Цель:
- обобщение знаний учащихся о прочитанных сказках на уроках литературного чтения, дома;
- воспитание интереса и любви к сказкам;
- развитие умения узнавать сказки и их героев;
- умение выделять главную поучительную мысль;
- активизировать мыслительную деятельность, речь;
- обогащать словарный запас.
Оборудование: карточки – задания, пословицы, кроссворд, карточки – загадки, сундучок, корзина с предметами (клубок, яйцо, яблоко, мука, репка), магнитные буквы, фонограмма с объявлениями, телеграммы.
ХОД УРОКА
I.
ЗВУЧИТ СТИХОТВОРЕНИЕ.(Читает заранее подготовленный ученик).
В каждом доме,
В каждой хате –
В городах и на селе.
Начинающий читатель
Держит книгу на столе.
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
II. НА ДОСКЕ ПОСЛОВИЦА.
“ДОМ БЕЗ КНИГИ – ДЕНЬ БЕЗ СОЛНЦА”.
Учитель: Объясните, как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)
Ребята, сегодня Всероссийский урок литературного чтения. Готовясь к этому уроку, вы читали русские народные сказки, а внимательно ли вы их читали, сегодня узнаем…
Велик и разнообразен сказочный мир. Его населяют герои добрые и злые. Попадая в мир сказок, учимся творить добро, помогать людям, быть честными, правдивыми. Сказки осуждают ложь, высмеивают глупость.
Сказка злого человека делает добрым. Скупого – щедрее, скучного – веселее, глупого – умнее.
Сегодня вы поучаствуйте в игре СКАЗОЧНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП (на доске) и выявим лучшего знатока русских народных сказок (за правильный ответ выдаётся жетон).
В сказочный мир попасть не легко
Зажмурь глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так,
Открой глаза и вот – мы у ворот
Сказочного замка. (Ворота, замок)
III.
ВОЛШЕБНЫЙ КЛЮЧ. (Кроссворд)– Но он закрыт на волшебный ключ. (Приложение 1)
– Попробуем его разгадать?!
1. Снесла золотое яичко. | 2. Красна девица грустна, |
Скоро простое снесу. | Ей не нравится весна. |
Как меня зовут? | Ей на солнце тяжко! |
(РЯБА) | Слёзы льёт бедняжка. (СНЕГУРОЧКА) |
3. “ Сел на коня и полетел, что твой сокол, прямо к палатам Елены – царевны”.
(СИВКА – БУРКА)
4. Сестрица Иванушки. (АЛЁНУШКА)
IV.
Замок открыт. А на воротах “ СКАЗКИ ПРОСЯТ, ЧТОБЫ ВЫ ИХ УЗНАЛИ”.
(На листочках напечатаны отрывки из сказок, ученик подходит к воротам, снимает листок и прочитывает отрывок).
1. “Тут в избушке углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, прямо к царю…”
(“По щучьему велению”.)
Учитель: Вспомните слова Емели. (По щучьему велению, по моему хотенью (прошению)…)
2. “В самую полночь прискакал на пшеницу конь – одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ноздрей пламя пышет..”
(“Сивка-Бурка”)
Учитель: Как позвать Сивку – Бурку? (Сивка – Бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой).
3. “А ты, красна девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони, и никогда не забывай! Каждое утро косточки водой поливай!”
(“Крошечка – Хаврошечка”.)
Учитель: Как звали сестёр Крошечки – Хаврошечки? (Одноглазка, Двуглазка, Триглазка).
Учитель:
Угадай-ка, угадай-ка,
Что хранится под замком,
Что закрыла там хозяйка
Удивительным ключом?
Это небольшое произведение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде.
Это излюбленный жанр устного народного творчества.
Признаки узнаваемого предмета, точны, остроумны.
– Что это за жанр? (ЗАГАДКИ)
V.
Волшебный СУНДУЧОК.В нем лежат загадки. Дети достают, читают и отгадывают.
Загадки:
1. В чём медведь тащил Машеньку с пирожками к бабушке и дедушке? (в коробе)
2. Кто является подругой Кощея Бессмертного? (Баба Яга)
3. Волшебница, исполнявшая желания сказочного Емели. (щука)
4. Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом. (Журавль) Сказка “Лиса и журавль”.
Учитель: Чем угощала лиса журавля? (Манной кашей)
5. Чья стрела далеко улетает и счастливо судьбу его решает? (Ивана – царевича) Сказка “Царевна-лягушка”.
6. Кто с кем такой делёж устраивал:
“Твои вершки, а мои корешки” (Мужик и медведь)
7. Как мужик без обиды разделил одного гуся семерым: барину, барыне. Их двум сыновьям и двум дочерям и себя не обидел? (Барину- голову, барыне – задок, сыновьям – ножки, дочерям – крылышки, а себе всё туловище).
8. Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (волк) из сказки “Лиса и волк”.
9. Кто умудрился находиться в одно и то же время далеко и близко, высоко и низко, всё видеть, всё слышать …, есть не велел?
Учитель: Что слышал медведь?
(Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке…) из сказки “Маша и медведь”.
10. Кто строил зимовье в сказке “Зимовье”? (Бык, баран, свинья, кот, петух).
Учитель: Кого они напугали? (Разбойников)
VI. ФИЗМИНУТКА
.Учитель: А сейчас немного отдохнём, да песню о сказке споём!
“ Сказка” на мотив песни “Улыбка”.
Знай, от сказки хмурый день светлей.
Знай, от сказки в жизни чудо происходит.
Поделись с улыбкою своей
Пусть она тебе друзей вокруг находит.
Припев: И тогда наверняка,
Ты увидишь Колобка
И Снегурочка тебе во сне приснится.
Ну, а Бабушка Яга
Станет доброй навсегда.
Верь мне – это обязательно случится.
VII.
Следующее задание вам приготовила сказка. “УЗНАЙ ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ”.
У меня корзина есть
В ней вещей не перечесть
Тяжела и велика, вес её полпуда,
Что в ней и откуда?
КЛУБОК – “ Царевна – лягушка” (Старый старичок говорит ему: вот тебе клубок: куда он покатится, туда и ты ступай смело).
ЯЙЦО – “Курочка – Ряба” (Снесла курочка яичко не простое, а золотое).
МУКА – “Колобок” (По амбарам помела, по сусекам поскребла, набрала горсти две, замесила тесто. Испекла да положила на окошко студить).
ЯБЛОКО – “Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке” (Катись, катись яблочко по серебряному блюдечку, покажи ты мне на блюдечке…)
РЕПКА – “Репка” (Тянут потянут вытянуть не могут)
VIII. РАСШИФРУЙТЕ НАЗВАНИЕ СКАЗОК.
ЛОБОКОК – “КОЛОБОК” (буквы на магнитах)
Учитель: От кого удалось уйти Колобку? (от дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя)
МОРЕКЕТ – “ТЕРЕМОК”
Учитель: Назовите полные имена героев сказки “ ТЕРЕМОК”.(хором)
Учитель:
Мышка – … норушка
Муха – … горюха
Зайчик – … побегайчик
Петушок – … золотой гребешок
Лягушка – квакушка
Серый ёжик – … ни головы, ни ножек
Волк – … зубами щёлк
Волчище – … серый хвостище
Лисичка – … сестричка
Блоха – … попрыгуха
Комар – … пискун
Медведь – … косолапый.
IX. ФОНОГРАММА (ОБЪЯВЛЕНИЯ).
Учитель: Знакомы ли вам герои, которые написали следующие объявления:
Я богатый, всемогущий
Очень стройный,
Страшно злющий,
Но я смерти не боюсь
Угадайте, как зовусь? (КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ)
Учитель: Скажите, а где находится смерть Кощея?
(На конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке).
Я обаятельная жутко,
И обладаю нюхом чутким,
Причёской славлюсь неземною,
Летать умею над землёю. (БАБА ЯГА).
Учитель: Какой был летательный аппарат у Бабы Яги?
(Метла и ступа).
X
. ТЕЛЕГРАММЫ.1. Приходил волк и съел шестерых козлят. Спасите
моих братьев!
Сказка “Волк и семеро козлят” (Козлёнок).
2. Срочно приезжайте. Пора тянуть репку. Сказка “Репка” (репка)
Учитель: Как удалось деду вырастить большую репку?
(Много трудился, только трудом можно добиться успеха).
– Кто вытащил сказочную репку?
(Дедка, бабка, внучка, жучка, Машка, Мышка).
– Почему они смогли вытянуть репку?
(Только в дружбе и в согласии спорятся работа).
Учитель: Слово “сказка” существует недолго. В древней Руси употреблялось другое слово для обозначения сказок – “басня”, “байка” от сказуемого “баять”. Как и в “басне” в сказке всегда есть мораль – нравоучение, например :“Утро вечера мудренее”.
XI. СКАЗКА МУДРОСТЬЮ БОГАТА.
Задание: Подбери пословицу, поговорку выражающую мораль сказки. (на доске)
“ Лиса и журавль” | – Как аукнется, так и откликнется. |
“По щучьему веленью” | – Нет друга, ищи, а нашёл – береги. |
“Сивка – Бурка” | – Доброе дело сто раз возвернётся. |
Учитель: Как называются сказки, который сочинил народ?
(Народные).
XII. ПРИМЕТЫ НАРОДНЫХ СКАЗОК.
(На доске)
*Зачин.
Учитель: Какими словами обычно начинаются русские народные сказки?
– Было это ещё в старое время…
– Жили – были…
*Троекратный повтор.
Учитель: Приведите примеры.
*Волшебство.
* Концовка.
Учитель: Какими словами обычно заканчиваются русские народные сказки?
– И стали они жить да поживать, да добра наживать.
– И с тех пор стали жить да быть, да и теперь живут.
– Живут там, поживают и горя не знают.
– Был там пир на весь мир. Я на том пиру был, мёд – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
* Добро побеждает зло.
XIII. ОПРЕДЕЛИ СКАЗКУ.
Прочитай отрывок из сказки, исправь ошибки.
Карточка 1
Прочитайте отрывок из сказки, найдите и исправьте ошибки, определите сказку.
“Машенька говорит:
- Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик?
Только волк вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в ящик, а на голову себе корзину с ягодами поставила. Вернулся волк, видит – ящик готов. Взял его на спину и пошёл в деревню ”.
(Русская народная сказка “Маша и медведь”.)
Карточка 2
Прочитайте отрывок из сказки, найдите и исправьте ошибки, определите сказку.
“Вот собрался кот на базар. И говорит он петушку:
- Смотри, петушок, в окошечко выглядывай, меня встречай. Ушёл кот на базар, а петушок сел и песенку запел. Пришёл заяц, стал звать петушка, а он откликнулся”.
(Русская народная сказка “Кот, петух и лиса”.)
Карточка 3
Прочитайте отрывок из сказки, найдите и исправьте ошибки, определите сказку.
“Шёл дед лесом, а за ним бежала кошечка. Шёл дед, шёл да обронил рукавичку.
Вот бежит лисичка, влезла в эту рукавичку и говорит:
– Тут я буду жить.
А в это время зайчик – скок – скок! – и спрашивает:
– Кто, кто в рукавичке живёт?
(Русская народная сказка “Рукавичка”.
IX. ИТОГ
.– Я вижу, что все вы любите сказки, знаете их. Но ещё много сказок, непрочитанных вами, которые предстоит вам прочитать.
В заключение нашей игры подсчитаем жетоны и узнаем
ЛУЧШЕГО ЗНАТОКА РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК.
X. ВРУЧЕНИЕ УДОСТОВЕРЕНИЙ.
- Тут и сказке конец, кто слушал молодец!
Литература:
1.И.В. Блинова “Занимательные сказочные материалы к урокам литературного чтения и математики”. (1-4 класс) Волгоград 2006г.
2.Газета для педагогов начальной школы “ПедСовет”.
3. Русские народные сказки.
4. Н.Н.Багина “Народная словесность” методическое пособие для начальных классов. Челябинск 1993 г.