Фонетика в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели занятия по фонетике:

  • создать условия для формирования представления о том, что в слове количество звуков и букв может совпадать или не совпадать;
  • развивать навык грамотного письма;
  • совершенствовать работу со словарными словами.

Эпиграф урока:

“Мало иметь хороший ум,
Главное – хорошо его применять”.

Р. Декарт

Оборудование:

  • учебник “Русский язык 1 класс” (Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова);
  • рабочая тетрадь;
  • памятки;
  • карточки по дифференциации;
  • толковый словарь;
  • фразеологический словарь;

I. Организационный момент.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

- Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

- Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу. А работать мы будем над сложной темой русского языка. Мы будем учиться различать звуки и буквы в словах, определять их количество, убеждаться в совпадении и несовпадении звуков и букв в одном и том же слове. Ну и, конечно, развивать грамотное, каллиграфическое письмо.

- В конце урока мы должны будем с вами ответить на вопрос: Почему не всегда в слове одинаковое количество букв и звуков? А для этого вы должны внимательно слушать меня и друг друга, думать, активно отвечать и ничего не бояться.

- Девизом нашего урока станут слова французского философа, сделавшего много открытий в математике, физике, астрономии и обществознании. (Чтение с доски эпиграфа.)

- Как вы понимаете эти слова?

- Я надеюсь, что вы всегда будете правильно применять свой ум и только на добрые дела.

II. Чистописание.

1) Назовите буквы: Я Ё Ю И Е Ь, какая буква лишняя? Почему? Запишите в тетрадь эти буквы.

2) Стр. 92, упр. 54.

- Пишите красиво!

НЬ  СЬ  ДЬ  ПЕНЬ  ЛОСЬ

- Что объединяет эти слоги и слова? Запишите в тетрадь.

III. Работа по теме урока.

Мягкий знак – хитрый знак:

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Только в слово просится!

- Для чего Ь просится в слово?

- Прочитайте сочетания: НЬ, СЬ, ДЬ.

Сколько в них букв? Сколько звуков? Почему?

Работа у доски и в тетради со словами:

(совместно) – пень [п’эн’] – 1 слог, 4 б., 3 зв., 2 согл., 1 гласн.

(самостоятельно) – лось [лос’] – 1 слог, 4 б., 3 зв., 2 согл., 1 глас.

Почему в словах разное количество букв и звуков?

IV. Физкультминутка.

Лесная лужайка.

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки.
Через ветви и пенечки.
Кто, высоко так, шагая –
Не споткнулся, не упал.

V. Работа по теме урока.

1) Стр. 92, упр. 55 (устно).

- Рассмотрите рисунок. Назовите каждое животное.

- Сколько звуков в каждом слове?

- Сколько букв в каждом слове?

- Объясните, почему количество звуков и букв в слове не совпадает.

Конь – 3 зв., 4 б.

Лось – 3 зв., 4 б.

Медведь – 6 зв., 7 б.

2) Почему разное количество букв и звуков в словах?

VI. Словарная работа.

1) Отгадайте загадки:

- Летом наедается, зимой высыпается.

- Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами.

2) - Прописываем в тетради целую строку слово “медведь”, ставим ударение, подчеркиваем орфограммы.

3) - А кто мне скажет, что означает слово медведь? (Работа с толковым словарем.)

4) - Придумайте предложения с этим словом. (Одно записываем на доске и в тетради.)

5) - Прочитайте фразеологические обороты на доске:

Медведь на ухо наступил.

Медвежьи объятия.

Медвежья услуга.

- Объясните смысл оборотов. (Работа с фразеологическим словарем.)

- Запишите тот, который вам больше понравился.

VII. Физкультминутка (произвольно).

VIII. Работа по теме урока.

1) – Запишем слово медведь ещё раз и сделаем звукобуквенный анализ этого слова:

Медведь – мед – вeдь [м‘идв’эт’] – 2 сл., 7 б., 6 зв., 2 глас.зв., 4 согл.зв.

- Почему разное количество букв и звуков в слове?

2) стр. 93, упр. 56.

- Прочитайте строки из стихотворения В. Лунина.

- В каких словах количество букв и звуков не совпадает? Почему?

- Выпишите эти слова. Сделайте транскрипцию этих слов.

(2 чел. у доски делают транскрипцию).

- Сколько букв и сколько звуков в словах. Почему?

3) Вывод: буква Ь не обозначает звука, поэтому в словах с Ь не всегда количество звуков и букв одинаковое.

4) А кто вспомнит, в каких случаях ещё бывает несовпадение звуков и букв? (Ъ в словах; буквы Е, Ё, Я, Ю в начале слова или после гласной; удвоенные согласные).

IX. . Закрепление знаний.

1)

– Догадайтесь-ка, ребята,
От чего ежи, ерши,
Щуки, чайки и волчата
Рассмеялись от души?

(На доске: ежы, ершы, чяйка, волчята, щюка.)

2) Вспоминаем правила: жи-ши, чу-щу, ча-ща.

3) Исправьте ошибки. Запишите правильно, выделите орфограммы.

4) Проверяют дети-“эксперты”.

5) Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв. Почему?

6) Звуко-буквенный анализ слова: ежи – е-жи [й’ижы] – 2 слога, 3 б., 4 зв., 2 согл., 2 глас.

7) Вывод: буква Е, Ё, Я, Ю в начале слова обозначают два звука.

8)  Назовите слова с удвоенными согласными.

9)  Запишите одно слово в тетрадь и сделайте звукобуквенный анализ этого слова: масса – мас – са [маса] – 5 б., 4 зв..

10)  Поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените друг друга.

11) Вывод: удвоенные согласные буквы обозначают один долгий звук.

X. Самостоятельная работа.

1) Работа по вариантам (дифференциация):

1 вариант.

Подчеркни слова, в которых букв и звуков одинаковое количество.

2 вариант.

Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков.

3 вариант.

Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.

Мельница, газета, кисель, дочь, мель, мел, юла, касса, ёж.

Учитель проверяет и оценивает.

XI. Итог урока.

- Почему же в словах не всегда одинаковое количество букв и звуков?

Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что:

  • Ь и Ъ – звуков не обозначают;
  • Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков;
  • Удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук.

- А для чего нам все это нужно знать?

XII. Рефлексия.

- Дети, как вы думаете, каким у нас получился урок? Почему?

- У вас на партах лежит “солнышко”. Выберите то, которое соответствует вашему настроению от работы на уроке.

- Спасибо за урок!