Цель: усвоить сходства и различия между данными частями речи.
Задачи:
- Обобщить и систематизировать знания об именах существительных и прилагательных.
- Развивать умение правильно и точно использовать в речи имена существительные.
- Расширять активный слов запас.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Ход урока
1. Организация класса.
Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Все получится у нас!
2. Жужжащее чтение. (Элемент В.Н. Зайцева “ Совершенствование общеучебных умений”)
На доске две тучки, из которых капают беспорядочно капельки дождя, на которых написаны фразы: предмет, признак предмета, какой?, что?, кто?, какая?, какие?, какое?, изменяется по числам и падежам, изменяется по числам, родам, падежам.
Посмотрите внимательно на доску и определите тему урока?
- Какие две части речи должны быть написаны на этих тучках?
(Распределите правильные ответы.) Молодцы!
- Теперь вы должны определить форму урока.
На доске таблица. Выпишите только буквы русского алфавита и составьте из них слово.
Ответ: урок- соревнование.
(Перед началом урока дети разделены на две команды: 1вариант, 2 вариант)
За каждый этап сами себе ставите оценку. В конце урока сделаем вывод, чья команда лучше знает части речи.
3. Актуализация знаний.
Но нам нельзя забывать, что урок русского языка – это урок обучения грамотной, правильной речи. Вначале мы этим и займемся.
Я предлагаю вам на несколько минут перенестись в театр.
Мы увидим отрывок из произведения Фонвизина “ Недоросль”.
Главные лица: Правдин и Митрофан.
Театрализация фрагмента
Правдин: Грамматика, что ж в ней вы знаете?
Митрофан: Много. Существительна да прилагательна.
Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь? Котора дверь?
Правдин: Котора дверь? Вот эта?
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Правдин: Почему ж?
Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста недаля дверь стоит еще не навешана: так та покамест существительна.
Правдин: Да, в грамматике он силен.
- Кто согласен с этим объяснением? Кто не согласен? Почему?
(Ответы детей.) Молодцы!
4. Разминка
1 команда: “ Чем сходны имя существительное и имя прилагательное?”
2 команда: “ В чем различие существительного и прилагательного?”
5. Словарная работа.
“ Буквенный диктант”
(Учитель показывает слово с пропущенной буквой, дети нумеруют и ставят букву.)
В…гон, ш…фер, дв…надцать, м…талл, кил…метр, электр…воз, р…сстояние, эл…ктричество, вос…мь, инж…нер, д…ректор, во…зал, адр…с, издал…ка.
( 1-а, 2-о, 3-е, 4-е, 5-о, 6-о,7-а, 8-е, 9-е, 10-е, 11-и, 12-к, 13-е, 14-е)
Оценивание.
6. Работа по теме урока.
а) На доске запись:
Прочитайте:
Он без рук, он без но…
Из з…мли пр..биться смо…
Вас он лет…м, в самый зной
Л…дяной поит в..дой.
-Что это? (Родник)
- Спишите. Какие орфограммы увидели? (Объяснение)
Каждая команда должна найти существительные и прилагательные, подчеркнуть их и на полях написать их количество. Молодцы!
Физминутка.
б) Работа с деформированным текстом.
- Составить из слов предложение. Дать характеристику предложению, найти главные члены предложения.
1 команда: найти существительные и определить род, число, падеж.
выехали, солнца, из, мы, перед, соседней, деревни, восходом
(Мы выехали из соседней деревни перед восходом солнца.)
2 команда: найти прилагательные и определить род, число, падеж.
с, тяжелая, шапка, снежная, дерева, макушки, упала.
(Тяжелая снежная шапка упала с макушки дерева.)
7. Творческая работа
Упражнение “ График”
- Постройте график падежей к данным словосочетаниям.
1 команда: определить падеж у существительных;
2 команда: определить падеж у прилагательных.
По глубокому озеру, за ближним озером, в тяжелом рюкзаке, беспечную кукушку, голубая сойка, от весеннего дождя, в желтом уборе, благодаря удачливым поездкам, без главных гостей, между дорожными знаками.
(1-Д.п., 2- Т.п., 3 – П.п.. 4 – В.п., 5 – И.п.. 6- Р.п., 7- П.п., 8- Д.п., 9- Р.п.. 10- Т.п.)
- Почему графики получились у первой и второй команды одинаковые?
- Как определить падеж у существительных, у прилагательных?
8. Итог урока.
- Чем на уроке занимались?
- Сделайте вывод.
(Оценивание. От каждой команды выявить самых умных, внимательных учеников)
9. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение “Что мне больше всего понравилось на уроке”, используя все части речи, которые вы знаете.