Цель:
- познакомить ребят с искусством мозаики;
- воспитывать чувство патриотизма;
- развивать чувство прекрасного.
Задачи:
- устанавливать взаимосвязь между теоретическим материалом и практической деятельностью;
- разработка руки, развитие мелкой моторики рук;
- воспитание аккуратности;
- расширение кругозора;
- пополнение словарного запаса;
- развитие внимательности.
Оборудование урока:
Для детей: 1. Эскизы |
Для учителя: 1. Видео “Мозаики
Уренгойского художника В.М. Митяевского” |
Ход урока
1. Организационный момент (2 минуты).
2. Актуализация темы урока.
“Мастер Изображения” встречает ребят в классе. Они здороваются. Рассаживаются. “Мастер Изображения” предлагает посмотреть несколько видеокадров, затем спрашивает, узнали ли они, где это находится, и что он им показал (скорее всего, дети узнают поселок и назовут слово “мозаика”).
“Мастер Изображения” обязательно похвалит ребят за внимательность (Молодцы, правильно! Вы очень внимательные дети).
- Ребята, а выполнил эти замечательные работы Уренгойский художник, участник ВОВ – В.М. Митяевский (фото).
Сообщение новых знаний
Что же такое мозаика? (В это время на доску вывешивается понятие “мозаика”). Дети скажут, что это картина из цветных кусочков. Тогда “Мастер Изображения” спросит: “А чем отличается мозаика от известного нам витража?” (Прозрачностью). Здесь стоит показать работы, выполненные в технике мозаики и витража.
Когда появился витраж? “Мастер Изображения”: “Как вы думаете, для чего создают люди мозаики?” (Для украшения). Поэтому дальше с вами будет на уроке кто? (Мастер Украшения). Мастер Украшения здоровается и продолжает: “Искусство мозаики вам знакомо с детства, ведь даже слова вы учились узнавать, собирая их из расписных кубиков с буквами. Это и была простейшая мозаика.
Мозаика – это картина или узор, собранный из частиц. Слово “мозаика” произошло от итальянского “музиум” - посвященное музам. Самые древние известные нам мозаики люди делали из глиняных кружков разного цвета. Сделает мастер кружочек из глины, высушит его, раскрасит – и выкладывает цветной узор. Потом научились делать мозаику из гальки – маленьких цветных камешков, таких множество на берегах морей. Древние греки выкладывали таким узором из гальки полы у себя в ванных комнатах. Потом научились делать еще лучше: рубили разного цвета камешки и из обломков набирали рисунок, а сверху шлифовали его, натирая до блеска. Очень красивые и дорогие мозаики стали делать художники из страны Византии. Эти картины выкладывали часто из полудрагоценных камней. Скрепляли их между собой золотыми прожилками.
На Руси знали и умели делать цветное стекло – смальту. Многие соборы славились своими мозаичными картинами. Позднее это искусство пришло в упадок, и о нем забыли.
Наш великий ученый М.В. Ломоносов в 18 веке возродил старинную технику мозаики - смальту. Он открыл фабрику, на которой и проводил эксперименты по созданию этого материала.
- Давайте сейчас посмотрим фрагмент фильма о М.В. Ломоносове (видео).
- Ну а теперь мы с вами попробуем стать художниками – мозаичниками. Помните, мы создавали рисунки по клеткам? Это задание я вам дала не случайно. А как вы думаете зачем? Да, они послужат нам эскизами. (Разбираем). Каждая клетка-мозаика. У нас на столах лежат клей, кисточки, тряпочки, вода, мозаики, эскизы, плитки. Сделаем красивые плитки-украшения, а еще их можно использовать как подставки под горячее. В какой последовательности нужно вести работу?
3. Просмотр.
4. Рефлексия.
5. Окончание урока.