Цели урока: развитие внимания к собственным переживаниям, вызванными конкретным произведением, умение передавать их; формирование умения понять внутренние состояние персонажа, обосновать сделанные выводы фрагментами текста; развитие умение рассказывать сказку от лица определенного персонажа; воспитание любви к своей матери.
I. Организационный момент
Проверка организации рабочих мест.
II. Артикуляционная гимнастика.
а) Дыхательные упражнения.
вдох (через нос ) - выдох (через рот) (без звука)
вдох (через нос ) - выдох (через рот) (без звука порциями )
вдох (через нос ) - выдох (через рот) (со звуком )
вдох (через нос ) - выдох (через рот) ( со звуком порциями)
б) Чтение слогов по таблице (наращивание слогов со стечением согласных)
ре ра
тре дра
стре здра
ветре вздра
в) Работа с чистоговорками.
Ло-ло-ло — на улице тепло.
Лу-лу-лу — стол стоит в углу.
Ул-ул-ул — у нас сломался стул.
Оль-оль-оль — мы купили соль.
г) Работа над скороговоркой.
Наш Полкан попал в капкан.
III. Игра «Угадай»
Ребята, давайте вспомним прочитанные ранее сказки. Мы поиграем с вами в игру ''Угадай". По предложению вы должны узнать сказку, сказать название и какой народ сочинил эту сказку.
а) «- Сестрица Аленушка, я пить хочу!» ( «Сестрица
Аленушка и братец Иванушка» -
русская народная сказка)
б) «- Коровушка-матушка! Меня бьют - журят, хлеба
не дают, плакать не велят»
( «Хаврошечка» - русская народная сказка)
в) «Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется :
конь идет, соха орет, а человека нет!»
( «Мальчик с пальчик» - русская народная сказка)
г) «Рассердилась белочка, махнула своим
пушистым хвостом, повела ушками — кисточками.»
( «Три дочери» - татарская народная сказка)
д) «За ночь вода набиралась в ямке. Кто успеет
эту воду ковшом вычерпать - тот с водой, а
остальным двум семьям воды не доставалось»
(«Врозь плохо, вместе - хорошо» - мордовская
сказка)
е) «- Ох добрый человек и сама сегодня ничего не
ела: нечего.» («Каша из топора» - русская
народная сказка)
IV. Инсценирование сказки «Каша из топора»
- Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим инсценировку сказки "Каша из топора".
Ведущий. На побывку шёл солдат,
Сильно притомился
Он не ел два дня подряд,
Чуть не заблудился.
Но, добравшись до села,
Увидал избушку,
Стукнул в крайнее окно,
Подозвал старушку.
Солдат.
Здравствуй, бабушка, нельзя ли
У тебя заночевать.
Старуха. Заходи, служивый, ладно,
Приготовлю я кровать.
Солдат (заходя в комнату).
А ещё хочу, хозяйка,
Нынче я тебя спросить:
Не найдется ли солдату
Что-нибудь перекусить?
Старуха.
Я сама не ела с вечера,
Потому что кушать нечего
Ведущий.
Подошел солдат к кровати,
Посмотрел по сторонам,
Заглянул в углу под лавку
И топор заметил там.
Солдат.
Слышь, бабуля! Нам негоже
Быть голодным до утра.
Я смогу сварить нам кашу
Из простого топора.
Старуха. Разве сможешь?
Солдат.
Ну, конечно!
Побыстрей котел тащи!
Положу топор в котел я,
Разведу огонь в печи.
(Кладёт топор в котел, разводит огонь, сидит, помешивая ложкой, пробует)
Старуха. Вкусно?
Солдат.
Очень!
Только соли
Нет совсем...
Старуха.
Так вот же соль!
Посоли, служивый, вволю
И попробовать изволь.
Солдат (солит, пробует, хвалит).
Скоро будет уж готова.
Ну и каша! Ну вкусна!
Не мешало бы добавить
Только горсточку пшена.
Старуха. Погоди, солдат, минутку,
Принесу пшено сейчас. (Идёт в другую комнату и возвращается с мешочком пшена)
Как считаешь, хватит столько?
Солдат.
Хватит! Будет в самый раз.
(Добавляет в котел пшено, пробует...)
Ох, как каша хороша,
Всем на удивление.
Ложку б маслица сюда,
Было б объеденье!
Старуха. Вот, солдат, горшочек с маслом, (подает солдату горшок с маслом)
Сколько нужно, добавляй.
Солдат, (добавляет масло, помешивает)
Всё! Уже готова каша.
Чашку с ложкой доставай.
(Старуха достает миску с двумя ложками, садятся вдвоем за стол, начинают есть кашу).
Старуха.
Ах да каша! Как вкусна!
Как навариста она.
Я не думала, однако
Знать, солдатик, я стара,
Что сварить возможно кашу
Из простого топора.
V .Физкультминутка.
VI. Постановка целей урока.
- Вы узнаете название сказки, если отгадаете загадку
Что за птица
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка)
Сегодня на уроке познакомимся со сказкой ненецкого народа «Кукушка» Ненцы - народ, составляющий основное население северных районов России.
VII. Сообщения учащихся о кукушке. (На доске рисунок с изображением кукушки)
- Ребята, что вы знаете о кукушке? (Сообщения заранее подготовленных детей)
Кукушка получила своё название за то, что она кукует, кричит: "Ку-ку! Ку-ку!". Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на наше кукушка. У чехов она -кукачка, у болгар - кукувица, у немцев — кукук, у французов - куку, у итальянцев -куконо.Но есть у неё и другая, не очень лестная особенность: кукушка не высиживает и не выкармливает птенцов, а, снеся яичко на землю, подхватывает его клювом и летит по всему лесу в поисках какого-нибудь гнезда мелкой птицы, в котором уже лежат яйца. Найдя такое, кукушка вынимает из него одно яйцо, съедает и подбрасывает в него свою ношу.
Эта птица очень осторожная. Она немного больше голубя. Оперение её серое с поперечными полосами, длинный хвост и короткие лапки.Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в тёплые страны в конце лета.
Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца в чужие гнёзда и никогда не выкармливает своих птенцов. За лето каждая кукушка до 25 раз прибегает к такому приёму. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша-кукушонка. Обычно бывает так, что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из тесного гнезда маленьких птенцов и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы продолжают его усердно кормить, пока он не вырастет и не улетит.
Но всё-таки кукушки — одни из самых полезных наших птиц. Кукушка - птица насекомоядная и очень прожорливая. И главное - она поедает таких гусениц, которых кроме нее и иволги не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест всех подряд. Когда в лесу появляется много каких-нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.
VIII. Работа со словарем.
Чум - палатка, крытая шкурами.
Малица - верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами. Тундра - холодные северные беслесные пространства.
IX. Чтение сказки учителем. Обмен впечатлениями.
X. Физкультминутка.
XI. Чтение сказки учащимися и работа по содержанию
Почему мать превратилась в кукушку? Подтвердите словами из текста.
Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой?
Какими были дети: беззаботными, злыми, глупыми,
жестокими, бесчувственными,
легкомысленными, бесжалостными? Подтвердите
словами из текста.
Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?
XII. Обобщение.
- В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намек добро молодцам урок.» Чему учит нас эта сказка?
XIII. Оценивание.
XIV. Домашнее задание.
Подготовить пересказ сказки или от имени детей. Можно начать так: «Мы весело играли,; мама в это время...». Или от лица матери : «Мне хотелось, чтобы они были сыты и веселы...»