Урок-экскурсия "Город, в котором мы живем"

Разделы: Русский язык


Цель: организация исследовательской деятельности учащихся на краеведческом материале

Задачи:

  1. совершенствование видов речевой деятельности: восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией речевого общения.
  2. развитие общеучебных умений и навыков: совершенствование коммуникативных умений, развитие умений извлекать информацию из текста.
  3. обогащение словарного запаса учащихся, воспитание любви и уважения к родному краю, слову, отражающему культурно-исторические ценности русского народа.

Оборудование урока:

Карта города с закрытыми улицами, фотографии памятных мест города, портреты известных людей города, выставка фотографий, детских работ (возможно применение презентации с демонстрацией фотографий)

Подготовительная работа:

- Домашнее задание: “Сочинение “История моей семьи – история моего города”;
- Индивидуальная поисковая работа учащихся по истории своего города.
- Анкетирование учащихся “Моя школа” (можно включить сведения о родителях учащихся, которые учились в этой школе).

1. Слово учителя.

Этот город вы вряд ли найдёте на большой карте нашей страны. Уж больно далеко на севере, у самой границы, он расположен. Да и по размерам он маленький, далеко ему до Москвы или Санкт-Петербурга. А про возраст и говорить нечего – что значит 50 лет для города? Младенческий возраст.

И всё же Заполярный уже имеет свой неповторимый вид, свою историю, живёт присущей ему трудовой жизнью.

С чего же начинался наш город за Полярным кругом? С тех первых колышков, которые забили на месте будущего города Анатолий Жариков, Иван Наумов, Анатолий Кокшин и Андрей Паршин 5 мая 1955 года? А может быть, с первой сотни ленинградцев, прибывших сюда 4 июня 1956 года для строительства города? Или с 46 палаток, раскинувшихся на сопке?

Вот как об этом пишет в стихотворении “Город юности” поэт Владимир Матвеев

(читает ученик):

Где прежде стыли молчаливо сопки, И с Невского проспекта новосёлы
Однажды летом рано поутру В снегах тропу прокладывали в клуб,
Среди болот на каменной высотке И вечерами крохотный посёлок
Палатки зашумели на ветру. Слыхал горячий шёпот нежных губ.
Сквозь облака прорвавшись, луч янтарный А утром взрывы сотрясали горы,
На парусину жёсткую прилёг. Девчат в спецовках было не узнать…
Что зарождён посёлок Заполярный И вот встаёт он, этот юный город,
Ему, конечно, было невдомёк. Приветливым хозяевам под стать.
Барак дощатый заменил палатки, Пускай ещё свистят в стропилах ветры,
Рос первый дом, как гриб из-под земли. Разводят грязь на улицах дожди –
Дожди, пурга, морозы, неполадки Он будет, этот город самым светлым
Остановить упорство не могли. И самым чистым – только подожди.

Биография у города короткая и простая. Появление было предусмотрено проектом, сроки и объёмы строительства определялись планами. Заложен он 4 мая 1955 года, а через два года, 13 мая 1957 года, Президиум Верховного Совета РСФСР своим Указом отметил появление рабочего посёлка Заполярный, 1 февраля 1963 года посёлок преобразован в город.

Название городу, будто только он один расположен выше Полярного круга, дано было широкое – Заполярный. Ко многому обязывает такое громкое имя. (Стихотворение читает ученик):

Среди сопок, как грибок, Долго думали-гадали
Вырос чудо-городок. И придумали! Назвали
Рос под снегом, рос под ветром Заполярным, потому,
Сорок первым километром. Что родился не в Крыму,
Рос под северным сияньем. Не на тёплом южном море,
Был посёлком без названья. А на северном просторе
А без имени обидно И за кругом за Полярным.
И совсем уж несолидно. Вот и стал он Заполярным!

Каждый день мы проходим улицами города, спеша в школу, на работу, по делам. Мы привыкли к домам и улицам, очень часто даже не обращаем внимания на окружающее нас и не задумываемся, почему, например, улица названа так, а не по-другому, с чего всё начиналось.

Давайте попробуем сегодня взглянуть на наш город по-другому, внимательными глазами настоящего жителя, пройдём по знакомым нам улицам, вглядимся в окружающие нас дома, скверы, памятники, вчитаемся в названия, всмотримся в лица людей, живущих в нашем городе.

О многих городах: о Москве, о Санкт-Петербурге, о Мурманске - написаны книги, О нашем городе тоже есть книги (выставка книг), но они рассказывают о строительстве города, о его первых днях. А какой он сегодняшний Заполярный? Результатом нашей экскурсии будет создание собственной книги о родном городе. Опыт в создании книги- сборника у вас уже есть. Сегодня мы продолжим учиться создавать рассказы разной типологической структуры.

- Как вы думаете, какими типами речи можно воспользоваться, если мы будем создавать книгу рассказов о нашем городе?

Итак, экскурсия начинается. А помогать в этой экскурсии будут нам ребята, которые провели исследовательскую работу и собрали материал, посвящённый нашему городу.

Перед нами карта города (нарисованная карта города, названия улиц закрыты). Известного и одновременно незнакомого. В путь…

2. Выступление ученика:

Там, где сегодня Заполярный, была самая обычная сопка, на которой росли северные карликовые берёзки. Стране требовался никель. А здесь геологи нашли руду с большим содержанием никеля. Решено было построить крупнейший комбинат – Ждановский.

Историю Заполярного традиционно начинают с избушки перевалочной базы геологоразведчиков, размещавшейся у развилки шоссейной дороги на 41-м километре от Печенгского морского порта. От Пильгуозера в направлении к развилке дороги строился временный посёлок геологоразведчиков, на его месте вскоре появился горняцкий посёлок Горный, в нескольких километрах посёлок железнодорожников Ждановка, и, наконец, у 41 километра развернулось строительство города с кварталами многоэтажных домов (на карте отмечаются значками названные места).

В суровый северный край двинулась молодёжь со всех концов страны. Первыми строителями города и комбината стали ленинградские комсомольцы.

В феврале 1957 года в Заполярном был построен первый каменный дом – двухэтажное общежитие на улице Ленина.

3. Слово учителя.

Первые улицы Заполярного – Комсомольская, Ленинградская, Молодёжная, Строителей. Как вы думаете, почему появились такие названия? Впоследствии улицу Строителей назвали именем инженера-строителя Михаила Александровича Родионова. (Рассказ о первом строителе города М.А. Родионове, на карте открывается улица)

В том же 1957 году обозначились улицы имени Ленина, Крупской, Жданова. В то время обязательно самые красивые улицы, центральные улицы называли именами вождей, политических деятелей.

(Рассказы о Ленине, Крупской, Жданове, на карте открываются улицы)

- Кто знает, как сейчас называется улица Жданова?

Вскоре один ряд многоэтажных домов улицы Ленина протянулся вдоль склона сопки до улицы Космонавтов.

- Какая ещё улица в городе связана с космосом?

(Рассказ об улице Космонавтов, о Гагарине, его службе на Севера, на карте открывается улица).

- Чем знаменательна эта улица для нас? (Рассказ о школе, можно привести результаты анкеты “Моя школа”)

Молодые строители Заполярного не только возводили дома, планировали улицы, но и создавали спортивные команды, проводили соревнования, экскурсии по историческим местам сражений. Место, где вырос наш маленький город, первым в Печенгском районе было освобождено советскими войсками. Здесь прошли жестокие бои. Стали устраивать встречи с пограничниками, моряками. Во время одной из них комсомольцев взволновал рассказ о героическом подвиге пограничника Михаила Бабикова.

(Рассказ о подвиге М.Бабикова, на карте открывается улица).

- Какие ещё улицы названы в честь героев Великой Отечественной войны?

(Рассказы о Сафонове, Стрельцове, на карте открываются улицы)

Но не только в честь героев Великой Отечественной войны названы улицы. Есть у нас в городе особая улица. улица Шмакова.

- Кто знает, почему?

(Рассказ об улице Шмакова, открывается на карте улица).

- Но помимо улиц, названных именами знаменитых людей, появлялись улицы с другими названиями. Какими?
- А как вы думаете, почему строители города выбрали эти названия?
- Я предлагаю вам подумать и записать свои мысли в виде небольшого сочинения (4-5 предложений). (Творческая работа 2-3 минуты).
- Кто хочет поделиться своими размышлениями? (Прослушать несколько работ).
- Как и в любом другом городе, в Заполярном есть свои места, связанные с историей и памятью народной. Сможете ли вы их назвать? (Памятник Михаилу Бабикову, памятник Ленину, памятник неизвестному солдату, мемориальная доска П.В. Стрельцову).

(Рассказ об истории памятников в нашем городе, на карте прикрепляются обозначения памятников (маленькие фотографии)).

Но город – это не только улицы, здания, Это, прежде всего, люди, которые в нём живут. Те, кто начинал строить наш город, те, кто продолжает жить и работать в нём, те, кому дальше предстоит развивать его.

- Мне бы очень хотелось, чтобы вы сегодня услышали о человеке, которого вы хорошо знаете.

(Рассказ о Г.П. Гниденко, первой учительнице детей и первой учительнице города ).

- Я думаю, что вы можете и сами рассказать о людях, которые создавали наш город и продолжают его развивать – о ваших бабушках и дедушках, о папах и мамах. (проверка домашнего задания, прослушать несколько сочинений).

Мы прошли сегодня с вами ещё раз по улицам города, вгляделись в родной для нас город, город, в котором многие из вас родились, город, в котором вы пошли в школу, город, в котором, может быть, после учёбы, как и ваши родители, продолжите работать и жить.

- Каким же он будет тот, далёкий Заполярный? Давайте пофантазируем. Представим, что прошло ещё 50 лет. Нашему городу – 100 лет. Каким он будет, что изменится в городе, что останется неизменным, какие улицы появятся, как они могут быть названы, какие люди будут жить в нашем городе. Это и будет ваше домашнее задание, это и будет заключительная глава нашей с вами книги о родном городе.