Как развить творческие способности у младших школьниках в условиях учебной деятельности

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Обучение в прогимназии ведется в традиционной классно–урочной системе по программам повышенного уровня, призванными обеспечивать высокий уровень освоения ребенком большого объема учебного материала. Это приводит к жестокой регламентации структуры урока и его ориентации на конкретный результат (ЗУНы). Такая ситуация приводит к перенасыщенности познавательной среды и подавлению собственной активности ребенка: он становится пассивным объектом образовательного воздействия, что приводит к невозможности развития творческих способностей. Развитие креативности ребенка происходит в ситуации свободы выбора, ориентации на процесс, а не на результат. А результатом творческого процесса для ребенка является формирование новых внутренних качеств, возможностей.

Каким же образом при обучении по программам повышенного уровня обеспечить условия развития креативности ребенка?

Прежде всего на протяжении обучения в начальной школе в отношениях с детьми создается особый стиль взаимодействия, характеризующийся доброжелательностью, искренностью, уважением к ребенку–партнеру в деятельности, толерантным отношением к ошибкам, опрометчивым поступкам. Это создает атмосферу внутренней свободы ребенка, без которой процесс творчества невозможен.

Для того чтобы учебная задача из внешней (учительской) стала внутренней задачей ребенка, необходимо преподносить её не в императивном стиле, а как проблемную ситуацию, которая автоматически включает ориентировочную деятельность ребенка, вызываемую познавательной мотивацией.

Помимо учебных задач, поставленных учителем, осуществляется форма работы с детьми на уроке, при которой учебная задача формулируется самим ребенком, исходя из его внутренних интересов. Такой формой работы может являться проектно-исследовательская деятельность. Например, при выполнении проекта «Дидактические игры», ученик, используя компьютерную программу «Логомиры», столкнувшись с проблемой программирования функцией «кликающей» кнопки, самостоятельно ставит задачу поиска и решает проблему, используя инструкцию к программе, анализируя построение имеющихся игр, консультируясь с руководителем проекта.

Для формирования ориентации на процесс (при выполнении учебных заданий) необходимо давать задания с открытым результатом, когда не определено, что в итоге должно получится у ребенка, а ставится акцент на способах выполнения задания (например, написание сочинения: закончи сказку, придумай начало, придумай задачу по схеме и т.д.).

При анализе выполнения учебных заданий у ребенка спрашивают не окончательный ответ, а способ его нахождения и индивидуальный путь размышлений во время поиска способа.

Учителем осуществляется оценка не столько формального результата выполнения задания, сколько красоты найденного способа и тех усилий, которые ребенок приложил для нахождения решения. Именно эти усилия и позволяют формироваться тем новым внутренним качествам, которые для ребенка и являются результатом творческой деятельности.

Развитие креативности одаренных младших школьников является одной из основных задач экспериментальной работы прогимназии. В рамках учебной деятельности перспективными задачами являются анализ всех форм работы на уроке, позволяющих развить креативность учащихся, систематизация этих форм, осознанная разработка и введение нового инструментария.