Одним из важнейших направлений в проведении урока музыки, является творческое развитие каждого ученика. Творчество понимается как сугубо своеобразное, уникальное присущее каждому ребёнку и потому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности школьников и в первую очередь в пении, импровизации, игре на музыкальных инструментах.
Творческое развитие на уроках музыки направлено не только на развитие сложного комплекса музыкальных задатков, детской музыкальности, к которым относятся:
- комплекс музыкально–творческих способностей ребёнка и его творческая активность;
- умение вслушиваться в музыку придумывать названия к услышанным произведениям, фантазировать об услышанной музыке, придумывать сюжеты, сказки под музыку;
- подбирать цвет к музыкальным инструментам, изображать музыку в цвете и рисунке;
- умение импровизировать мелодически и ритмически, но и на радость открытия, исследования, умение самостоятельно разобраться в ситуации. Поэтому на уроках музыки, в начальных классах, используются элементы исследования, которые помогают развивать речь, мышление, умение работать в группе, высказывать свои предположения и отстаивать своё мнение.
В наш век информационных технологий (ИКТ), использование ИКТ на уроке музыки имеет целый ряд преимуществ по сравнению с другими техническими средствами, главная из которых мультимедиа. Возможности мультимедийного модуля огромны. МСО позволяют отправиться в путешествие по разным странам, различным эпохам, развеять мифы и легенды, просматривать видеофильмы, анимацию, слушать музыку, знакомиться с культурой, праздниками и обрядами родного края и все это в сочетании с легким управлением. Любая наглядность должна не только иллюстрировать, но и “работать” вместе с учителем, помогая ученикам в усвоении учебного материала.
Мною разработана система уроков на основе презентаций, которая помогает отправиться в путешествие по разным странам, эпохам, раскрыть красоту природы, быт и обычаи нашего края, узнать о жизни и творчестве разных композиторов.
Задача учителя заключается в том, чтобы пробудить у детей с помощью ИКТ и различных видов деятельности на уроке их творческие возможности, воспитывать у ребёнка инициативность и способность к самостоятельным творческим действиям в области оценки музыки, её исполнения и доступного импровизирования.
Благодаря разнообразным видам деятельности, информационно - компьютерным технологиям, у детей формируется стойкий интерес к музыке, раскрываются индивидуальные особенности ребёнка, появляется его творческая активность, осознаётся учащимися язык музыкального искусства.
Методическая разработка урока музыки
(4 класс, 3 четверть по программе Г. Ригиной)
Пояснение к уроку
На уроке дети знакомятся с жизнью и творчеством австрийского композитора В.А. Моцарта, а также, организуются элементы исследовательской деятельности, которая направлена на подтверждение или опровержение некоторых мифов из жизни и творчества австрийского композитора.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок с элементами исследования (с применением мультимедийных технологий)
Целью занятия является формирование представлений о жизни и творчество В.А. Моцарта.
Задачи занятия:
- воспитывать интерес к урокам музыки, познавательную активность, через мифы и исторические документы, иллюстрации и музыку, жизнь и творчество В.А. Моцарта;
- формировать умение выделять главное, а также подтверждать или опровергать предоставленные факты на уроке по теме;
- развивать творческие способности через импровизацию, танцевальные движения, игру на музыкальных инструментах; творческую активность, эмоциональный отклик в суждениях о музыке и жизни В.А. Моцарта;
- расширять знания нотной грамотности и вокально-хоровых навыков;
Основные направления музыкально – культурного развития учащихся:
- Восприятие- знакомство с богатством выразительных звуковых возможностей камерного оркестра; произведениями из музыкального наследия В. А. Моцарта, музыкально - изобразительным содержанием его творчества;
- Вокал – выразительное исполнение произведений: французской народной песни “Пастушья песня”, “Всюду музыка живёт” (муз. Дубровина)
- Пластика движения – исполнение танца “Менуэт”, дирижирование (“Пастушья песня”), прохлопывание ритма.
- Импровизация: мелодическая импровизация: “Скрипка пела и плясала, словно заводная …”, оркестровая и танцевальная импровизация “Менуэт”
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, синтезатор, мультимедийная презентация, DVD-проигрыватель, диски с музыкальными произведениями.
Ход урока
I. Музыкальное приветствие с классом.
II. Знакомство с жизнью и творчеством В.А. Моцарта
Учитель: Наш урок я начну с истории одного неизвестного портрета.
На иллюстрации появляется портрет В. А. Моцарта
Совсем недавно, 6 января 2005 г., в картинной галерее города Берлина обнаружен неизвестный портрет кисти Йоханна Георга Эдлингера.
Написанное маслом полотно размером 80 на 62 сантиметра относится предположительно к 1790 году.
Картина была приобретена картинной галереей 70 лет назад, однако тогда ее не могли идентифицировать с именем известного композитора В.А. Моцартом. Установить это смогли с помощью компьютерной техники только сейчас стараниями любителя музыки Вольфганга Зайлера.
Учитель: Ребята вы, конечно, поняли, что речь на нашем уроке пойдёт о замечательном композиторе В.А. Моцарте.
Слайд №1, 2, 3, 4, 5 (Зальцбург 17 века, мать Анна Моцарт, отец Леопольд Моцарт и В. А. Моцарт в пятилетнем возрасте)
В.А. Моцарт родился 27 января 1756 года в Австрии, в городе Зальцбурге. В.А. Моцарт родился, в семье Анны и Леопольда Моцарт. Вольфганг рос одарённым ребёнком. Он мог подбирать мелодии на клавикордах уже в три года, играть на скрипке в четыре года и сочинять музыку в пять с половиной лет, в пять лет состоялось его первое публичное выступление.
Когда ему исполнилось12 лет, он уже написал три оперы, шесть симфоний и сотни других произведений.
Обратите внимание на дату его жизни, посчитайте, сколько лет прожил композитор?
Слайд №6 (портрет В.А. Моцарта с годами жизни)
Дети: Ответы детей (35 лет).
Учитель: Жизненный путь этого композитора мал, но очень плодотворен, он написал свыше 600 работ, в том числе более 40 симфоний, 20 опер и оперетт и 27 концертов для фортепиано.
3. Слушание: Вашему вниманию предлагаю послушать одно из самых знаменитых произведений В. А. Моцарта “Симфония №40” (фрагмент). Мы сегодня не только будем слушать музыку, но и смотреть со световыми эффектами.
Вслушиваясь в музыкальное произведение, определите его характер, настроение. Какой лад, темп, динамику использовал композитор? Какие музыкальные инструменты исполняют музыку?
Звучит “Симфония №40”, музыка В.А. Моцарта. (Ответы детей.)
Учитель:
Как вы думаете, откуда появляются у композитора всё новые и новые мелодии? Что вдохновляет их сочинять неповторимые, красивейшие произведения? (Ответы детей).
Проводится игра “Звуки природы”.
4. Пение.
Учитель: Дети сядьте правильно, руки положите на колени, спины выпрямите ровно, но не напрягая. Определите название песни (учитель играет фрагмент мелодии песни).
Дети: Песня называется “Всюду музыка живёт”.
Учитель: Правильно. В каком характере мы будем исполнять песню? (Ответы детей).
Исполнение песни “Всюду музыка живёт” ( муз. Дубровина).
Учитель: Жизнь Моцарта была наполнена музыкой. Даже перенося игрушки из комнаты в комнату, он шагал под весёлый маршевый мотив, очень любил петь. Посмотрите на экран, здесь написана нотами одна из его любимых французских песенок. Определите песню по ритму.
Слайд №7 (Песня, обозначенная нотами).
Дети: Песня называется “Пастушья песня”.
Учитель: Правильно, эта песня называется “Пастушья песня”.
Учитель: Определите, сколько долей в музыке? (Дирижирование песни). Обратите внимание на последний такт: он не обозначен нотами, давайте споём его по ручным знакам.
Исполняется французская народная песня “Пастушья песня” (каноном).
Слайд № 8 (Инструмент скрипка и стихотворная строка).
5. Импровизация: мелодическая импровизация на стихи “Скрипка пела и плясала, словно заводная…”
Учитель: Одним из инструментов, которым владел В. Моцарт, была скрипка, самый изящный, виртуозный инструмент. Давайте с вами сочиним мелодию к стихотворной строчке. Представьте, что вы юные композиторы.
(Дети исполняют свои сочинения).
6. Движения под музыку.
Учитель: Ребята, сейчас мы с вами отправимся на бал в 18 век, обязательно на балу играют музыканты и танцуют пары. Одним из самых знаменитых танцев того времени был танец менуэт. Давайте разделимся на музыкантов и танцующих.
Детям предлагается исполнить танец “Менуэт”. Класс делится на оркестрантов и танцующих.
7. Исследовательская деятельность.
Учитель: За прошедшие столетия накопилось много слухов, мифов и легенд об этом композиторе. Попытаемся с вами разобраться, где, правда, а где вымысел. Предлагаю разбиться на три группы: историки, критики, эксперты.
Группы рассаживаются на заранее обозначенные эмблемой места.
Учитель: Внимание, ваша задача познакомиться с предоставленными материалами и выделить главное, которое поможет:
- Историкам по предоставленным историческим фактам подтвердить или опровергнуть миф - Моцарт был уникумом, чудом; он творил, шутя, и все давалось ему необыкновенно легко.
- Критикам подвергнуть критике, либо одобрить по предоставленным материалам, один из периодов жизни Моцарта и ответить на предположение современников - Моцарт жил в нищете; современники не ценили его таланта.
- Экспертам, провести экспертизу документов и подтвердить или не согласиться с выводами современников - Моцарт писал реквием на свою смерть.
Затем вы выбираете своего представителя группы, который донесёт до всех остальных ребят ваше общее мнение по изученному материалу.
Каждая группа получает печатный материал.
Исторические документы
Миф первый. Моцарт был уникумом, чудом; он творил, шутя, и все давалось ему необыкновенно легко.
Из истории жизни семьи Моцарт следует, что Вольфганг был музыкальным гением, обладал феноменальными способностями. Исторические факты также говорят о том, что за шедеврами, стоит, прежде всего, титанический труд, он напряженно и много работал. Непосильно много трудился с самого раннего детства.
Гениальность Моцарта проявилась лет с трех. Уже в четыре года он сочинил свой первый концерт для клавесина, а в шесть - виртуозно играл на клавесине, скрипке и органе. Моцарту не исполнилось и шести лет, когда началось его долгое концертное турне: вместе с сестрой Анной, тоже талантливой исполнительницей.
Концертируя по разным городам, от напряжения и усталости Вольфганг часто болел, не раз находились на краю гибели.
Материалы для критиков.
Миф второй. Моцарт жил в нищете; современники не ценили его таланта.
Критики в 1782-м писали с восторгом о новой опере Моцарта "Похищение из сераля" и что она имела огромный успех у зрителей.
За несколько лет он дал множество фортепианных концертов, которые пользовались спросом и большой популярностью у публики. Очень часто ему платили огромные гонорары (для сравнения: годовое жалованье отца Моцарта в Зальцбурге составляло 350 флоринов, а за один концерт его сын мог получить в три раза больше).
Из личной переписки видно, что степень бедности семьи в мифах заметно преувеличена. Однако экстравагантный образ жизни быстро съедал все деньги.
Приятель, к которому гений пришел занять денег, спросил: У тебя нет ни замка, ни конюшни, ни кучи детей... Куда же ты деваешь деньги? И Моцарт ответил: Но у меня есть жена Констанца!
Она - мой замок, мой табун породистых лошадей, и моя куча детей... Вольфганг и Констанца были похожи, оба отличались легким и радостным отношением к жизни и просто не умели правильно распорядиться деньгами.
Документы для экспертизы.
Миф третий. Моцарт писал реквием на свою смерть.
Одна из легенд дошедшая до нашего времени.
“Осенним вечером серый незнакомец постучался в дверь Моцарта... Он заказал реквием по заданию своего хозяина, графа Вальзегг - Штуппаха, недавно похоронившего жену. Предчувствуя свою скорую смерть, одержимый черными мыслями, Моцарт начал сочинять реквием - для себя”. Так повествует легенда.
Однако если судить по моцартовской переписке последних месяцев жизни, он был в прекрасном расположении духа. И его смерть стала шоком для семьи и друзей. Спорны и причины смерти Моцарта, теорий о болезни, убившей гения, десятки.
Детям даётся время для изучения материалов.
По истечении времени представители групп (историки, критики, эксперты) подтверждают либо опровергают мифы, представленные нашими современниками.
Слайды № 9, 10, 11 (Анны и Вольфганга Моцарт, портрет его жены Констанцы, слайды с изображением больного Моцарта).
Учитель: Ребята, вы все очень хорошо сегодня поработали, уважаемые историки, критики и эксперты, вы сумели найти и выделить самое важное, главное, которое смогло прояснить истину жизни и творчества этого удивительного австрийского композитора В.А. Моцарта.
Учитель: Завершить наш урок мне хочется стихами об этом гениальном австрийском композиторе.
Слайд №12 (Портрет В.А. Моцарта и стихи).
Рефлексия
Учитель: Подумайте и скажите, понравился ли вам урок, что было для вас наиболее познавательным и интересным? Что нового для себя вы открыли и узнали? (Ответы детей).
В конце урока можно предложить детям выбрать квадратики с цветом, который соответствует вызванным чувствам услышанного музыкального произведения.