Цель: организация исследовательской деятельности учащихся на краеведческом материале
Задачи:
- совершенствование видов речевой деятельности: восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией речевого общения.
- развитие общеучебных умений и навыков: совершенствование коммуникативных умений, развитие умений извлекать информацию из текста.
- обогащение словарного запаса учащихся, воспитание любви и уважения к родному краю, слову, отражающему культурно-исторические ценности русского народа.
Оборудование урока:
Карта города с закрытыми улицами, фотографии памятных мест города, портреты известных людей города, выставка фотографий, детских работ (возможно применение презентации с демонстрацией фотографий)
Подготовительная работа:
- Домашнее задание: “Сочинение “История моей
семьи – история моего города”;
- Индивидуальная поисковая работа учащихся по
истории своего города.
- Анкетирование учащихся “Моя школа” (можно
включить сведения о родителях учащихся, которые
учились в этой школе).
1. Слово учителя.
Этот город вы вряд ли найдёте на большой карте нашей страны. Уж больно далеко на севере, у самой границы, он расположен. Да и по размерам он маленький, далеко ему до Москвы или Санкт-Петербурга. А про возраст и говорить нечего – что значит 50 лет для города? Младенческий возраст.
И всё же Заполярный уже имеет свой неповторимый вид, свою историю, живёт присущей ему трудовой жизнью.
С чего же начинался наш город за Полярным кругом? С тех первых колышков, которые забили на месте будущего города Анатолий Жариков, Иван Наумов, Анатолий Кокшин и Андрей Паршин 5 мая 1955 года? А может быть, с первой сотни ленинградцев, прибывших сюда 4 июня 1956 года для строительства города? Или с 46 палаток, раскинувшихся на сопке?
Вот как об этом пишет в стихотворении “Город юности” поэт Владимир Матвеев
(читает ученик):
Где прежде стыли молчаливо сопки, | И с Невского проспекта новосёлы |
Однажды летом рано поутру | В снегах тропу прокладывали в клуб, |
Среди болот на каменной высотке | И вечерами крохотный посёлок |
Палатки зашумели на ветру. | Слыхал горячий шёпот нежных губ. |
Сквозь облака прорвавшись, луч янтарный | А утром взрывы сотрясали горы, |
На парусину жёсткую прилёг. | Девчат в спецовках было не узнать… |
Что зарождён посёлок Заполярный | И вот встаёт он, этот юный город, |
Ему, конечно, было невдомёк. | Приветливым хозяевам под стать. |
Барак дощатый заменил палатки, | Пускай ещё свистят в стропилах ветры, |
Рос первый дом, как гриб из-под земли. | Разводят грязь на улицах дожди – |
Дожди, пурга, морозы, неполадки | Он будет, этот город самым светлым |
Остановить упорство не могли. | И самым чистым – только подожди. |
Биография у города короткая и простая. Появление было предусмотрено проектом, сроки и объёмы строительства определялись планами. Заложен он 4 мая 1955 года, а через два года, 13 мая 1957 года, Президиум Верховного Совета РСФСР своим Указом отметил появление рабочего посёлка Заполярный, 1 февраля 1963 года посёлок преобразован в город.
Название городу, будто только он один расположен выше Полярного круга, дано было широкое – Заполярный. Ко многому обязывает такое громкое имя. (Стихотворение читает ученик):
Среди сопок, как грибок, | Долго думали-гадали |
Вырос чудо-городок. | И придумали! Назвали |
Рос под снегом, рос под ветром | Заполярным, потому, |
Сорок первым километром. | Что родился не в Крыму, |
Рос под северным сияньем. | Не на тёплом южном море, |
Был посёлком без названья. | А на северном просторе |
А без имени обидно | И за кругом за Полярным. |
И совсем уж несолидно. | Вот и стал он Заполярным! |
Каждый день мы проходим улицами города, спеша в школу, на работу, по делам. Мы привыкли к домам и улицам, очень часто даже не обращаем внимания на окружающее нас и не задумываемся, почему, например, улица названа так, а не по-другому, с чего всё начиналось.
Давайте попробуем сегодня взглянуть на наш город по-другому, внимательными глазами настоящего жителя, пройдём по знакомым нам улицам, вглядимся в окружающие нас дома, скверы, памятники, вчитаемся в названия, всмотримся в лица людей, живущих в нашем городе.
О многих городах: о Москве, о Санкт-Петербурге, о Мурманске - написаны книги, О нашем городе тоже есть книги (выставка книг), но они рассказывают о строительстве города, о его первых днях. А какой он сегодняшний Заполярный? Результатом нашей экскурсии будет создание собственной книги о родном городе. Опыт в создании книги- сборника у вас уже есть. Сегодня мы продолжим учиться создавать рассказы разной типологической структуры.
- Как вы думаете, какими типами речи можно воспользоваться, если мы будем создавать книгу рассказов о нашем городе?
Итак, экскурсия начинается. А помогать в этой экскурсии будут нам ребята, которые провели исследовательскую работу и собрали материал, посвящённый нашему городу.
Перед нами карта города (нарисованная карта города, названия улиц закрыты). Известного и одновременно незнакомого. В путь…
2. Выступление ученика:
Там, где сегодня Заполярный, была самая обычная сопка, на которой росли северные карликовые берёзки. Стране требовался никель. А здесь геологи нашли руду с большим содержанием никеля. Решено было построить крупнейший комбинат – Ждановский.
Историю Заполярного традиционно начинают с избушки перевалочной базы геологоразведчиков, размещавшейся у развилки шоссейной дороги на 41-м километре от Печенгского морского порта. От Пильгуозера в направлении к развилке дороги строился временный посёлок геологоразведчиков, на его месте вскоре появился горняцкий посёлок Горный, в нескольких километрах посёлок железнодорожников Ждановка, и, наконец, у 41 километра развернулось строительство города с кварталами многоэтажных домов (на карте отмечаются значками названные места).
В суровый северный край двинулась молодёжь со всех концов страны. Первыми строителями города и комбината стали ленинградские комсомольцы.
В феврале 1957 года в Заполярном был построен первый каменный дом – двухэтажное общежитие на улице Ленина.
3. Слово учителя.
Первые улицы Заполярного – Комсомольская, Ленинградская, Молодёжная, Строителей. Как вы думаете, почему появились такие названия? Впоследствии улицу Строителей назвали именем инженера-строителя Михаила Александровича Родионова. (Рассказ о первом строителе города М.А. Родионове, на карте открывается улица)
В том же 1957 году обозначились улицы имени Ленина, Крупской, Жданова. В то время обязательно самые красивые улицы, центральные улицы называли именами вождей, политических деятелей.
(Рассказы о Ленине, Крупской, Жданове, на карте открываются улицы)
- Кто знает, как сейчас называется улица Жданова?
Вскоре один ряд многоэтажных домов улицы Ленина протянулся вдоль склона сопки до улицы Космонавтов.
- Какая ещё улица в городе связана с космосом?
(Рассказ об улице Космонавтов, о Гагарине, его службе на Севера, на карте открывается улица).
- Чем знаменательна эта улица для нас? (Рассказ о школе, можно привести результаты анкеты “Моя школа”)
Молодые строители Заполярного не только возводили дома, планировали улицы, но и создавали спортивные команды, проводили соревнования, экскурсии по историческим местам сражений. Место, где вырос наш маленький город, первым в Печенгском районе было освобождено советскими войсками. Здесь прошли жестокие бои. Стали устраивать встречи с пограничниками, моряками. Во время одной из них комсомольцев взволновал рассказ о героическом подвиге пограничника Михаила Бабикова.
(Рассказ о подвиге М.Бабикова, на карте открывается улица).
- Какие ещё улицы названы в честь героев Великой Отечественной войны?
(Рассказы о Сафонове, Стрельцове, на карте открываются улицы)
Но не только в честь героев Великой Отечественной войны названы улицы. Есть у нас в городе особая улица. улица Шмакова.
- Кто знает, почему?
(Рассказ об улице Шмакова, открывается на карте улица).
- Но помимо улиц, названных именами знаменитых
людей, появлялись улицы с другими названиями.
Какими?
- А как вы думаете, почему строители города
выбрали эти названия?
- Я предлагаю вам подумать и записать свои мысли в
виде небольшого сочинения (4-5 предложений).
(Творческая работа 2-3 минуты).
- Кто хочет поделиться своими размышлениями?
(Прослушать несколько работ).
- Как и в любом другом городе, в Заполярном есть
свои места, связанные с историей и памятью
народной. Сможете ли вы их назвать? (Памятник
Михаилу Бабикову, памятник Ленину, памятник
неизвестному солдату, мемориальная доска П.В.
Стрельцову).
(Рассказ об истории памятников в нашем городе, на карте прикрепляются обозначения памятников (маленькие фотографии)).
Но город – это не только улицы, здания, Это, прежде всего, люди, которые в нём живут. Те, кто начинал строить наш город, те, кто продолжает жить и работать в нём, те, кому дальше предстоит развивать его.
- Мне бы очень хотелось, чтобы вы сегодня услышали о человеке, которого вы хорошо знаете.
(Рассказ о Г.П. Гниденко, первой учительнице детей и первой учительнице города ).
- Я думаю, что вы можете и сами рассказать о людях, которые создавали наш город и продолжают его развивать – о ваших бабушках и дедушках, о папах и мамах. (проверка домашнего задания, прослушать несколько сочинений).
Мы прошли сегодня с вами ещё раз по улицам города, вгляделись в родной для нас город, город, в котором многие из вас родились, город, в котором вы пошли в школу, город, в котором, может быть, после учёбы, как и ваши родители, продолжите работать и жить.
- Каким же он будет тот, далёкий Заполярный? Давайте пофантазируем. Представим, что прошло ещё 50 лет. Нашему городу – 100 лет. Каким он будет, что изменится в городе, что останется неизменным, какие улицы появятся, как они могут быть названы, какие люди будут жить в нашем городе. Это и будет ваше домашнее задание, это и будет заключительная глава нашей с вами книги о родном городе.