Литературная игра "Сказочный калейдоскоп"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • обобщение знаний учащихся о прочитанных сказках на уроках литературного чтения, дома;
  • воспитание интереса и любви к сказкам;
  • развитие умения узнавать сказки и их героев;
  • умение выделять главную поучительную мысль;
  • активизировать мыслительную деятельность, речь;
  • обогащать словарный запас.

Оборудование: карточки – задания, пословицы, кроссворд, карточки – загадки, сундучок, корзина с предметами (клубок, яйцо, яблоко, мука, репка), магнитные буквы, фонограмма с объявлениями, телеграммы.

ХОД УРОКА

I. ЗВУЧИТ СТИХОТВОРЕНИЕ.

(Читает заранее подготовленный ученик).

В каждом доме,
В каждой хате –
В городах и на селе.
Начинающий читатель
Держит книгу на столе.
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!

II. НА ДОСКЕ ПОСЛОВИЦА.

“ДОМ БЕЗ КНИГИ – ДЕНЬ БЕЗ СОЛНЦА”.

Учитель: Объясните, как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)

Ребята, сегодня Всероссийский урок литературного чтения. Готовясь к этому уроку, вы читали русские народные сказки, а внимательно ли вы их читали, сегодня узнаем…

Велик и разнообразен сказочный мир. Его населяют герои добрые и злые. Попадая в мир сказок, учимся творить добро, помогать людям, быть честными, правдивыми. Сказки осуждают ложь, высмеивают глупость.

Сказка злого человека делает добрым. Скупого – щедрее, скучного – веселее, глупого – умнее.

Сегодня вы поучаствуйте в игре СКАЗОЧНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП (на доске) и выявим лучшего знатока русских народных сказок (за правильный ответ выдаётся жетон).

В сказочный мир попасть не легко
Зажмурь глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так,
Открой глаза и вот – мы у ворот
Сказочного замка. (Ворота, замок)

III. ВОЛШЕБНЫЙ КЛЮЧ. (Кроссворд)

– Но он закрыт на волшебный ключ. (Приложение 1)

– Попробуем его разгадать?!

1. Снесла золотое яичко. 2. Красна девица грустна,
Скоро простое снесу. Ей не нравится весна.
Как меня зовут? Ей на солнце тяжко!
(РЯБА) Слёзы льёт бедняжка. (СНЕГУРОЧКА)

3. “ Сел на коня и полетел, что твой сокол, прямо к палатам Елены – царевны”.

(СИВКА – БУРКА)

4. Сестрица Иванушки. (АЛЁНУШКА)

IV.

Замок открыт. А на воротах “ СКАЗКИ ПРОСЯТ, ЧТОБЫ ВЫ ИХ УЗНАЛИ”.

(На листочках напечатаны отрывки из сказок, ученик подходит к воротам, снимает листок и прочитывает отрывок).

1. “Тут в избушке углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, прямо к царю…”

(“По щучьему велению”.)

Учитель: Вспомните слова Емели. (По щучьему велению, по моему хотенью (прошению)…)

2. “В самую полночь прискакал на пшеницу конь – одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ноздрей пламя пышет..”

(“Сивка-Бурка”)

Учитель: Как позвать Сивку – Бурку? (Сивка – Бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой).

3. “А ты, красна девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони, и никогда не забывай! Каждое утро косточки водой поливай!”

(“Крошечка – Хаврошечка”.)

Учитель: Как звали сестёр Крошечки – Хаврошечки? (Одноглазка, Двуглазка, Триглазка).

Учитель:

Угадай-ка, угадай-ка,
Что хранится под замком,
Что закрыла там хозяйка
Удивительным ключом?

Это небольшое произведение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде.

Это излюбленный жанр устного народного творчества.

Признаки узнаваемого предмета, точны, остроумны.

– Что это за жанр? (ЗАГАДКИ)

V. Волшебный СУНДУЧОК.

В нем лежат загадки. Дети достают, читают и отгадывают.

Загадки:

1. В чём медведь тащил Машеньку с пирожками к бабушке и дедушке? (в коробе)

2. Кто является подругой Кощея Бессмертного? (Баба Яга)

3. Волшебница, исполнявшая желания сказочного Емели. (щука)

4. Колотил да колотил

По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом. (Журавль) Сказка “Лиса и журавль”.

Учитель: Чем угощала лиса журавля? (Манной кашей)

5. Чья стрела далеко улетает и счастливо судьбу его решает? (Ивана – царевича) Сказка “Царевна-лягушка”.

6. Кто с кем такой делёж устраивал:

“Твои вершки, а мои корешки” (Мужик и медведь)

7. Как мужик без обиды разделил одного гуся семерым: барину, барыне. Их двум сыновьям и двум дочерям и себя не обидел? (Барину- голову, барыне – задок, сыновьям – ножки, дочерям – крылышки, а себе всё туловище).

8. Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (волк) из сказки “Лиса и волк”.

9. Кто умудрился находиться в одно и то же время далеко и близко, высоко и низко, всё видеть, всё слышать …, есть не велел?

Учитель: Что слышал медведь?

(Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке…) из сказки “Маша и медведь”.

10. Кто строил зимовье в сказке “Зимовье”? (Бык, баран, свинья, кот, петух).

Учитель: Кого они напугали? (Разбойников)

VI. ФИЗМИНУТКА.

Учитель: А сейчас немного отдохнём, да песню о сказке споём!

Сказка” на мотив песни “Улыбка”.

Знай, от сказки хмурый день светлей.
Знай, от сказки в жизни чудо происходит.
Поделись с улыбкою своей
Пусть она тебе друзей вокруг находит.
Припев: И тогда наверняка,
Ты увидишь Колобка
И Снегурочка тебе во сне приснится.
Ну, а Бабушка Яга
Станет доброй навсегда.
Верь мне – это обязательно случится.

VII.

Следующее задание вам приготовила сказка. “УЗНАЙ ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ”.

У меня корзина есть
В ней вещей не перечесть
Тяжела и велика, вес её полпуда,
Что в ней и откуда?

КЛУБОК – “ Царевна – лягушка” (Старый старичок говорит ему: вот тебе клубок: куда он покатится, туда и ты ступай смело).

ЯЙЦО – “Курочка – Ряба” (Снесла курочка яичко не простое, а золотое).

МУКА – “Колобок” (По амбарам помела, по сусекам поскребла, набрала горсти две, замесила тесто. Испекла да положила на окошко студить).

ЯБЛОКО – “Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке” (Катись, катись яблочко по серебряному блюдечку, покажи ты мне на блюдечке…)

РЕПКА – “Репка” (Тянут потянут вытянуть не могут)

VIII. РАСШИФРУЙТЕ НАЗВАНИЕ СКАЗОК.

ЛОБОКОК – “КОЛОБОК” (буквы на магнитах)

Учитель: От кого удалось уйти Колобку? (от дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя)

МОРЕКЕТ – “ТЕРЕМОК”

Учитель: Назовите полные имена героев сказки “ ТЕРЕМОК”.(хором)

Учитель:

Мышка – … норушка
Муха – … горюха
Зайчик – … побегайчик
Петушок – … золотой гребешок
Лягушка – квакушка
Серый ёжик – … ни головы, ни ножек
Волк – … зубами щёлк
Волчище – … серый хвостище
Лисичка – … сестричка
Блоха – … попрыгуха
Комар – … пискун
Медведь – … косолапый.

IX. ФОНОГРАММА (ОБЪЯВЛЕНИЯ).

Учитель: Знакомы ли вам герои, которые написали следующие объявления:

Я богатый, всемогущий
Очень стройный,
Страшно злющий,
Но я смерти не боюсь
Угадайте, как зовусь? (КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ)

Учитель: Скажите, а где находится смерть Кощея?

(На конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке).

Я обаятельная жутко,
И обладаю нюхом чутким,
Причёской славлюсь неземною,
Летать умею над землёю. (БАБА ЯГА).

Учитель: Какой был летательный аппарат у Бабы Яги?

(Метла и ступа).

X. ТЕЛЕГРАММЫ.

1. Приходил волк и съел шестерых козлят. Спасите моих братьев!
Сказка “Волк и семеро козлят” (Козлёнок).

2. Срочно приезжайте. Пора тянуть репку. Сказка “Репка” (репка)

Учитель: Как удалось деду вырастить большую репку?

(Много трудился, только трудом можно добиться успеха).

– Кто вытащил сказочную репку?

(Дедка, бабка, внучка, жучка, Машка, Мышка).

– Почему они смогли вытянуть репку?

(Только в дружбе и в согласии спорятся работа).

Учитель: Слово “сказка” существует недолго. В древней Руси употреблялось другое слово для обозначения сказок – “басня”, “байка” от сказуемого “баять”. Как и в “басне” в сказке всегда есть мораль – нравоучение, например :“Утро вечера мудренее”.

XI. СКАЗКА МУДРОСТЬЮ БОГАТА.

Задание: Подбери пословицу, поговорку выражающую мораль сказки. (на доске)

Лиса и журавль – Как аукнется, так и откликнется.
“По щучьему веленью – Нет друга, ищи, а нашёл – береги.
“Сивка – Бурка – Доброе дело сто раз возвернётся.

Учитель: Как называются сказки, который сочинил народ?

(Народные).

XII. ПРИМЕТЫ НАРОДНЫХ СКАЗОК.

(На доске)

*Зачин.

Учитель: Какими словами обычно начинаются русские народные сказки?

– Было это ещё в старое время…

– Жили – были…

*Троекратный повтор.

Учитель: Приведите примеры.

*Волшебство.

* Концовка.

Учитель: Какими словами обычно заканчиваются русские народные сказки?

– И стали они жить да поживать, да добра наживать.

– И с тех пор стали жить да быть, да и теперь живут.

– Живут там, поживают и горя не знают.

– Был там пир на весь мир. Я на том пиру был, мёд – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

* Добро побеждает зло.

XIII. ОПРЕДЕЛИ СКАЗКУ.

Прочитай отрывок из сказки, исправь ошибки.

Карточка 1

Прочитайте отрывок из сказки, найдите и исправьте ошибки, определите сказку.

“Машенька говорит:

- Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик?

Только волк вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в ящик, а на голову себе корзину с ягодами поставила. Вернулся волк, видит – ящик готов. Взял его на спину и пошёл в деревню ”.

(Русская народная сказка “Маша и медведь”.)

Карточка 2

Прочитайте отрывок из сказки, найдите и исправьте ошибки, определите сказку.

Вот собрался кот на базар. И говорит он петушку:

- Смотри, петушок, в окошечко выглядывай, меня встречай. Ушёл кот на базар, а петушок сел и песенку запел. Пришёл заяц, стал звать петушка, а он откликнулся”.

(Русская народная сказка “Кот, петух и лиса”.)

Карточка 3

Прочитайте отрывок из сказки, найдите и исправьте ошибки, определите сказку.

“Шёл дед лесом, а за ним бежала кошечка. Шёл дед, шёл да обронил рукавичку.

Вот бежит лисичка, влезла в эту рукавичку и говорит:

– Тут я буду жить.

А в это время зайчик – скок – скок! – и спрашивает:

– Кто, кто в рукавичке живёт?

(Русская народная сказка “Рукавичка”.

IX. ИТОГ.

– Я вижу, что все вы любите сказки, знаете их. Но ещё много сказок, непрочитанных вами, которые предстоит вам прочитать.

В заключение нашей игры подсчитаем жетоны и узнаем

ЛУЧШЕГО ЗНАТОКА РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК.

X. ВРУЧЕНИЕ УДОСТОВЕРЕНИЙ.

- Тут и сказке конец, кто слушал молодец!

Литература:

1.И.В. Блинова “Занимательные сказочные материалы к урокам литературного чтения и математики”. (1-4 класс) Волгоград 2006г.

2.Газета для педагогов начальной школы “ПедСовет”.

3. Русские народные сказки.

4. Н.Н.Багина “Народная словесность” методическое пособие для начальных классов. Челябинск 1993 г.