: какое предложение начинает подводить итог сказанному?) Отметьте начало 3-ей части знаком Z

3-я заключительная часть подводит итог сказанному или выражает главную мысль текста.

Л-д: Что ещё мы можем сделать с текстом? (Озаглавить)

Заглавие должно отражать главную мысль текста.

  • Какое заглавие текста вы можете предложить?(…..)
  • О чём рассказывается в тексте? (Какого цвета нос у грача)
  • Отражает главную мысль текста это предложение? (да)
  • Можем оставить как заглавие? (да). Запишем его в тетрадь.

Для того чтобы нам легче было пересказывать текст, писать изложение, мы составим план в форме вопросительных предложений.

  • На какой вопрос мы находим ответ в первой, вводной части? (Как называют грача?) Этот вопрос и будет у нас первым пунктом плана (под названием пишем слово план и ниже под цифрой 1 первый вопрос)
  • О чём рассказывает основная часть? (Как кормится грач?) Этот вопрос будет вторым пунктом плана.
  • Что мы узнаём из заключительной части? (Что происходит с его носом?) Это третий пункт плана.

Мы с вами восстановили все признаки текста и хорошо сегодня поработали

VI. Итог урока.

  • Что такое текст?
  • Работали ли вы с текстами на других уроках?
  • Будут ли текстами скороговорки, поговорки? Почему?
  • Что нового о тексте вы сегодня узнали?
  • Какие выводы сделали?

VII.Задание на дом.

  1. Из текста выписать все встречающиеся словосочетания со словами –“неприятелями” т.е. антонимами (белый – чёрный)
  2. Пересказать текст по плану.