Цели занятия по фонетике:
- создать условия для формирования представления о том, что в слове количество звуков и букв может совпадать или не совпадать;
- развивать навык грамотного письма;
- совершенствовать работу со словарными словами.
Эпиграф урока:
“Мало иметь хороший ум,
Главное – хорошо его применять”.Р. Декарт
Оборудование:
- учебник “Русский язык 1 класс” (Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова);
- рабочая тетрадь;
- памятки;
- карточки по дифференциации;
- толковый словарь;
- фразеологический словарь;
I. Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
- Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?
- Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу. А работать мы будем над сложной темой русского языка. Мы будем учиться различать звуки и буквы в словах, определять их количество, убеждаться в совпадении и несовпадении звуков и букв в одном и том же слове. Ну и, конечно, развивать грамотное, каллиграфическое письмо.
- В конце урока мы должны будем с вами ответить на вопрос: Почему не всегда в слове одинаковое количество букв и звуков? А для этого вы должны внимательно слушать меня и друг друга, думать, активно отвечать и ничего не бояться.
- Девизом нашего урока станут слова французского философа, сделавшего много открытий в математике, физике, астрономии и обществознании. (Чтение с доски эпиграфа.)
- Как вы понимаете эти слова?
- Я надеюсь, что вы всегда будете правильно применять свой ум и только на добрые дела.
II. Чистописание.
1) Назовите буквы: Я Ё Ю И Е Ь, какая буква лишняя? Почему? Запишите в тетрадь эти буквы.
2) Стр. 92, упр. 54.
- Пишите красиво!
НЬ СЬ ДЬ ПЕНЬ ЛОСЬ
- Что объединяет эти слоги и слова? Запишите в тетрадь.
III. Работа по теме урока.
Мягкий знак – хитрый знак:
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Только в слово просится!
- Для чего Ь просится в слово?
- Прочитайте сочетания: НЬ, СЬ, ДЬ.
Сколько в них букв? Сколько звуков? Почему?
Работа у доски и в тетради со словами:
(совместно) – пень [п’эн’] – 1 слог, 4 б., 3 зв., 2 согл., 1 гласн.
(самостоятельно) – лось [лос’] – 1 слог, 4 б., 3 зв., 2 согл., 1 глас.
Почему в словах разное количество букв и звуков?
IV. Физкультминутка.
Лесная лужайка.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки.
Через ветви и пенечки.
Кто, высоко так, шагая –
Не споткнулся, не упал.
V. Работа по теме урока.
1) Стр. 92, упр. 55 (устно).
- Рассмотрите рисунок. Назовите каждое животное.
- Сколько звуков в каждом слове?
- Сколько букв в каждом слове?
- Объясните, почему количество звуков и букв в слове не совпадает.
Конь – 3 зв., 4 б.
Лось – 3 зв., 4 б.
Медведь – 6 зв., 7 б.
2) Почему разное количество букв и звуков в словах?
VI. Словарная работа.
1) Отгадайте загадки:
- Летом наедается, зимой высыпается.
- Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами.
2) - Прописываем в тетради целую строку слово “медведь”, ставим ударение, подчеркиваем орфограммы.
3) - А кто мне скажет, что означает слово медведь? (Работа с толковым словарем.)
4) - Придумайте предложения с этим словом. (Одно записываем на доске и в тетради.)
5) - Прочитайте фразеологические обороты на доске:
Медведь на ухо наступил.
Медвежьи объятия.
Медвежья услуга.
- Объясните смысл оборотов. (Работа с фразеологическим словарем.)
- Запишите тот, который вам больше понравился.
VII. Физкультминутка (произвольно).
VIII. Работа по теме урока.
1) – Запишем слово медведь ещё раз и сделаем звукобуквенный анализ этого слова:
Медведь – мед – вeдь [м‘идв’эт’] – 2 сл., 7 б., 6 зв., 2 глас.зв., 4 согл.зв.
- Почему разное количество букв и звуков в слове?
2) стр. 93, упр. 56.
- Прочитайте строки из стихотворения В. Лунина.
- В каких словах количество букв и звуков не совпадает? Почему?
- Выпишите эти слова. Сделайте транскрипцию этих слов.
(2 чел. у доски делают транскрипцию).
- Сколько букв и сколько звуков в словах. Почему?
3) Вывод: буква Ь не обозначает звука, поэтому в словах с Ь не всегда количество звуков и букв одинаковое.
4) А кто вспомнит, в каких случаях ещё бывает несовпадение звуков и букв? (Ъ в словах; буквы Е, Ё, Я, Ю в начале слова или после гласной; удвоенные согласные).
IX. . Закрепление знаний.
1)
– Догадайтесь-ка, ребята,
От чего ежи, ерши,
Щуки, чайки и волчата
Рассмеялись от души?
(На доске: ежы, ершы, чяйка, волчята, щюка.)
2) Вспоминаем правила: жи-ши, чу-щу, ча-ща.
3) Исправьте ошибки. Запишите правильно, выделите орфограммы.
4) Проверяют дети-“эксперты”.
5) Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв. Почему?
6) Звуко-буквенный анализ слова: ежи – е-жи [й’ижы] – 2 слога, 3 б., 4 зв., 2 согл., 2 глас.
7) Вывод: буква Е, Ё, Я, Ю в начале слова обозначают два звука.
8) Назовите слова с удвоенными согласными.
9) Запишите одно слово в тетрадь и сделайте звукобуквенный анализ этого слова: масса – мас – са [маса] – 5 б., 4 зв..
10) Поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените друг друга.
11) Вывод: удвоенные согласные буквы обозначают один долгий звук.
X. Самостоятельная работа.
1) Работа по вариантам (дифференциация):
1 вариант.
Подчеркни слова, в которых букв и звуков одинаковое количество.
2 вариант.
Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков.
3 вариант.
Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.
Мельница, газета, кисель, дочь, мель, мел, юла, касса, ёж.
Учитель проверяет и оценивает.
XI. Итог урока.
- Почему же в словах не всегда одинаковое количество букв и звуков?
Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что:
- Ь и Ъ – звуков не обозначают;
- Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков;
- Удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук.
- А для чего нам все это нужно знать?
XII. Рефлексия.
- Дети, как вы думаете, каким у нас получился урок? Почему?
- У вас на партах лежит “солнышко”. Выберите то, которое соответствует вашему настроению от работы на уроке.
- Спасибо за урок!