Все вопросы и план урока заранее сообщаются учащимся и вывешиваются в классном уголке. Каждый этап оценивается.
Цели урока:
- Проверка теоретических знаний, практических навыков при решении задач по указанной теме: умение строить чертеж, проводить нужные элементы, применять теорему Пифагора.
- Развитие интеллектуальных умений анализировать данные, выбирать наиболее оптимальный способ решения и нужную формулу, исходя из условия.
- Формирование интереса к предмету путем создания ситуации успеха (дифференцированный подход).
Тип учебного занятия – контрольно-обобщающий.
Технология развивающего обучения.
Приемы работы – устная, письменная.
Формы работы – коллективная, индивидуальная.
ХОД УРОКА
I этап. Устная работа
Чертежи и условия выводятся на экран (Приложение 1), ответы записываются в тетрадь. По окончании работы ответы появляются на экране, учащиеся проводят самопроверку с выставлением оценки.
II этап. Теоретическая часть
Учащиеся вытягивают билеты с вопросами. Время на письменный ответ – 15 мин.
- Площадь прямоугольника.
- Площадь параллелограмма.
- Площадь треугольника.
- Площадь ромба.
- Площадь трапеции.
- Теорема Пифагора.
Ответ должен содержать данные, чертеж, формулы
для нахождения площади указанной фигуры или
доказательство теоремы.
После подготовки взаимопроверка и взаимооценка
по парам.
III этап. Практическая часть
Каждый учащийся берет конверт с тремя вырезанными из бумаги фигурами, которые он должен обвести, провести необходимые измерения и вычислить площадь по наиболее удобной формуле (по своему усмотрению).
IV этап. Самостоятельная работа (9 вариантов по трем уровням сложности).
Учащиеся вытягивают карточки с задачами и в тетради выполняют работу (слабоподготовленные получают более простые задания первого уровня сложности).
I уровень сложности. | 1 вариант |
1) В треугольнике ABC A = 30°, АВ = 10 см, АС = 12 см. Найти Sabc.
2) Найти S ромба, если d1 = 12 cм, d2 =16 cм. Найти его высоту, если сторона равна 10 см. |
2 вариант |
1) Стороны параллелограмма равны 6
см и 15 см, высота, проведенная к меньшей стороне –
10 см. Найти вторую высоту. 2) В прямоугольнике диагональ равна 13 см, одна из сторон 12 см. Найти Sпр. |
|
3 вариант |
1) Найти S равнобедренного
треугольника, если его боковая сторона равна 6см,
а угол при основании – 30°. 2) Основания трапеции относится как 2 : 3, высота – 6см, Sтр = 60 см2. Найти основания. |
|
II уровень сложности. |
4 вариант |
1) Одна из боковых сторон трапеции
перпендикулярна основаниям, длины которых 6 см и 8
см. Найти S трапеции, если один из её углов
равен 45°. 2) Найти наименьшую высоту треугольника со сторонами 17 см, 65 см, 80 см. |
5 вариант |
1) Стороны двух квадратов 8 см и 16
см. Найти сторону и диагональ квадрата, площадь
которого равна сумме площадей двух квадратов. 2) В треугольнике ABC A = 45°, АВ = 10 см, высота AD делит СВ на СВ = 8 см и DB = 6 см. Найти SАВС и высоту, проведенную к АВ. |
|
6 вариант |
1) Найти hc если а
= 30 см, b = 25 см, с = 11 см. 2) Стороны двух квадратов 8 см и 16 см. Найти сторону и диагональ квадрата, площадь которого равна сумме площадей двух квадратов. |
|
III уровень сложности. |
7 вариант |
1) Равнобокая трапеция, тупой угол
равен 135°, меньшее основание 4 см, а высота 2 см.
Найти S трапеции. 2) Найти наибольшую высоту треугольника со сторонами 13 см, 14 см, 15 см. |
8 вариант |
1) Найти S треугольника, если его
высота равна 36 см, а боковые стороны 85 см и 60 см. 2) Найти Sтр, если её основания 6 см и 18 см, боковая сторона, образующая с большим основанием = 60°, равна 6 см. |
|
9 вариант |
1) Найти S ромба, если его сторона 5
см, а большая диагональ 8 см. 2) Найти наименьшую высоту треугольника со сторонами 5 см, 5 см, 6 см. |
Задания III, IV этапа оцениваются учителем,
который также просматривает объективность
оценки I и II этапов.
За этот урок каждый учащийся получает 4 оценки.
На следующем уроке – контрольная работа и
домашняя зачетная работа.
Список используемой литературы:
- Б.Г.Зив, В.М.Мейлер, А.Г.Баханский Задачи по геометрии для 7–11 классов, изд – М.; Просвещение, 1991 г. – 171с.; ил. – Библиотека учителя математики.
- Киселев А.П., Рыбкин Н.А. Геометрия. Планиметрия 7–9 кл.; Учебник задачник, изд – М.: Дрофа 1995, 352 с. : ил.
- Газета «Математика» (приложение к газете «1 сентября»)