Логопедическое занятие в 3-м классе для учащихся с ЗПР на тему "Правописание безударной гласной в корне слова. Закрепление"

Разделы: Начальная школа


Учащиеся специальных (коррекционных) классов VII вида имеют отклонения в речевом развитии. У них нарушено формирование всех компонентов речи: фонетики, лексики и грамматики. Это приводит к неуспеваемости по русскому языку и чтению. Школьники затрудняются в усвоении грамматико-орфографических знаний.

Логопедом разработаны и проведены уроки, направленные на формирование устойчивой орфографической “зоркости”.

Один из уроков представлен Вашему вниманию.

Цели:

  • Учить анализу языкового материала и обобщению грамматических правил (на примере правил правописания безударных гласных в корне слова).
  • Совершенствовать умение проверять безударные гласные в корне слов.
  • Развивать фонематический, морфологический анализ и синтез.
  • Воспитывать трудолюбие, усидчивость, умение работать в паре.

Материалы, необходимые для проведения урока: магнитная доска. Учебник: Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач.шк. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. Тетради по русскому языку. Фонограмма мелодии. Воздушные шары с написанными на них словами; конверты с заданиями; предметные картинки; карточки - опорные схемы для логопедической работы с учениками; носовые платки, зеркала, шпатели, игольчатые зонды.

Этапы урока

1 этап – организационный. Психогимнастика.

Время на проведение: 1 минута.

Солнышко и тучка.

- Представьте, что солнышко зашло за тучку, стало свежо и вы сжимаетесь в комочек, чтобы согреться (задержка дыхания). Солнце вышло из-за тучки, вдруг стало жарко, вы опять расслабились (повторить 2 раза).

- Развитие умения перекодировать зрительную схему ритмического рисунка в звуковую с подключением моторного компонента.

На магнитной доске схема ритмического рисунка:

ХХ ХХХ, ХХХ ХХ, ХХ ХХ ХХ, ХХХ Х ХХ

Учащимся предлагается отхлопать в ладоши соответствующий ритм.

2 этап – актуализация знаний, полученных учениками на прошлых уроках.

Время на проведение: 4 минуты.

- Прослушаем стихотворение. Изучай родной язык (Ю. Щербаков). Выходят подготовленные дети, читают стихотворение.

Это очень интересно –
Знать, как сделаны слова.
Вот Федоту неизвестно,
Как же пишется трава.
Он не знает, например,
Что за буква после “Р”,
А ведь это как забава:
Измени лишь слово травы –
Вмиг получится ответ:
“А” писать, сомненья нет.
Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело,
А теперь пишите смело.

- Какое правило неизвестно Федоту?

- Скажите правило.

- Какие орфограммы встретились в тексте стихотворения? (Учащиеся выделяют голосом орфограммы).

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать слова?

Учащиеся повторяют правило и подтверждают его примерами.

Диалог с учащимися.

- Прежде чем написать гласную букву в безударном слоге, нужно узнать, в какой части слова она находится.

- Если безударный гласный звук – в корне, нужно подобрать проверочное слово:

письмо' – пи' сьма

- Проверочным может быть однокоренное слово с ударным гласным в корне.

Учащиеся приводят примеры.

- Чтобы найти проверочное слово, нужно изменить слово так, чтобы безударной гласный звук стал ударным: волна' – во'лны, смотрю' – смо'трит, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне: гляди'т – взгля'д, зимова'ть – зи'мний.

3 этап – работа над просодией и мимикой.

Время проведения: 0,5 минут.

Перед учениками лежат схемы эмоций для мимической гимнастики и зеркала, в которые они смотрятся. Учитель-логопед работает с классом.

- Посмотрели в зеркало и улыбнулись. Образовались. О! Какие красивые цветы! Нашли улыбающееся лицо на картинке.

- А сейчас возмутились. О! Кто сорвал цветы? Нашли такое выражение лица.

- Покажите удивленное выражение лица на картинке. О!? Какой чудесный бутон распускается.

- Весело улыбнулись.

- Молодцы!

4 этап - подготовка к артикуляционной гимнастике.

Время на проведение: 2 минуты.

Перед детьми на столах лежат схемы массажа лица. Учитель-логопед продолжает работу с классом и делает вместе с учениками массаж лица: Представьте себе, что вы в массажном кабинете.

- Делаем массаж, чтобы мышца расслабились, язычку было легче выполнять все упражнения.

Вы смотрите на схему массажа лица и шеи.

Нежно поглаживаем лоб от середины к вискам.

От внутренней стороны глаза вокруг век - “очки”.

От крыльев носа к ушным раковинам.

От середины подбородка к ушным раковинам.

Массаж круговой мышцы рта.

- Согреем шейку - поглаживание шеи и точечный массаж.

- Массаж языка шпателем и игольчатым зондом - ученики смотрят на рисунок.

5 этап - артикуляционная гимнастика.

Время на проведение: 4 минуты.

Перед учащимися карточки с изображением гласных букв, профили гласных.

Сегодня мы с вами навестим жителей нового дома.

Это гласные звуки, они обозначаются буквами, которые выглядывают в окошки.

По утрам первыми просыпаются гласные, живущие в первом подъезде, назовите их.

Правильно, это Я, Ё, Ю, Е, И.

Гласный “Я” выглядывал из окошка и протяжно пел: “Я-а-а”.

Гласный “А” выглядывал из соседнего окошка и отзывался: “А-а-а”.

Гласный “Ю” пел: “Ю-у-у”. А какой гласный отвечал ему из соседнего окошка? Напишите его в этом окошке.

Какие гласные отзывались гласному Ё, гласному Е? Заселите их в свои квартиры.

- А гласному И не пришлось будить соседа, гласный Ы сам выглянул в окошко и поздоровался со всеми:

“С добры-ы-ым утром”.

Дифференциация артикуляции гласных звуков.

Знаете, когда мы произносим гласные звуки, живущие в первом подъезде, мы улыбаемся, а когда называем жильцов из второго подъезда - нет. Не верите?

Назовите гласные звуки, живущие в первом подъезде глядя в зеркало. Ну, как?

Дети произносят, слушают и видят, как произносится звук, т.к. опора на слуховой и зрительный анализаторы способствует лучшему пониманию разницы между звуками

Упражнения выполняются учащимися перед зеркалом.

Выполнение артикуляционных упражнений.

(Логопед читает стихи, а дети выполняют упражнения)

“лопаточка”

“чашечка”

“иголочка”

“горка”

“грибок”

“качели”

“маляр”

“змейка”

“дудочка”

6 этап. Пальчиковая гимнастика.

(Дети читают стихи и выполняют упражнения)

“Дом”

“Ворота закрыты”, “ворота открыты”

“Стол”

“Стул”

“Бочонки”

“Деревья”

“Человечек”

“Корни”

“Зайчик”

“Птичка”

“Кошка”

“Собака”

7 этап – сообщение темы урока.

Время на проведение: 7 минут

- Определение проблемы урока: что нужно делать, чтобы правильно писать безударные гласные в корне слова?

- Откройте тетради, запишите дату.

- Работа в паре.

Прочитать словосочетания. Вставить подходящие по смыслу слова. Объяснить написание безударной гласной. Запись словосочетаний с комментированием. Взаимопроверка.

Пол…вали (что?) ________, возвр…тился (откуда?) _________,

под…рили (кому?) _________, ж…лели (кого?) _________,

г…рдился (чем?) ____________ .

На магнитной доске таблички со словами и гласными буквами. Нужно подобрать к каждому слову с пропущенной гласной слово, в котором эта гласная стоит под ударением. Разделить слова на пары, вставляя нужную букву. Объяснить орфограмму. Каким будет первое слово по отношению ко второму?

Грозный, свет, ходит, носит, катит.

х· дьба, н· сить, гр· за, св· тить, к· ток.

8 этап. Физминутка.

Время на проведение: 1 минута.

Воздушные шары со словами. Под веселую музыку дети перекидывают шары друг другу. Музыка остановилась, у кого в руках остались шары, читают слова на своих шарах, определяют безударную гласную и быстро подбирают проверочное слово. Музыка заиграла, игра продолжается.

9 этап. Закрепление умения находить проверочное слово.

Время на проведение 9-12 этапов – 18 минут.

- Какую гласную надо вписать в каждое слово?

- Какое правило нужно вспомнить, прежде чем записать эти слова?

Напишите, вставляя пропущенные буквы.

“О” - “А”

вр…ги, тр…ва, к…льцо, с…ды, м…ря, п…ля, дв…ры, стр…на.

- У детей на столах индивидуальные карточки с пропущенными гласными в словах.

Задание: соединить слово с нужной буквой.

ст· на А в· да
п· ла О р· ка
тр· ва Е гр· чи
зм· я И п· сьмо

10 этап. Работа с учебником.

- Откройте учебник на странице 95, упражнение 253.

- Прочитайте пословицы. Подумайте, почему так говорят.

- Самостоятельно объясните, как будете работать. Затем по памяти с комментированием запишите пословицу в тетрадь. Выделите безударные гласные буквы красной пастой (слабые ученики записывают одну пословицу, а сильные 2-3).

11 этап. Дидактическая игра “Быстрый ответ” (две команды).

У ведущего список слов с безударной гласной в корне: ночной, дождливый, холмистый, глазастый, ходить, возить, часы, садовый, денек.

Ведущий называет слово и указывает на игрока, который должен отвечать. Отвечающий быстро называет гласную, которую нужно писать в корне, и подтверждает проверочным словом. “Конец, пишем О, ко? нчить”, ночной -

12 этап. Итог урока.

- Чем занимались на уроке? Какое правило русского языка мы сегодня повторяли?

- Что больше всего понравилось на уроке?

Оценки за работу.

Релаксация.

- Кто хочет сказать правило стихами?

Дети читают стихи.

- Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты ее немедленно
Поставь под ударение.

- Безударные гласные.
Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!

Урок направлен на формирование орфографической грамотности, умения школьников верно употреблять изученные правила.