Рыночные отношения, складывающиеся в сфере услуг образования, формируют ряд проблем взаимодействия между участниками этого рынка. Образовательные учреждения, в том числе и государственные, вынужденные оказывать платные услуги на рынке образования, оказались не готовыми к деятельности по удовлетворению образовательных потребностей населения, с одной стороны, и рынка труда – с другой. Особенно этот вопрос актуален в режиме перехода образования к профильному обучению.
Проблема соответствия интересов индивидов, работодателей и учебных заведений в отношении образовательных услуг особенно ярко проявляется в малых городах.
МОУ “Средняя общеобразовательная школа №12” в 2006-2007 учебном году начала эксперимент по теме: “Управление учебным заведением через финансово-экономическое обеспечение развития образовательной сферы”
На современном этапе предъявляются новые требования к качеству образования, определяемые возрастанием общественного спроса.
Наряду с безусловной важностью дальнейшего совершенствования механизмов, повышающих эффективность расходования бюджетных средств в системе образования, необходимы механизмы для создания условий управления учебным заведением. Это позволит обеспечить развитие образовательной сферы через финансово-экономическую самостоятельность.
Создание подобных механизмов и стимулов будет не только способствовать улучшению общей финансово-экономической ситуации в системе образования, но и обеспечит условия для роста ее восприимчивости к запросам общества и рынка труда, что, безусловно, позитивно повлияет на качество образовательного процесса.
С октября 2006 г в школе началась работа над новым экспериментом “Управление учебным заведением через финансово-экономическое обеспечение развития образовательной сферы”.
На первом этапе должны быть решены следующие задачи:
- изучение экономических основ функционирования учебного заведения в условиях транзитивной обстановки в рамках решения приоритетных задач социально-экономического развития РФ в сфере образования;
- обоснование эффективности управления школой через содержание конкурентоспособности образовательной сферы;
Нами была изучена нормативно – правовая база ОЭР по этой теме. В нее входят следующие документы:
- Закон об образовании (ст. 12,13,16, 2, 32,50, 51)
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении от 19.03 2001 г. (Приказ МО РФ № 1780)3.
- Положение об организации опытно- экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях БО
- Положение о региональной экспериментальной площадке в системе образования БО
- Устав общеобразовательных учреждений: определение полномочий органов внутришкольного управления по вопросам предоставления разрешения на проведение педагогических экспериментов
- Копия письменной заявки общеобразовательного учреждения в Управление образования и науки администрации г. Губкина и Губкинского района о разрешении опытно- экспериментальной работы
- Справка о состоянии, традициях, кадровом, творческом материальном потенциале школы
- Договоры о сотрудничестве школы с ВУЗами, научными учреждениями, предприятиями; договоры с попечителями
- Договор об оказании платных дополнительных образовательных услуг государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями.
- Документы министерства образования РФ от 10 июля 2003 г. N 2994 об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования.
Масштаб эксперимента:
- по типу – педагогический, проектно – исследовательский
- уровень муниципальный
- по виду – локальный
Цель эксперимента разработать эффективную модель управления школой через финансово-экономическое обеспечение развития образовательной сферы. В связи с задачами и целями была составлена комплексно-целевая программа эксперимента: (Приложение №1)
Цель программы: проверка ценности нововведений в образовательный процесс и подготовка школы к их широкому использованию.
Задачи:
- изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
- осмысление и обоснование методологических и методических основ экспериментальной базы;
- создание банка по проблеме и актуального опыта педагогов, диагностических методов обследования состояния проблемы в школе;
- проведение диагностической работы;
- разработать информационную продукцию (сайт, рекламные буклет)
В эксперименте в 2006-2007г. г участвовали учителя школы (на всех учителей имеет электронный банк данных), в школе создана лаборатория маркетинговых исследований, в которую входят 9 учителей, руководитель Куприянова С.А. – учитель экономики (высшая категория). Научный руководитель Лазарева М.В., докторант кафедры экономики и менеджмента в науке и социальной сфере Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, кандидат педагогических наук.
На данный момент лаборатория провела опрос в 9-11х классах, по обучению желающих на компьютерных курсах, языковых (испанский, французский, английский), менеджмента. Изучила мнение родителей в 1-4х классах по созданию развивающего центра на базе начальной школы и филиала детской художественной школы.
По итогам опроса 9х классов была укомплектованы группы из 10 человек для занятий по подготовке к ЕГЭ по математике, русскому языку. Было организовано репетиторство по 8 различным предметам. Заключены договоры с родителями учащихся на оказание платных дополнительных образовательных услуг:
Дополнительные занятия с группой детей проводила Зуева Т.Н., занятия начались с 1 марта 2007 года. Срок обучения в соответствии с рабочим учебным планом в группе составил три месяца.
В течение обучения контролировалась своевременная оплата за занятия через Сбербанк
Заключен договор с Курским медицинским институтом по созданию на базе химико-биологических классов – классов “школа-ВУЗ”, занятия начались в г Курске с 04.01.2007 г. Осуществлялась связь с местными ВУЗами и СУЗами. Изучена имеющаяся методическая литература
В результате работы была составлена структурная схема управления учебным заведением (общеобразовательной школой) (Приложение №2)
При таком управленческом взаимодействии раскрываются и
продуктивно применяются творческие способности многих работников школы, что является эффективным фактором мотивации педагогов. Такому педагогическому коллективу присуща высокая степень удовлетворенности совместной работой.
Новая образовательная составляющая предполагает существенное изменение экономики учебного заведения и способов управления таким общеобразовательным учреждением.
Формирование и внедрение современных демократических организационно-экономических структур управления без научно обоснованного подкрепления может нанести непоправимый ущерб школе, поэтому управление учебным заведением через финансово-экономическое обеспечение развития образовательной сферы должно быть построено на научных основах и определенных условиях, при которых управление производством образовательных услуг будет эффективным.
Одним из способов оценки конкурентной способности учебного заведения служит изучение уровня маркетинговой эффективности школы. Маркетинговая лаборатория под руководством Куприяновой С.А. провела исследование и анализ ситуации в нашей школе. Исследования проводились по следующему плану
Построение точной картины положения школы в окружающей среде является существенным шагом в процессе разработки стратегического плана развития ОУ, в частности в процессе планирования маркетинговых действий. (Приложение №3)
Оценка уровня маркетинговой эффективности образовательного учреждения
По итогам рейтинг-обзора Ф.Котлер считает возможным судить об уровнях маркетинговой эффективности следующим образом: 0-5 баллов – нулевой уровень 6-10 баллов – очень низкий уровень 11-15 баллов – удовлетворительный уровень 16-20 баллов – хороший уровень 21-25 баллов – высокий уровень
Исследуя, выше приведенную таблицу, лаборатория произвела оценку сильных и слабых сторон школы при SWOT-анализе
Сильные стороны | Слабые стороны |
|
|
Оценка возможностей и угроз при SWOT – анализе
Возможности | Угрозы |
ОБЩЕСТВО | |
|
|
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ | |
|
|
КОНКУРЕНТЫ | |
|
|
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ | |
|
|
ТЕХНОЛОГИЯ | |
|
|
ПОТРЕБИТЕЛИ | |
Выход на новые сегменты рынка (взрослые потребители образовательных услуг, дети 3 – 5 летнего возраста) | Принятие решения родителями обучать детей у школ конкурентов |
Для того чтобы реализовать ценности своего учебного заведения (школы), в качестве ведущей идеи предполагается следующее:
- Разделение единой общеобразовательной
программы на два вида:
- Основная общеобразовательная программа (услуга, предоставляемая государственными программами и самой школой – бесплатно)
- Дополнительная образовательная программа (предоставляемая сверх программы и за определенную, согласно государственным документам, оплату)
- Развитие инновационного компонента развития школы на основе маркетингового подхода
- Становление профессионального педагогического коллектива как коллективного собственника движимого и недвижимого имущества школы
- Становление школы как ресурсного центра в рамках образовательной сети микрорайона.