Число и цифра 5

Разделы: Начальная школа


Цель: – познакомить с числом и цифрой 5, составом числа 5, формировать представление о пятиугольнике.

Оборудование:

- у учителя на доске: вагончики, маршрут путешествия с заданиями;
- у учеников: индивидуальные наборные полотна с цифрами и арифметическими знаками.

Ход урока

I. Подготовка к новой теме. Работа с геометрическим материалом.

Учитель “находит” на полу геометрическую фигуру.

Дети, кто потерял нос?

Проверьте, у всех нос на месте.
(дети догадываются, что это человечек на доске без носа)

У.: Как можно назвать этих двух человечков?

Д.: Это близнецы, потому что у них все одинаковое.

А у третьего братца нос пропал.

У: - Поставим нос на место.
(идет выбор геометрической фигуры)

Как называется эта геометрическая фигура?

Д.: Пятиугольник, потому что у него пять углов.

У.: Выложите с помощью палочек такой же пятиугольник у себя на парте.

- Сколько палочек потребовалось?
- Значит пятиугольник – это фигура…
- Чего еще 5?

Д.: - 5 пальцев, 5 рублей, оценка 5.

II. Знакомство с числом и цифрой 5

1. У:

- Кто может найти цифру 5 у меня на наборном полотне.
- Найдите ее на своих наборных полотнах.
- Найдите место числа 5 в натуральном ряду
- Назовите его соседей.

2. Письмо цифры 5

Показ образца учителем.

Работа детей в тетради на печатной основе (с.41)

3. Работа над составом числа 5.

А) У.: Посмотрите, а теперь я могу назвать всех человечков близнецами?

Д.: Нет, у них разное количество волос. У двух человечков 5 волос, а у последнего 4.

У.: Добавим столько, сколько не хватает.

(на доске) 4 + 1 = 5.

А теперь можно назвать их близнецами?

Поприветствуем их аплодисментами.

Б) У.: посмотрите на их волосы внимательно. Они разного цвета. Н какие две группы их можно разделить? Составим примеры.

(на доске) Коричневые + Желтые = Волосы

Ж + К = В
В – Ж = К
В – К = Ж

У.: На своих наборных полотнах составьте числовое выражение к первому равенству. Сколько коричневых? Желтых? Всего?

3 + 2 = 5
2 + 3 = 5
5 – 3 = 2
5 – 2 = 3

III. Закрепление

1. Счет в прямом и обратном порядке +.

У. Сегодня близнецы поедут на каникулы к бабушке, которая живет в Москве.

На каком виде транспорта туда можно добраться?

На чем ехать удобнее?

Д.: Удобнее ехать на поезде
У.: Можем ли на таком поезде ехать?
Д.: Нет, у него отцеплены вагоны.

2. Игра “Числа заблудились”

Расставьте вагоны по порядку номеров

У: Как называется такой состав? Л О К О М О Т И В.

Считаем хором, сколько всего вагонов?

1,2,3…10 проверим, не ошиблись ли мы. Считаем в обратном порядке.

3. Фронтальная работа (по индивидуальным полотнам)

А) Арифметический диктант.

Покажите число, которое идет

- перед числом 4
- после числа 7
- стоит между 4 и 6
- на 1 больше, чем 6
- предшествует числу 6
- последующее за числом 9.

Как вы думаете, в каком вагоне едут близнецы (№5). Вагончики с какими номерами, находятся рядом с ними?

Б) У.: Даем сигнал к отправлению поезда.

Игра по командам “ Зажги светофор”. Вставьте знаки >,<,=. Если команда справится без ошибок, загорится зеленый свет. И мы отправляемся в путь.

3*4 1*2 4*1
5*3 5*4 2*3
1*2 3*2 5*2
4*3 4*1 4*5
2*2 3*5 3*3

Молодцы! У всех зеленый свет. Поехали!

В) Ой, ребята, а здесь нет пути. Бревнами завалило дорогу. Давайте расчистим ее.

Покажи нужный знак “+” или “-” .

На бревнышках примеры:

3*1=2 3*3=0
4*3=1 1*4=5
2*2=4 3*2=1

(Дети показывают знак и объясняют его постановку… Было 3, стало 2*2< 3 ставлю знак “- ”)

У.: Дорога свободна. Посмотрите, на что она похожа?

Д.: Это числовой отрезок.

У.: -Каждое делениестанция.

Мы находимся в точке 1.

Как нам попасть в точку 5?

Составьте выражение на наборном полотне. 1 + 4 = 5

Навстречу нам из точки 4 в точку 3 движется поезд.

Составьте выражение 4 -1 = 3.

(Таким же образом составляются другие выражения)

4 – 2 = 2
3 – 2 = 1
1 + 2 = 3
4 – 3 = 1

IV. Физминутка

Паровоз кричит: “Ду – ду!
Я иду, иду, иду.”
А колеса говорят:
“Так, так. Так, так”

V. Работа в тетради на печатной основе (с.40)

А) №4 Давайте посмотрим, что же взяли близнецы в дорогу.
Б) №3 Самостоятельная работа.
В) Проверка работы

VI. Решение задач (устно)

1)

На рельсах перегона
Товарных 2 вагона
А в 3 других в сцеплении
Готовы к отправлению.
Было 2 да еще 3
Сколько вместе назови.

2)

На вокзале у перрона
Стояло 4 вагона
Добавили еще 1,
Чтоб был большой локомотив.
Теперь вопрос мы зададим.
Какой длины локомотив?

VII. Поезд прибыл на конечную станцию.

Какой сигнал загорится на светофоре?

VIII. Подведение итогов урока.