В обучении детей специальных (коррекционных) классов VII вида значительное место отводится формированию личностно-ориентированной среды.
При поступлении в “Центр образования №1” ребенок проходит индивидуальную диагностику у психолога, логопеда и невропатолога, так определяются ресурсы его речевого, психосоматического и интеллектуального развития, выявляются причины, которые могут негативно влиять на процесс обучения в школе. Учебный процесс мы организуем с учетом этих факторов, таким образом, каждый ребенок получает необходимую ему комплексную психолого-педагогическую и логопедическую помощь во время групповых и индивидуальных занятий.
В первые классы специального (коррекционного) обучения VII вида и классы компенсирующего обучения вошли дети, нуждающиеся в логопедической и психологической помощи.
Сегодня мы говорим о совместной работе логопеда и психолога в процессе освоения детьми звуков речи и букв, их дифференциации, развития лексико-грамматических структур при формировании коммуникативных функций речи. Возможности речевого анализа определяются подготовленностью к этой работе аудиального, визуального и кинестетического каналов восприятия человеком информации, причем не каждого в отдельности, но как целостной системной модели. При формировании такой модели особые сложности возникают у детей, обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII вида. Проблемы интеграции и дифференциации звуков и букв для этих первоклассников наиболее актуальны. Для их решения мы объединили усилия логопеда и психолога и провели серию уроков по темам “Знакомство со звуком.., буквой ...”
У детей, обучающихся в третьем-четвертом классах, общее недоразвитие речи выражено не резко, сглаженность проявлений этого дефекта приводит к стойкой неуспеваемости по русскому языку и чтению. Школьники затрудняются в усвоении грамматико-орфографических знаний.
Для этих учащихся также была продумана серия интегрированных уроков русского языка, направленных на формирование устойчивой орфографической “зоркости”.
Логопед и психолог определили для себя следующие задачи урока:
- Актуализация знаний учащихся о звуках и буквах, приобретенных на прошлых уроках.
- Психофизиологическая подготовка к знакомству с буквой и звуками (мелодико-интонационные и просодические компоненты речи, артикуляционная моторика, психогимнастика).
- Анализ артикуляционно-акустического образа звуков.
- Развитие фонематического слуха и аудиальное восприятие звуков.
- Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков (выделение звуков из начала и середины слова, дифференциация звуков на словесном материале).
- Восприятие визуального образа буквы. Визуальное узнавание буквы. Выделение буквы и слогов с этой буквой из текста.
- Формирование новых знаний о звуках-буквах в модели мира ребенка.
- Формирование целостного и осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слогов и слов с буквой.
Для работы с учащимися третьих-четвертых классов:
- Предупреждение дизорфографических ошибок.
- Правописание слов с орфограммами.
- Работа над безударными гласными в корне слова.
- Развитие восприятия речи, обогащение словаря.
- Развитие у детей личностных качеств самоконтроля и самооценки.
Для решения этих задач логопедом использованы разнообразные приемы и упражнения. В специальной игровой форме детям предлагалась психогимнастика (изображение эмоций), опосредованная мимическая гимнастика, массаж лица и шеи, развитие речевого дыхания, артикуляционная гимнастика (игровая опосредованная). Логопед также знакомит детей с характеристиками звуков по акустико-артикуляционным признакам.
Специальные игры пальчиками в теневой театр в сочетании с речевками также позволяли формировать у детей динамические ассоциативные связи между речью, мимикой и пантомимикой, кинестетическими импульсами от пальцев рук. Что, в конечном счете, способствовало более совершенному развитию отделов мозга, связанных речевыми и коммуникативными функциями.
Психолог предлагает детям специально разработанные игры на аудиальное внимание, корректурные пробы, пиктограммы, визуализацию букв, слогов и слов. Упражнения на скорочтение вслух и беглое просматривание с торможением артикуляционных мышц. Учащихся также обучают стратегии правильного письма.
Учащимся третьих классов в игровой, занимательной форме помогали находить орфограммы (“опасные” места), написание которых регулируется правилом.
- Постепенно у учащихся вырабатывалась последовательность выполнения операций:
- Осознание смысла слова.
- Нахождение орфограммы.
- Выделение корня, для определения, в какой части слова находится проверяемая орфограмма.
- Определение правила к которому относится написание.
- Подбор проверочного слова.
- Написание в корне проверяемого слова ту букву, которая пишется в ударном слоге.
- Проверка правильности выполненного задания, т.е. сопоставление букв, написанных в проверочном и проверяемом словах.
Задания психолога были направлены на преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, повышающие работоспособность и активизацию познавательной деятельности.
Сравнение результатов психологической и логопедической диагностики на входе и выходе показали, что отбор картинок на заданный звук улучшился на 31,1%; различение слов - паронимов увеличилось на 19,7%. При звуковом анализе все дети определяют гласные звуки в конце слова, а согласные звуки в конце слова определяют - 79,3% учащихся. Определение последовательности звуков в слове, место звука в слове выросло соответственно на 47,3% и 34,7%. Результаты коррекции звуковой и визуальной стороны речи нашли отражение в письме. Количество ошибок при списывании уменьшилось на 35%, в диктантах на 43,8%. К концу года у всех учеников второго класса были сформированы навыки плавного чтения, уменьшилось количество ошибок, постепенно нарастает скорость чтения. У учащихся третьего класса обогатилась разговорная речь, на уроках они ощущают себя успешными, активно стараются разобраться в тех заданиях, которые им не понятны, нет больше страха допустить ошибку при написании орфограмм. Улучшилась успеваемость и по другим предметам.
С материалами этих уроков можно познакомиться на сайтах Издательского Дома “1 сентября” за 2004-2007 годы.
Занятия логопеда и психолога с детьми в течение урока позволяли ученикам быстро и качественно овладеть звукобуквенным анализом, добиться устойчивого различения звуков, приобрести навыки скорочтения и безошибочного письма.
У учащихся 3-4-х классов отмечена тенденция к сокращению орфографических ошибок. Таким образом, создается база для успешного освоения программы по русскому языку и успешного обучения по всем школьным предметам.