Практическая часть проекта (мастер-класс) проводится двумя группами:
- старшей возрастной группой – 2 человека;
- остальными детьми – участниками проекта.
Продолжительность занятия – 2 урока
Цели занятия.
1. Научить:
а) учащихся 4 класса основам аппликации соломкой в процессе изготовления закладки для книги, расширяя их представления о разнообразии природных материалов, используемых в плоскостной и объемной аппликации;
б) ребят из творческого объединения – передавать свой опыт и умения по работе с соломкой в практической части проекта – мастер-классе;
в) подготовить двух консультантов из учащихся 4 класса по изготовлению объемно-плоскостных картин.
2. Воспитывать интерес к народным истокам декоративно-прикладного творчества (народным промыслам, русскому деревянному зодчеству и др.), а также к устному народному творчеству (викторина “Сказка – ложь, да в ней намек…”), где используются сюжеты картин, сделанных участниками проекта по мотивам русских народных сказок и диснеевских мультфильмов.
3. Продолжать прививать детям навыки всесторонне развитой личности (культура труда, коммуникабельность, толерантность, мотивации к познанию и креативности), внедряя в дополнительное образование перспективную пед. технологию – проектный метод.
Оборудование (материалы, наглядность, литература).
1. Предметы народных промыслов (на отдельном столе); изображения архитектурных сооружений (Храм Василия Блаженного, Кижи – картина из соломки или фото).
2. К викторине “Сказка ложь, да в ней намек…”:
а) картины из соломки, выполненные участниками проекта;
б) вопросы и ответы, подготовленные участниками проекта.
3. К мастер-классу по аппликации соломкой:
а) образцы закладок в технике аппликация соломкой;
б) технологическая карта “Изготовление закладки в технике аппликация соломкой” (на доске);
в) картина из соломки в технике объемной аппликации;
г) принадлежности для работы(на столах у учащихся):
- карандаши, ножницы, клей ПВА, палочки для клея, подкладные картонки;
- бархатная бумага 4 х15 см и калька с эскизами для закладок;
- бархатная бумага 18 х 24 см и калька с рисунком для объемно – плоскостной картины;
- соломка;
- чистые кусочки кальки;
д) “Технология работы с соломкой”(фотомонтаж);
е) “Элементы культуры труда” на отдельных листах А4 поэтапно вывешиваются на доску по ходу практической работы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Проверка готовности к занятию.
II. Вступительное слово педагога.
- Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у вас в гостях руководители детских творческих объединений разных образовательных учреждений, администрация школы. Поприветствуем их (стоя). И мы – ребята из творческого детского объединения нашей школы “Аппликация соломкой”. Я – Татьяна Николаевна – руководитель этого кружка.
Мы хотим представить вам наш проект “И эти руки, руки молодые, руками золотыми назовут”. И вы тоже становитесь участниками нашего проекта. Мы научим вас делать подарок своими руками, подготовим консультантов из ваших ребят по изготовлению объемно-плоскостных картин, вы побываете в гостях у сказки, увидите и услышите еще много интересного. Работать мы будем двумя творческими группами. Одна группа – Лена (11 класс) и Настя (9класс) будут давать мастер – класс двум вашим ребятам в совместной работе над картиной. (Приступают к работе).
Остальные ребята из детского объединения “Аппликация соломкой” работают вместе с классом.
III. О народных промыслах (педагог).
Но для начала немного истории. Наша многонациональная страна всегда славилась своими умельцами. Кто не слышал про левшу, который блоху подковал, и, кто не ел вкусных тульских пряников? О наших народных промыслах слава разошлась по всему миру. Вот некоторые из них. (Педагог указывает в сторону детей – участников проекта.). Вступают дети, демонстрируя предметы народных промыслов.
- “Я – Жостовский расписной поднос”(демонстрируя поднос);
- “Я – Хохломская роспись” (показывает предметы Хохломской росписи);
- “Я – Гжель”;
- “Я – Павлопосадский платок” (на плечах у девочки):
- “Я – Батик – роспись на ткани” (платочек в руке над головой);
- “Я – Богородская игрушка” (играет в нее).
Да всего и не перечислишь!
Педагог:
- Ребята! Вы, конечно, знаете, что по соседству с нами, в старинном деревянном доме, по адресу Верхняя Масловка, д.18 расположен “Центр ремесел”. Мы там были. Кто не был, обязательно посетите его. Там очень красиво и интересно.
IV. О деревянном зодчестве и др. архитектуре
- Визитной карточкой Москвы можно считать Храм Василия Блаженного на Красной площади. Читают дети отрывок из “Наша древняя столица” Н. Кончаловской.
1.
Грозный царь в воспоминанье
О победе над Казанью
Двум прекрасным мастерам
Приказал построить храм.
2.
И воздвигли эти люди
Небывалый в целом свете,
Пестрый, сказочный собор,
Что стоит и до сих пор.
3.
Он свидетель древней славы -
Этот храм девятиглавый,
Он четыре сотни лет
Над рекой встречал рассвет.
4.
Как увидишь – удивишься,
Вот какая красота!
И глядишь – не наглядишься
С Москворецкого моста.
5.
Двое зодчих – Постник с Бармой
Создавали этот храм.
Москвичи им благодарны -
Слава русским мастерам!
6. До сих пор вызывают восхищение деревянные дома и церкви, срубленные без единого гвоздя. (Демонстрирует картину из соломки “Деревянная сказка”).
V .О декоративно-прикладном искусстве.
Педагог, демонстрируя деревянные ложки без росписи и с росписью:
- Человек всегда стремился вносить в свою жизнь красоту. Предмет сначала изготавливался для употребления, а затем к нему как-бы прикладывался декор (украшение) . Так возникло декоративно – прикладное искусство, к которому относятся и изделия народных промыслов. Картины из соломки – один из видов декоративно – прикладного искусства. Издавна заметили люди необычные свойства обычной соломы: ее эластичность, многоцветность, переливчатый блеск, а главное – это материал, который всегда был в хозяйстве под рукой. Хлебушком кормились, а сухие стебли – солому – использовали как в быту, так и для украшений.
Мы же используем соломку для изготовления картин в технике аппликация (т.е. накладывание).
Техника эта довольно проста и вы в этом сможете убедиться сами, а пока посмотрите на картины, которые сделали сами ребята.
VI. Викторина “Сказка ложь, да в ней намек…”
- Ребята, герои каких сказок, мультфильмов, рассказов здесь изображены? (“Жар-птица”,
“Маленький принц”, “Корабль, который бежит себе в волнах на раздутых парусах мимо острова Буяна в царство славного Салтана”).
- “Что за прелесть, эти сказки!”
Кому принадлежат эти слова, ребята?
(А.С. Пушкину).
- Какими словами часто заканчивают русские народные сказки?
(“Я там был, мед-пиво пил”, “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок” и др.)
- Ребята подготовили для вас викторину “Сказка ложь, да в ней намек…”.
Посмотрим, чему же учат эти рассказы, сказки.
Кружковцы задают свои вопросы, класс отвечает.
1 ученик. Из какой сказки прилетела к нам Жар-птица? (Ершов, “Конек-горбунок”).
2. Как вы понимаете фразу из сказки “Маленький принц”: “Ты отвечаешь за того, кого приручил”.
3. Какой намек вы увидели в сказке “О царе Салтане” А.С. Пушкина?
(зло, вранье обязательно откроется и будет наказано; нельзя делать зло другим людям).
4. Чему учит нас мультфильм “101 далматинец”? (любить животных).
5. В рассказе К. Ушинского “Слепая лошадь” рассказывается о том, как хозяин выгнал лошадь, когда она постарела и ослепла. Почему жители заставили его ухаживать за лошадью и кормить её? (Потому что нельзя предавать друзей.)
6. Как звали собачку Элли из сказки “Волшебник изумрудного города”?
7. Назовите сказку и автора в заглавии которой – “цветок”. (Аксаков, “Аленький цветочек”)
Педагог – Этой викториной мы хотели показать, что картины из соломки не только красивый подарок, сделанный своими руками, но и повод к размышлению, а у ребят, сделавших эти картины, поистине “золотые руки”.
Физкультпауза. (Упражнения выполняют все ученики в классе).
1. Упражнение – “Нюхаем цветы” (3 раза).
Не вставая со своих мест, тянем как можно выше руки, делаем вдох – как бы нюхаем цветы. Опускаем руки осторожно вперед на парту (выдох).
2. Упражнение – “Колышется рожь”. Руки подняли вверх и делаем наклоны туловищем сначала влево, затем вправо (3 раза).
3. Упражнение для ног. Не вставая с места, делаем движение ступнями: то на мысок, то на пятку (3 раза). (Приводим в движение икроножные мышцы).
4. Расслабляем кисти рук взмахивающими движениями перед собой (несколько взмахов).
VII. Мастер класс. “Изготовление закладки-сувенира в технике аппликации соломкой”
Педагог:
- Пришло время и вам, ребята, доказать самим себе и нам, что ваши руки, руки молодые, тоже “Руками золотыми” назовут.
Вводный инструктаж к практической работе.
- Сейчас мы будем делать закладку для книги, украсив заготовку из бархатной бумаги аппликацией. Для этого можно пользоваться готовым эскизом, который лежит у вас на столе, либо сделать свой и работать по нему, т.е. к работе подходить творчески. Закладку будем делать в 3 этапа. В работе вам поможет фотомонтаж “Технология работы с соломкой”. К работе приступаем после моего объяснения и демонстрации приемов работы.
Первый этап работы – заготовка соломки (демонстрация приёмов работы педагогом на доске.).
1. Осторожно разрезать соломину вдоль стебля концами ножниц.
2. Осторожно раздвинуть её руками.
3. Тщательно разгладить соломку кольцами ножниц по блестящей (лицевой) стороне.
- Ребята приступают к работе; кружковцы и педагог проходят вдоль рядов, помогая ребятам.
Второй этап – изготовление деталей аппликации из соломки.
1. Свести один элемент рисунка (кружок, треугольник) на чистую кальку, намазать его небольшим количеством клея.
2. Заклеивать этот элемент рисунка соломкой, выходя за его контур не более 1-2 мм, плотно подгоняя соломинки друг к другу, отрезать лишнюю соломку за контуром рисунка.
3. Вырезать эти детали с обратной стороны близко к контурной линии.
Третий этап – наклеивание готовых деталей на бархатную основу.
1. Соединить скрепкой бархатную основу и кальку с рисунком.
2. Намазать готовую деталь клеем и подкладывая её под кальку, наклеивать на бархатную основу.
Во время практической работы учитель акцентирует внимание учащихся на элементах культуры труда.
1. Работая, необходимо соблюдать элементы культуры труда:
а) использовать безопасные приёмы труда с ножницами, клеем и соломкой;
б) следить за правильной организацией рабочего места, чтобы не делать лишние движения;
в) относиться к работе творчески, а друг к другу внимательно, спокойно и доброжелательно;
г) окончив работу, помочь товарищу, если он в этом нуждается;
д) стараться, чтобы мусора и отходов было как можно меньше.
VIII. Заключительная часть проекта. Подведение итогов. Вывод.
Педагог.
- Я вижу, что все, вы ребята, прекрасно справились с работой. Подходит к концу презентация нашего коллективного проекта “И эти руки, руки молодые, руками золотыми назовут!” За время работы мастер-класса девочки старшей возрастной группы нашего кружка подготовили консультантов по изготовлению объёмно-плоскостных картин из соломки. Посмотрите, какая замечательная картина у них получилась. Молодцы! А вам, девочки, спасибо.
- Давайте ребята, покажем нашим гостям, какие работы получились у вас. Поднимите, пожалуйста, свои закладки, так, чтобы гости их увидели и могли оценить работы, сделанные вашими руками. Спасибо.
- О человеке, умеющем много и хорошо делать своими руками, говорят: “У него золотые руки”, а ещё говорят, что “Умение всегда найдёт применение”. Я поздравляю вас с тем, что вы все сегодня овладели новым мастерством – работать с таким замечательным природным материалом, как соломка. Приходите в наш кружок “Аппликация соломкой” и вы научитесь делать такие же красивые картины (указать на выставку картин). И я уверена, что тогда обязательно и “Ваши руки, руки молодые, руками золотыми назовут”. Как известно, самый дорогой подарок – подарок, сделанный своими руками. На память о нашем совместном проекте у вас остаются закладки, картину мы дарим вашему классу.
Обращение к гостям.
Может быть, кто-то мог бы дать краткую оценку нашему проекту? (выслушиваем мнения)
Заключительное слово педагога.
- Наш проект завершён. Всё что мы задумали мы сделали. Я благодарю всех вас, ребята, за творческое сотрудничество. Убираем рабочие места, собираем наши работы. До свидания.
Работы, выполненные за время работы мастер-класса.