Использование проблемно-тематической связи английских и русских лирических произведений на внеклассных занятиях

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа


Основная цель обучения иностранному языку в средней школе - знакомство с культурой стран изучаемого языка. У.Честертон сказал : “Современного молодого человека учат понимать иностранный язык и не понимать иностранцев”. И действительно, с каким аспектом культуры англоязычных стран мы бы ни соприкоснулись на уроке, на первый план обычно выступает то, что отличается от нашей родной культуры. Такой подход имеет свои достоинства : в процессе обучения мы акцентируем внимание на своеобразии, самобытности, неповторимости английской и русской культур. Но вместе с этим налицо недостаточность развития у учащихся “сопрягающего” мышления (в отличии от “альтернативного”), мышления, избегающего резких противопоставлений и оценочно-популяризирующих суждений. В связи с этим назревает необходимость формировать у учащихся доброжелательное и благодарное приятие иноязычной культуры во всей её разнокачественности и богатстве, путем сопоставления с родной культурой, где акценты перемещаются на сходное, объединяющее народы.

УМК “Английский язык для 9 класса” В.П. Кузовлева и др. включает тему “Литературная Британия”, рамках которой учащиеся лишь обзорно знакомятся с биографиями и творчеством некоторых английских, американских и русских писателей и поэтов. Поэтому цель моей работы – предложить примерную тематику и алгоритм отбора учебного материала для внеклассных занятий по английскому языку по теме “Английские и русские лирические произведения” для учащихся 9-х классов.На таких внеклассных занятиях происходит углублённое изучение произведений англоязычных и русскоязычных поэтов, учащиеся самостоятельно “открывают” то общечеловеческое, что волновало поэтов разных стран и эпох. Почему именно лирика? В лирике, как ни в каком другом роде литературы, проявляется духовная жизнь автора, а в 15-16 лет (возраст девятиклассников) активно идёт поиск духовного идеала.

В основе отбора материала лежит проблемно-тематическая связь произведений на английском и русском языках. Также известно, что понятия “тема”, “проблема”, “идея” поэтического произведения взаимосвязаны, в некоторой степени обусловлены судьбой самого автора, поэтому не представляется возможным оставить за пределами изучения биографии поэтов.

Примерное содержание внеклассных занятий:

№  занятия Сходные темы, проблемы Названия произведений (или отрывков) Авторы
1 Проблема преодоления грусти “The rainy day”

“Какая грусть!...”

H. Longfellow А. Фет
2 Проблема противостояния злоречию и клевете, которые окружают красоту и совершенство Sonnet 70 “That thou art blamed….”

“Как ни бесилося злоречье..”

W. Shakespeare

Ф.Тютчев

3 Проблема борьбы человека с надвигающейся старостью. “Don’t go gentle into that good night”

“Когда дряхлеющие силы нам начинают изменять…”

D. Thomas

Ф.Тютчев

4 Тема жестокого отношения к самому дорогому. From “Ballad of Reading”

“О, как убийственно мы любим!..”

O.Wild

Ф.Тютчев

5 Тема зависти From “Verses on the Death of Dr. Swift”

Басня “Лягушка и вол”

J. Swift

И.Крылов

6 Тема благородства “If”

“Подражания Корану”

R. Kipling

А.Пушкин

7 Тема “Природа и человек” From “Child Harolds pilgrimage”

“И да и нет”

G. Byron

К.Бальмонт

Хочу подчеркнуть, что предложенное содержание материала может изменяться по желанию учителя, как и количество часов. Каждый у читель выбирает те произведения, которые он считает наиболее интересными. Последнее занятие - защита проектов по теме “Мой любимый поэт”.

Далее предлагаю алгоритм отбора материала для занятий:

  1. Знакомство с лирическим произведением (или отрывком) на английском языке.
  2. Определение его темы, проблемы, идеи.
  3. Нахождение стихотворения (или отрывка), имеющего сходную тему, проблему, идею,на русском языке.
  4. Сопоставление сходных моментов произведений, особенностей мировоззрения авторов.
  5. Знакомство с биографией авторов.
  6. Попытка объяснить идею и пафос стихотворения произведений на английском и русском языках через своеобразие творческой индивидуальности авторов, духовно-исторический контекст возникновения произведения.

При таком более глубоком, пристальном анализе самопроизвольно “всплывают” и “субъективность” поэзии, и слияние личного и общественно значимого.

Данные внеклассные занятия были апробированы на базе МОУ СОШ №9 города Белово. Примечательно, что в ходе работы девятиклассники обнаруживали еще и сходные биографические факты , касающиеся поэтов,которые обращались к одним и тем же темам!

Описанный выше подход, возможно осуществлять и в других случаях, например, при сопоставительном анализе русских частушек и английских лимериков, при знакомстве с достопримечательностями русских и английских городов, особенностями организации школьных занятий и т.д.

В серии подобных занятий налицо межпредметные связи: используются методы литературоведческие (например, биографический) и лингвистические.

Таким образом сближаются разные эпохи и культуры, мировая арена предстаёт как некая совокупность дружественных начал, помогающая понять тех самых “непонятных иностранцев”.