Цель концепции – состоит в описании и объяснении основных научно-методологических и теоретических основ и оснований лицейского образования в общеобразовательном учреждении, ориентиров для разработки программ развития лицейского образования в ГОУ СОШ, поиска путей модернизации содержания образовательного и воспитательного процессов в школе.
Современное общество характеризуется информационным взрывом, научно-технической революцией, глобализацией социальной жизни, усилением взаимодействия культур. В этих условиях от школы требуется не только вооружить учащихся новейшими знаниями в области естественных и гуманитарных наук, но и способностью самостоятельно находить и осмысливать информацию.
Лицейское образование рассматривается как одно из возможных направлений обновления образования на основе учета образовательных запросов учащихся и их родителей в условиях интенсивного развития информационного общества и активного внедрения наукоемких технологий в российскую экономику. Развитие лицейского образования направлено на создание комплекса условий для самореализации и социализации учащихся, формирование у них адекватных современному уровню информационной культуры знаний, высокой степени мобильности, многообразных форм поведенческой активности при сохранении целостности личности и гуманистичности ценностных ориентаций.
При этом важно не только сформировать у молодого поколения ключевые компетенции, необходимые ему для жизни в условиях рыночной экономики, законодательной базы российского государства, информационной революции, стиля и образа жизни личности, предполагающего более высокую степень самостоятельности, предприимчивости, ответственности за принятие решения, за личный успех, но и воспитать высокие нравственные качества.
Миссия лицейских классов состоит в формировании личности, адаптированной к современным условиям, характеризующимся утверждение рыночных основ экономики, парламентской демократии, информационной революцией.
Лицейское образование – это вид государственного образования, реализующего общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) образования, обеспечивающее профильную подготовку обучающихся 8-11 классов и формирование у них навыков самостоятельной проектной и научно-исследовательской деятельности.
Лицейское образование предполагает изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса, которые более полно учитывают интересы, склонности и способности учащихся, создают условия для обучения учащихся 8-9 классов в соответствии с их намерениями в отношении продолжения образования. Оно предоставляет учащимся широкие возможности по развитию и наращиванию творческого потенциала, овладению навыками самостоятельной, исследовательской и проектной деятельности, построения индивидуальной образовательной траектории.
Лицейское образование – особая форма организации учебно-воспитательного процесса, ориентированная на личностные способности обучающихся и их развитие через различные виды деятельности (в первую очередь практической), углубленное изучение математики, физики и информатики, создание благоприятных условий для развития и постоянного наращивания творческого потенциала учащихся.
Цель лицейского образования – развитие личности лицеиста, его потенциальных интеллектуальных возможностей, подготовка к осознанному выбору профиля образования через модернизацию образовательного процесса, выявление способностей каждого лицеиста, формирование социально зрелой, творчески развитой личности – гражданина России, личности своеобразной, умеющей пропускать через себя и критически оценивать картину мира, физически здоровой, которой присущи высоконравственные личные качества.
Задачи лицейского образования:
- повысить уровень качества образования на основе углубленного изучения математики, физики, информатики и освоения общеобразовательных предметов, внедрения курсов по выбору, спецкурсов, интеграцию отдельных предметов;
- создать условия для осуществления дифференциации содержания обучения учащихся с широкими и глубокими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию различным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, подготовить выпускников 9-ых классов к освоению программ профессионального образования в полной средней школе;
- создать комфортные условия для развития психически и физически здоровой личности, реализации творческих способностей учащихся на основе их привлечения к творческим конкурсам, научной и проектно-исследовательской деятельности.
Лицейское образование:
- дает выпускникам универсальное образование, позволяющее адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям;
- реализует идею общего, интеллектуального, нравственного развития личности на основе содержания образования;
- обеспечивает соответствие международным требованиям к реализации программ для детей с высокими интеллектуальными способностями благодаря содержанию повышенной сложности по математике, физике, информатике, высокому уровню мыслительных процессов, развитию у обучающихся навыков рефлексии;
- формирует личность с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, готовую к осознанному выбору и освоению разнообразных профессиональных образовательных программ.
Лицейское образование способствует формированию таких личностных качеств как:
- разносторонний интеллект;
- прочные навыки исследовательского труда;
- высокий уровень культуры;
- активная гражданская позиция, направленная на созидающий труд и творчество.
Основаниями лицейского образования являются:
Интегративность. Предполагает единство образовательно-воспитательных целей и задач, форм и методов, всех направлений деятельности лицеистов. Предметы базового и школьного компонента, краткосрочные курсы, воспитательные мероприятия объединены в единую интегративную программу на основе принципа хронологии и общих целей, вытекающих из миссии лицейского образования.
Технологичность. Заключается в разработке и применении наиболее рациональных, эффективных способов и приемов образовательной деятельности, продуманности каждого шага в реализации интегрированных образовательных программ и программ обучения в профильной школе.
Внедрение интегративных технологий в деятельность образовательного учреждения позволяет преодолеть неопределенность педагогического процесса, усиливает его целостность, завершенность. В результате формируется личность с заданными гражданскими качествами.
Технологичность образовательной деятельности реализуется в том числе и посредством введения экстерната, индивидуальных траекторий обучения.
Допрофессиональная подготовка. Выражается в подготовке учащихся к свободному и осознанному выбору профессии за счет изучения ориентированного спектра наук.
Личная ориентированность. Предполагает использование гибких форм организации учебно-воспитательного процесса, ориентированных на личностные особенности учащихся и их развитие через различные виды деятельности.
Адаптационность. Выражается в том, что процесс образования нацелен на оптимальную социализацию личности в современном обществе, обеспечивает ее необходимыми для этого знаниями и навыками.
Информационность. Предполагает использование современных методов работы с информацией и компьютерных технологий для оптимизации образовательного процесса.
Принципы реализации лицейского образования:
- принцип универсальности предполагает в первую очередь интеграцию содержания образования на основе углубленного изучения математики, физики, информатики и глубокого освоения общеобразовательных предметов;
- принцип фундаментальности предполагает формирование у учащихся базовых ключевых компетентностей по предметам школьной программы, глубокое освоение фундаментальных основ математики, физики, информатики;
- принцип целостности образования предполагает взаимосвязь образовательной и воспитательной сферы образования, активное внедрение проектного метода обучения;
- принцип интегративности предполагает осуществление интеграции общеобразовательных предметов, внедрение интегрированых курсов;
- принцип индивидуализации и социализации образования предусматривает возможность осуществления индивидуальных образовательных планов для одаренных учащихся, создание образовательных подгрупп;
- принцип гуманизации предполагает нацеленность содержания, организации и технологии обучения на общекультурное развитие личности, формирование мировоззрения и гуманистического сознания, усвоение универсальных способов познания действительности, овладение средствами мыслительной деятельности, расширение и углубление программ базовых общеобразовательных областей знаний, их логическим продолжением в индивидуальном компоненте учебного плана.
Ожидаемые результаты:
- Формирование и развитие творческого потенциала личности учащихся, ориентация на личностно-ориентированное, эффективное обучение учащихся и рост профессионального мастерства учителя.
- Оптимальное и эффективное развитие познавательных способностей личности учащихся лицейского класса через обновление содержания образования (новые учебники, интегративные курсы, авторские программы, спецкурсы, новые технологии обучения).
- Воспитание в учащихся нравственности, гражданской позиции, таких качеств личности, которые бы соответствовали образу московского лицеиста.
Модель выпускника лицейского класса:
- нравственная личность, обладающая развитым чувством ответственности за судьбу страны;
- личность, способная самостоятельно принимать ответственные конструктивные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, рефлексию деятельности;
- личность, отличающаяся мобильностью, динамизмом, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей;
- личность, способная реализовать в жизни «Я - концепцию», способная к саморазвитию и самоизменению;
- личность, обладающая разносторонним интеллектом, владеющая средствами и способами исследовательского труда, высоким уровнем культуры, идентифицирующая себя в национальной культуре, но способная ценить культуру других народов;
- личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
- личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, рефлексию деятельности;
- личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных особенностей;
- личность, способная осуществлять самостоятельную продуктивную деятельность;
- личность, способная к саморазвитию и самоизменению;
- личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
- личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая другого человека как личность, имеющая право на свободу выбора, самовыражение.