Одна из основных коррекционно-образовательных целей системы по развитию связной речи состоит в обучении учащихся с НР навыкам создания письменного текста.
Письмо и письменная речь, являясь “базой” всего дальнейшего обучения, вызывает значительные затруднения у школьников с недоразвитием речи, что оказывает отрицательное воздействие на усвоение школьной программы и влияет на процесс их социальной адаптации в целом.
В самостоятельных письменных работах учащихся с нарушениями речи, отмечается недостаточность контроля за отбором слов, бедность и инертность словарного состава, ограниченность запаса используемых синтаксических структур предложений, дисграфические и орфографические ошибки.
Большие затруднения возникают в связности выражения причинно следственных отношений.
Таким образом, проблема подготовки учащихся с НР к обучению письменной речи представляется недостаточно разработанной.
Предлагаемая система работы над изложением объединяет все четыре вида речевой деятельности (слушаю – говорю – читаю – пишу) и органично сочетает в себе работу по развитию речи с орфографо-пунктуационной работой.
Занятие направлено не только на усвоение лингвистических и орфографических знаний, но и на коррекцию и компенсацию имеющихся недостатков, на приобретение элементарных умений и навыков по развитию речи. Раскрывается понятие текста как единицы речи, его тема и основная мысль, заголовок. Изучаются структура текста, типы речи по цели высказывания (повествование, рассуждение, описание), стили речи, её изобразительно-выразительные средства. Речевой материал и система упражнений представлены с учётом коррекционного и программного содержания и берутся непосредственно из текста изложения. Такие уроки отражают несколько взаимосвязанных между собой направлений системы речевого развития.
В процессе работы дети понимают, что слова в предложении связаны друг с другом по смыслу и грамматически, что предложения выражают законченную мысль и имеют свои границы.
Особенность орфографических упражнений состоит в том, что наряду с известными детям орфограммами рассматриваются ещё не изученные, но часто встречающиеся в тексте. Доступными и понятными методами и приёмами привлекается внимание учеников к трудным случаям правописания. Это развивает орфографическую зоркость и навыки самоконтроля, что особенно важно для учащихся с проблемами в обучении.
Лексические упражнения позволяют сосредоточить внимание детей на семантике новых слов и оборотов, образно-выразительных средствах языка и обогатить их активный словарный запас.
Беседа по содержанию текста и работа над составлением плана помогут избежать неполноты и непоследовательности в передаче содержания, установить причинно-следственные связи, добиться структурной целостности текста.
Обучающимся, досрочно справляющимся с изложением, могут быть даны дополнительные творческие и грамматические задания с учётом “зоны актуального” и “ближайшего” развития данного ребёнка.
В результате такой систематической работы дети приобретают навыки создания текста. При этом они строят высказывания осознанно, используя различные средства связи и разнообразные синтаксические конструкции.
Список литературы.
- Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. Учеб.пособие для студентов пед.учеб. заведений / Под ред. М.С.Соловейчик. М., 1994.
- Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. Учеб.-метод.пособие для студентов пед.заведений./Сост. Т.П,Сальникова. М., 2001
- Вахрушева Т.В., Попова Е.В. 100 изложений по русскому языку. “Аквариум”., 2004
- Уроки развития связной речи в начальной школе. Пособие для студентов факультета нач.обучения. С-Петербург., 1996
- Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников. Учебно-методическое пособие. С-Петербург., 2005
- Есенина С.А. Как научить вашего ребёнка писать изложения. Изд-во “Грамотей”., 2005
- Баканова Н.С. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции (начальная школа). Учебно-методическое пособие. М., 2001
- Л.Г.Милостивенко Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. Из опыта работы. С-Петербург., 1995
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М., 1999
- Парамонова Л.Г. Русский язык: правописание и грамматика. СПб.:Дельта, 2001
- Малм Л.Д., Арямова О. С. Речевое развитие младших школьников. Дидактический материал к урокам развития речи для уч-ся 1-4 классов. Пенза, 2000
- Коррекционная педагогика в начальном образовании. / Под ред. Кумариной Г.Ф. М., 2003
- Российская Е. Н., Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. – М.: Айрис-пресс, 2004.
Конспект логопедического занятия по развтию речи для 3 класса компенсирующего обучения.
ТЕМА: Лексическая подготовка к написанию изложения “Какого цвета нос у грача”.
Лексическая тема: Весна
Коррекционные задачи:
- дать представление о сложных предложениях и многозначности слов;
- расширять активный словарь учащихся путём образования родственных слов, антонимов, синонимов, сложных слов;
- развивать связную речь;
- уточнять и закреплять временные представления и ориентировки;
- закреплять умение устанавливать связь между предложениями и оформлять их на письме;
- активизировать зрительную и слуховую память, логическое мышление.
Общеобразовательные задачи:
- формировать умение группировать предложения по частям (подтемам), составлять план в вопросительной форме;
- определять тему и основную мысль текста;
- формировать умение отбирать речевые средства, работать с синонимами, антонимами, родственными словами
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение слушать и слышать обращённую речь;
- формировать навыки самоконтроля и самооценки речевой и учебно-практической деятельности;
- прививать навыки коллективной и индивидуальной работы;
- воспитывать любовь к природе.
Методы и приёмы:
- словесные;
- наглядные;
- практические:
а) по характеру языкового материала – грамматические, словообразовательные, лексические, синтаксические;
б) по характеру умственной деятельности – аналитико-синтетические, группирование
в) по форме проведения – устные и письменные
г) по уровню самостоятельности – с объяснением до выполнения задания, с проверкой после выполнения
Ожидаемый результат:
- при пересказе текста не будет искажения содержания, пропуска важных фактов;
- не будет нарушения логической последовательности, связи между фактами и событиями;
- уменьшится количество речевых ошибок по определению границ предложений;
- при построении высказывания сократятся неоправданные повторы одного и того же слова, употребление лишних слов.
Оборудование: репродукция картины А.К Саврасова “Грачи прилетели”, предметная картинка с изображением грача, аудиозапись с релаксационной музыкой, ортопедические валики, коврики, раздаточные карточки с деформированным текстом, карточки с предложением для записи по зрительной памяти, цветные ручки, школьный словарик антонимов и синонимов русского языка.
Текст:
Какого цвета нос у грача
Грача называют белоносым. А на самом деле носик у него чёрный. В чём тут дело?
Грач целый день в земле копается. Облюбует себе овражек или холмик и давай работать! Из-под прутиков достаёт личинок или зёрнышки или кусочек корешка.
От такой работы чёрные пёрышки вокруг клювика вытираются. Остаётся только колечко белой кожи. Вот со стороны и кажется нос белым.
(60 слов)
Ход занятия
.I. Организационный момент
.Дети стоят в кругу.
Л-д: Назовите, какое сейчас время года? (Зима)
- Назовите зимние месяцы.
- Какой зимний месяц самый короткий?
- Какое время года было до зимы?
- Какое время года будет после зимы?
- Какой сейчас месяц?
- Назовите предыдущий месяц?
- Какой будет следующий месяц?
- Какой сегодня день недели?
- Назовите предыдущий день и последующий.
- Какое сегодня число? Назовите его соседей.
II. Объявление темы занятия.
Сегодня на занятии мы должны подготовиться к написанию изложения. Для этого мы вспомним основные признаки текста, разберём трудные слова, активизируем свою зрительную и слуховую память, словесно-логическое мышление.
III. Логико-грамматический раздел
1. Работа по картине А. Саврасова “Грачи прилетели”
На наборном полотне выставлена картина А. Саврасова “Грачи прилетели”
Л-д: Посмотрите на картину. Ответьте мне на вопрос.
- Каких птиц принято считать первыми вестниками весны? (Грачи)
- Как называют птиц, улетающих на зиму в тёплые края? (перелётные)
Верно.
Л-д: Посмотрите, на картине “Грачи прилетели” Алексей Кондратьевич Саврасов изобразил простой, поэтический уголок природы, и возвращение птиц домой. Это лирический русский пейзаж. Саврасов был родоначальником именно такого пейзажа.
Тает грязный снег. Талые воды стекают в пруд. Свежий ветер гонит по небу облака. Всё в природе освещено солнцем.
На берёзах в своих гнёздах радостно галдят, суетятся грачи. Они вернулись домой.
Как вы думаете, это ранняя или поздняя весна изображена на картине?
Л-д: А теперь для вас есть задание
- Возьмите карточку № 1 , прочитайте и выберете правильное предложение о грачах и весне.
- Грачи прилетели, потому что наступила весна. № 1
- Наступила весна, потому что прилетели грачи.
- Выделите основу в этом предложении. (1 мин)
- Чем необычно это предложение? (в нём две основы)
Л-д: верно, в нём две основы, поэтому предложение называется сложным. Но это вы будете изучать позднее.
2. Работа по карточке № 2
Грач целый день в земле копается.
Найдите в предложении слово, обозначающее действие (копается)
- Какой предмет это действие совершает? (Грач)
- Можем ли мы назвать эти два слова словосочетанием или нет? Почему?
- Чем они являются в предложении? (подлежащим и сказуемым. Это грамматическая основа предложения. Связь между этими словами равнозначная. А в словосочетании одно слово главное, другое зависимое)
- Какое лексическое значение имеет глагол КОПАТЬСЯ в данном предложении? Как по другому можно сказать? (рыться в земле). Найдите значение этого слова в словарике.
- Этот глагол может иметь ещё несколько значений:
- рыться в земле
- ворошить, перебирать
- мешкать, медленно делать что-либо
Об этом слове можно сказать, что оно имеет много значений. Значит, как его можно назвать? (многозначным)
Л-д: Определите, в каких значениях оно употреблено в этих словосочетаниях
КОПАТЬСЯ В ШКАФУ
КОПАТЬСЯ В ОГОРОДЕ
КОПАТЬСЯ С УРОКАМИ
КОПАТЬСЯ В ПЕСОЧНИЦЕ
КОПАТЬСЯ В БУМАГАХ
IV. Релаксация. (3 мин)
(Дети лежат на ковриках, под головой ортопедические валики, без обуви)
Л-д: освободили мышцы шеи, покачивая головой из стороны в сторону.
1) Дыхательная гимнастика (контроль: руки на диафрагме)
Вдох через нос, надуваем животики-шарики, выдох через рот (5-6 раз)
2) Л-д: Руки вдоль туловища
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем
3) (Звучит релаксационная музыка)
Л-д: (тихим голосом, с паузами).
Дышим легко, ровно, глубоко
Наши руки отдыхают,
Наши ноги отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Напряженье улетело,
И расслаблено всё тело
Мы слышим радостно-тревожные звуки пробуждающейся жизни. Звонко и весело поют птицы. Пора и нам просыпаться.
Открываем глаза, поворачиваемся на правый бок, левой рукой опираемся о пол и аккуратно встаём. Обуваемся, садимся на свои места.
Продолжаем работу.
V. Работа с деформированным текстом.
1. Л-д: Переверните карточку № 3 и скажите, можем ли мы назвать это текстом?
Грача называют белоносым а на самом деле носик у него чёрный в чём тут дело грач целый день в земле копается облюбует себе овражек или холмик и давай работать из-под прутиков достаёт личинок или зёрнышки или кусочек корешка от такой работы чёрные пёрышки вокруг клювика вытираются остаётся только колечко белой кожи вот со стороны и кажется нос белым.
- Что для этого нужно вспомнить, чтобы правильно ответить на этот вопрос? (всё, что мы знаем о тексте)
- А что мы знаем о тексте?
-Текст – это группа предложений, в которых говорится об одном и том же
- У всех предложений одна тема.
- Предложения выражают законченную мысль и имеют свои границы.
- Слова в предложении связаны друг с другом по смыслу и грамматически.
- Каждое предложение пишется с большой буквы.
- Текст может иметь название.
- Сколько частей имеет текст? (3)
- Какие? (Вводную, основную и заключительную)
- Как показать части текста на письме?
- Каждая часть пишется с красной строки.
Наведём в тексте порядок. Берём в руки карандаш и работаем в карточке.
1. Деление текста на предложения и смысловые части.
- найдите первое предложение, оно повествует, сообщает о чём либо
- что поставим в конце предложения? (точку). Следующее предложение начнём писать с какой буквы? (С большой буквы. Исправьте в тексте маленькую букву на большую)
- 2-ое также разбираем
- в 3-м содержится вопрос, как оформить это на письме? (в конце ставим ?)
- 4-е (.)
- 5-е эмоционально насыщенное, произносится с особой интонацией восклицания. Как показать это на письме? (!)
2.Беседа по содержанию текста
- Кто такой грач? Как он выглядит?
- Как ещё называют грача? (белоносый)
- Как кормится грач?
- Почему грача называют белоносым?
Содержание текста все поняли, на предложения разделили, что ещё нужно сделать с текстом? (Разделить на части)
Л-д: 1-я вводная часть как бы открывает дверцу в текст, знакомит нас с персонажем. Но ещё не рассказывает о герое
- Прочитайте начало текста и подумайте каким, предложением может заканчиваться вводная часть (3-им, вопросительным. Подсказка при затруднении: какое предложение начинает рассказывать о занятии героя?)
Следующее предложение как начинаем писать ? (с красной строки) Отметьте знаком Z в тексте начало следующей части.
Во 2-ой основной части рассказывается о том, что происходит с героем рассказа, чем он занимается.
Она не может состоять из одного предложения . Их всегда несколько. Прочитайте, подумайте и скажите, каким предложением может заканчиваться основная часть? (6-ым). (При затруднении - подсказка: какое предложение начинает подводить итог сказанному?) Отметьте начало 3-ей части знаком Z
3-я заключительная часть подводит итог сказанному или выражает главную мысль текста.
Л-д: Что ещё мы можем сделать с текстом? (Озаглавить)
Заглавие должно отражать главную мысль текста.
- Какое заглавие текста вы можете предложить?(…..)
- О чём рассказывается в тексте? (Какого цвета нос у грача)
- Отражает главную мысль текста это предложение? (да)
- Можем оставить как заглавие? (да). Запишем его в тетрадь.
Для того чтобы нам легче было пересказывать текст, писать изложение, мы составим план в форме вопросительных предложений.
- На какой вопрос мы находим ответ в первой, вводной части? (Как называют грача?) Этот вопрос и будет у нас первым пунктом плана (под названием пишем слово план и ниже под цифрой 1 первый вопрос)
- О чём рассказывает основная часть? (Как кормится грач?) Этот вопрос будет вторым пунктом плана.
- Что мы узнаём из заключительной части? (Что происходит с его носом?) Это третий пункт плана.
Мы с вами восстановили все признаки текста и хорошо сегодня поработали