Изучающее чтение учебно-научного текста

Разделы: Русский язык


Цели и задачи урока:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с приёмами изучающего чтения научного текста;
  • формирование умения работы с текстом до чтения и во время чтения;
  • проверка качества усвоения материала.

Развивающие:

  • создание мотивационной основы для восприятия нового учебного материала;
  • развитие связной речи учащихся, мышления.

Воспитательные:

  • воспитание культуры общения;
  • воспитание интереса к русскому языку и ИКТ;
  • воспитание потребности пользоваться словарем.

Слайд 1. Сообщение темы урока и целей.

Слайд 2. Текст стихотворения И.А.Бунина.

Уж в облаках, как синие оконца,
Сквозит лазурь… Подсохло у корней,
И мотылёк в горячем свете солнца
Припал к листве… Я шевелюсь под ней,

Я развиваю кольца, опьяняюсь
Теплом лучей… Я медленно ползу –
Я вновь цвету, горю, меняюсь,
Ряжусь то в медь, то в бирюзу.

Где суше лес, где много пёстрых листьев
И жёлтых мух, там пёстрый жгут – змея.
Чем жарче день, чем мухи золотистей –
Тем ядовитей я.

(И.А.Бунин)

Какие научные сведения о змеях можно получить из текста? Являются ли эти сведения главным содержанием текста? Определите стиль текста. Назовите предложение, в котором содержится скрытое сравнение – метафора.

Слайд 3. Подумай, с какой целью можно читать учебно-научный текст (например, текст школьного учебника или справочника). Подчеркни те формулировки, с которыми ты согласен.

…чтобы понять

…чтобы запомнить

…чтобы подготовиться к пересказу

…чтобы научиться чему-то

…чтобы узнать новое

…чтобы развлечься, отдохнуть

…потому что интересно

…чтобы получить удовольствие от чтения

…чтобы найти материал для сообщения, доклада

С какой целью можно читать художественный текст? А чем же учебно-научный отличается от текста художественного?

Слайд 4. Вы уже знаете, что понимание текста начинается ещё до чтения. Предположить содержание любого текста можно по заглавию. Что можно ещё предположить по заглавиям о содержании и построении текстов? (Тема, вид, примерное содержание, построение текста). Поясни ход своих мыслей.

Активный и пассивный словарный запас.

Древняя Русь – страна городов.

Природа готовится к зиме.

Художественный и научный текст.

Значения приставок.

Рассказ.

Прочитай заглавие текста: “Рассказ”. Какие предположения о содержании текста сразу возникли ?

Теперь прочитай текст. Насколько оправдались предположения? По каким признакам можно отнести этот текст к учебно-научному? (лексика? тема? содержание?)

Совсем недавно мы прочитали рассказ Б.Житкова о команде на пароходе, в трюме которого горит бертолетовая соль. Вспомните, описание в “Механике Салерно” посвящено пожару или показан подвиг команды, которая сохраняет пассажиров от гибели и страха? Какова авторская оценка событий и героев? Можно ли сказать, что в основе рассказа лежит описание одного завершённого события. Какие эпизоды текста можно назвать Завязкой, развитием действия, кульминацией, развязкой?

Какие рассказы вы ещё читали?

Сделайте вывод, что такое рассказ.

Слайд 5. Рассказ.

Рассказ – это речевой жанр. В нём говорится о каком-то случае, который произошёл с автором или другим человеком.

В рассказе можно выделить вступление, завязку, развитие действия, острый момент (кульминацию), спад действия, развязку и заключение.

(Из учебника “Детская риторика” Т.А.Ладыженской)

Слайд 6. (Словарь). А сейчас мы будем учиться читать учебно-научный текст изучающим чтением.

Изучить:

1. Постичь учением, усвоить в процессе обучения. И.ремесло, иностранный язык.

2. Научно исследовать, познать. И. древнюю рукопись.

3. Внимательно наблюдая, ознакомиться, понять. И. обстановку, характер.

Мы будем читать текст, отвечая на вопросы по ходу чтения. Цель чтения – понять текст и узнать новое о языке и речи.

Текст и вопросы по ходу чтения.

Каждый раз, пользуясь языком, человек преследует одну из трёх целей: (какие же это три цели?) общение с кем-либо, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь.

Какой вопрос можно поставить к абзацу?

(1. Для каких целей используется язык?)

В зависимости от того, для какой цели используется язык, в нём выделяются разновидности (какие? сколько их?), которые называются стилями: разговорный стиль, книжные стили (научный, художественный и др.). (для каких же целей используется язык в разговорном стиле, в научном, в художественном?).

(2. Что такое стили? Какие они бывают?)

Научный стиль – это стиль научных статей и книг, учебников и учебных пособий. (Это письменные формы. А существует ли научный стиль в устной речи?) Жанры устной научной речи – это научный доклад или сообщение, лекция, выступление в научном диспуте.

(3. В каких жанрах устной и письменной речи существует научный стиль?)

Признаки научного стиля: использование специальной лексики (терминов), употребление слов в их прямых значениях (а почему в научном стиле нельзя употреблять слова в переносных значениях?), чёткое построение предложений и др. (Есть ли другие признаки?)

(4. По каким признакам можно узнать текст научного стиля?)

Как вы думаете, почему такое чтение называется изучающим? Обратите внимание на слова, выделенные полужирным курсивом. Что они дают для понимания текста? Чтобы определить, поняли мы текст или нет, нужно ответить на вопросы к каждому абзацу.

Слайд 7. Вопросы к тексту.

Что нового вы узнали о языке и речи? Что ещё хотели бы узнать в связи с этим? Когда нужно пользоваться изучающим чтением?

Изучающим чтением нужно пользоваться, когда читаешь параграфы учебников, правила, определения, справочники.

Мы читали в учебнике тексты разных стилей. Стиль – это те признаки текста, по которым мы отличаем, например, разговорную речь от научной или художественную от научной. Один из наиболее ярких признаков стиля – это употребление особой лексики, то есть слов, присущих именно этому стилю.

Самостоятельная работа (или домашняя).

Прочитай текст. Определи художественный он или учебно-научный. Прочитай, выполняя все необходимые действия изучающего чтения. Воспользуйся, если нужно памяткой.

Определения.

Когда человек изучает язык, каждое новое слово он узнаёт либо от другого человека, либо из словаря.

Точно такая же ситуация в математике. Каждое новое слово математического языка специально разъясняется. Предложения, в которых разъясняется значение новых слов, в математике называют определениями.

Математических определений мы уже знаем довольно много. Обычно в них имеется слово называется, например:

Разностью а – в чисел а и в называется такое число с, которое при сложении с в даёт а (определение разности).

В этих предложениях даются определения слов. При этом каждый раз значение “нового”, незнакомого слова разъясняется с помощью знакомых, “старых” слов. Это и есть главная черта определения: смысл “нового” в нём объясняется через “старое”.

(Из учебника “Математика” для 5-го класса, Г.В.Дорофеева и Л.Г. Петерсон)

Как ты думаешь, какое другое содержание могло бы быть у текста с названием “Определение”? Перескажи текст по плану, который у тебя получился. При пересказе ты будешь пользоваться устной формой научной речи. В каком жанре будет твоё выступление?

Слайд 8.

ПАМЯТКА.

Чтобы понять учебно-научный текст, его нужно читать про себя и по ходу чтения выполнять такие действия:

- задавать вопросы автору и искать ответы в самом тексте;

- обращать внимание на те слова, которые выделены шрифтом, так как они являются ключевыми;

- подумать, на какой вопрос отвечает каждый абзац;

- решить, какая информация главная, какая – второстепенная.

Если последовательно записать вопросы, на которые отвечает каждый абзац, получится план текста. План поможет запомнить и пересказать содержание.

Приложение 1.

Язык и речь.

Каждый раз, пользуясь языком, человек преследует одну из трёх целей: общение с кем-либо, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь.

В зависимости от того, для какой цели используется язык, в нём выделяются разновидности, которые называются стилями: разговорный стиль, книжные стили (научный, художественный и др.).

Научный стиль – это стиль научных статей и книг, учебников и учебных пособий. Жанры устной научной речи – это научный доклад или сообщение, лекция, выступление в научном диспуте.

Признаки научного стиля: использование специальной лексики (терминов), употребление слов в их прямых значениях, чёткое построение предложений и др.

Приложение 2.

Самостоятельная работа (упр.316)

Прочитай текст. Определи художественный он или учебно-научный. Прочитай, выполняя все необходимые действия изучающего чтения. Воспользуйся, если нужно памяткой.

Определения.

Когда человек изучает язык, каждое новое слово он узнаёт либо от другого человека, либо из словаря.

Точно такая же ситуация в математике. Каждое новое слово математического языка специально разъясняется. Предложения, в которых разъясняется значение новых слов, в математике называют определениями.

Математических определений мы уже знаем довольно много. Обычно в них имеется слово называется, например:

Разностью а – в чисел а и в называется такое число с, которое при сложении с в даёт а (определение разности).

В этих предложениях даются определения слов. При этом каждый раз значение “нового”, незнакомого слова разъясняется с помощью знакомых, “старых” слов. Это и есть главная черта определения: смысл “нового” в нём объясняется через “старое”.

(Из учебника “Математика” для 5-го класса, Г.В.Дорофеева и Л.Г. Петерсон)

Как ты думаешь, какое другое содержание могло бы быть у текста с названием “Определение”? Перескажи текст по плану, который у тебя получился. При пересказе ты будешь пользоваться устной формой научной речи. В каком жанре будет твоё выступление?

В подготовке урока использована литература:

  1. Учебник РУССКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева. Москва, 2006.
  2. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой. Москва, 2002.
  3. Система работы по развитию речи. Обучение сочинению. Обучение чтению. Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В., Бунеева Е.В. (Методические рекомендации для учителей.)
  4. Энциклопедия образовательных технологий.Москва, НИИ школьных технологий, 2006.