Участники мероприятия: учащиеся 4 класса.
Задачи.
- Повторение общих сведений об организме человека.
- Уточнение и расширение знаний учащихся о том, что изучают науки: анатомия, физиология, гигиена; о том, как работают органы чувств.
Подготовительная работа:
- группа учащихся учит загадки об органах чувств,
- подбор съедобных и несъедобных предметов для игр,
- приготовить для каждого конфету “Шипучка” для эксперимента,
- подбор рисунков с изображением органов чувств,
- печатание слов для схемы,
- выбор аудиозаписи,
- подбор ребусов по теме.
Оборудование:
- магнитофон,
- кассета с игрой,
- напечатанные слова для схемы,
- рисунки органов чувств,
- предметы для игр,
- ребусы.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
Чтобы в мире интересно жилось,
Надо меньше скучать, больше читать,
Изучать, наблюдать, спешить, бежать,
Интересных людей искать,
К работе друзей привлекать…
И тогда всё будешь успевать.
2. Разминка. Блиц-турнир.
- Биологический компьютер. (Мозг.)
- Как называется орган мудрости во рту. (Зуб.)
- Назовите птицу с девчоночьим именем. (Галка.)
- Какой хищник носит мужское имя. (Лев.)
- Назовите фрукт с девчачьим именем.(Груша.)
- Кто носит шляпку на ножке. (Гриб.)
- Не только жилище животных, но и элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений. (Клетка.)
3. Повторение.
– Наш организм состоит из органов. Назовите известные вам органы.
– А из чего состоят органы?
– Органы состоят из клеток. Клетка – мельчайшая живая частица. Её можно разглядеть только в сильный микроскоп. Каждая клетка – крошечный, живой организм. Она дышит, забирая кислород и выделяя углекислый газ, она ест, усваивая питательные вещества и выбрасывая отходы, она трудится, создает себе подобные клетки. Клетки, образующие наш организм, постоянно обновляются, заменяются, растут.
– Изучая организм человека, его работу и строение, мы опираемся на данные таких наук, как анатомия, гигиена и физиология.
– Соотнесите понятие с его определением. (На доске.)
– Кто такой физиолог? (Ученый, занимающийся строением и работой органов.)
4. Органы чувств. Работа по теме.
1) Загадки. (Дети загадывают загадки, а затем отгадки на листах прикрепляются на доске.)
Брат с братом через дорогу живут,
А один другого не видит. (Глаза.)У одной головы два братца
По разные стороны сидят,
А ничего не видят и не говорят. (Уши.)Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос.)Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)
Тело сверху прикрываю,
Защищаю и дышу. (Кожа.)
– Сегодня на занятии мы будем говорить обо всех органах, которые вы назвали.
Их объединяет то, что все они – … (договаривают дети) органы чувств.
2) Рассказ, ответы на вопросы, игры.
Органы чувств – те органы, которые помогают человеку получить информацию об окружающем мире. На каждый орган чувств действует определенное условие окружающей среды. Глаз воспринимает свет, ухо – звук, нос – запахи. Работа органов чувств связана с работой нервной системы.
Зрение. – Что мы различаем с помощью зрения? (Цвет, форму, величину предметов, определяем: движется предмет или нет. Благодаря зрению мы можем читать книги, смотреть телевизор…)
– Что является органом зрения? (Глаза.) На доске размещается рисунок глаза.
Рассказывает учащийся:
– Глаза помещаются во впадинах черепа, которые называются глазницы. Глаза защищены подвижными нижними и верхними веками. На веках находятся ресницы. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, света, пыли. Над глазами находятся брови, которые мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если в глаз попадает соринка, то выступают слезы, которые увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробов.
– Так сложно устроены глаза. Как беречь глаза? (Ответы учащихся.)
Слух. – Поиграем в игру “Доскажи словечко”. (Звучит аудиозапись с игрой, дети договаривают последнее словечко.)
– Что помогло воспринять данную информацию? (Уши.)
– Что вы знаете об ушах?
Рассказывает учитель:
– Уши – орган слуха. То, что мы называем ухом, на самом деле – ушная раковина. Она позволяет лучше улавливать звуки. Затем звуки идут по слуховому проходу до прочной барабанной перепонки. Это – наружное ухо. Под действием звука барабанная перепонка колеблется и передает звуковые колебания в среднее ухо. Затем колебания передаются во внутреннее ухо, где находятся чувствительные окончания слухового нерва. По этому нерву звуковые возбуждения передаются в головной мозг. (Показ по рисунку уха.)
Надо следить за ушами. Как? (Ответы учащихся.) Если в результате заболевания среднего или внутреннего уха нерв был поврежден, человек глохнет частично или полностью.
Внимание! Оберегайте голову от ударов, сотрясений и охлаждений!!!
– Что делать, если при мытье головы вода попала в ухо? (Дети стоя выполняют. Если вода попала в правое ухо, то надо попрыгать на левой ноге, и наоборот.)
Обоняние. – Что мы чувствуем с помощью носа? (Запахи.) На доске – рисунок носа.
Рассказывает учитель:
– Обоняние – способность чувствовать запахи. Пахучие вещества, выделяемые пищей, цветами, духами и другими предметами, вместе с выдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Все возбуждения передаются в головной мозг, и человек чувствует, узнает разные запахи.
Игра “Узнай, что это … (по запаху)?”
(Дети по запаху отгадывают несколько съедобных и несъедобных предметов.)
– Острота обоняния снижается при насморке и некоторых других заболеваниях. При помощи обоняния мы узнаем свежая ли пища, чистый ли воздух…
Вкус. – Язык – орган вкуса. Вкусовые рецепторы посылают нервные импульсы в головной мозг. Разные участки языка различают вкус по-разному.
– Каким бывает вкус принимаемой пищи?
– Наиболее чувствителен к сладкому кончик языка, к горькому – его основание, а к соленому и кислому – боковые поверхности языка. (Показ идет по рисунку)
– Как надо пить таблетку, чтобы не почувствовать ее горький вкус? (Надо поместить таблетку на середине языка.)
– Кроме вкуса с помощью языка определяем твердость предмета, его температуру.
Игра “Определи вкус!” (Съев кусочек продукта, определить вкус. Например, лимон – горький, конфета – сладкий вкус…)
Осязание. – Кожа – орган осязания. Что такое осязание?
Рассказывает учащийся:
– В коже расположены рецепторы разной формы. Они дают импульсы в ответ на прикосновение, давление, тепло, холод. Болевые рецепторы расположены почти повсюду в коже и внутри тела. Они возбуждаются при воздействиях, грозящих разрушить ткани тела.
– Как следует ухаживать за кожей?
Итогом работы является схема (рис.1), которая составляется по ходу занятия.
рис.1. Схема “Органы чувств”
5. Мини-эксперимент (работа с конфетой “Шипучка” - постепенно включаются в работу все органы чувств: глаза – кожа – ухо – нос- язык. Т.е. дети сначала рассматривают конфету в упаковке, затем называют признаки, взяв её в руки, отмечают, какие звуки можно услышать, потом раскрывают упаковку, определяют запах, а после определяют вкус конфеты).
6. Разгадывание ребусов. (Ответы: кожа, рот, нос, вкус, глаза.)
7. Для любознательных.
– Сколько у человека органов чувств? Назовите их.
– Но 5 органов чувств это не совсем правильно. На самом деле их 6. Шестой орган чувств – орган равновесия. Он расположен во внутреннем ухе. Чувство равновесия – это способность определять положение тела в пространстве, то есть различать верх и низ. Благодаря этому чувству мы ходим, не падая. Но если долго качаться на качелях или находиться на качающейся палубе корабля, то чувство равновесия притупляется: возникает головокружение, тошнота.
8. Итог мероприятия.
– Мы с вами всё занятие говорили о том, что информация от органов чувств поступает по нервам в мозг. Какой вывод вы можете сделать? (Все органы чувств связаны с нервной системой.)
– Какие органы чувств хорошо развиты у человека? Сколько их?
– Будьте внимательны к своему здоровью. Берегите себя!