Научить детей думать – значит научить их правильно поступать в любых жизненных ситуациях. Это является одной из актуальных проблем в образовательном процессе.
Интеллектуальное развитие школьников в процессе обучения стало ведущей идеей психолого-педагогических теорий Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, согласно которым развитие интеллекта должно осуществляться средствами любого из предметов, стать специальной целью образования, иметь технологическую основу.
Технология проблемно- диалогического обучения в начальном образовании получает всё большее распространение.
Проблемный диалог предполагает совместную образовательную деятельность, когда ученики, отвечая на вопросы, поставленные учителем, самостоятельно открывают для себя новые знания. При таком обучении учитель не даёт обучающимся готовых ответов, а подводит их к открытию новых знаний через систему вопросов, развивает самостоятельность мысли с помощью творческих заданий.
Предлагаю вашему вниманию урок математики в 1-м классе, проведённый совместно с дошкольниками подготовительной группы.
Тема урока "Учимся думать".
Цели урока:
Закрепление умений объединять предметы в группы по общему признаку; признаки предметов (цвет, форма, размер); счет в пределах 6.
Развитие мыслительных операции (анализ, сравнение, классификация, умозаключения, наблюдение, логика); познавательные процессы (память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь); творческие способности (отгадывать загадки.)
Формирование навыков умственного труда.
Наглядность:
Геометрические фигуры; картинки (репка, арбуз, яблоко, заяц, белка). На доске – изображение ежика с фруктами, листиками, грибочками, с обратной стороны которых записаны задания. Ежик прикрыт воздушными шарами (сюрпризный момент). Рисунки на сравнение, воображение, внимание; таблица на умозаключения по аналогии.
Ход урока.
1. Постановка цели урока.
Сценка: “Мальвина учит Буратино... ”
Выступают выпускники начальной школы.
Мальвина. Садитесь.
Буратино. Пожалуйста.
Мальвина. Руки перед собой.
Буратино. Пожалуйста.
Мальвина. Не горбитесь.
Буратино. Пожалуйста.
Мальвина. Итак, у Вас в кармане два яблока.
Буратино. Врете, ни одного!
Мальвина. Некто у Вас взял одно яблоко. Сколько у Вас осталось?
Буратино. Два.
Мальвина. Подумайте сначала. Почему два?
Буратино. Да я же ведь не отдам Некто яблоко, хоть он дерись!
Мальвина. Так, математика из Вас не выйдет. Попробуем диктант.
Пишите: “А роза упала на лапу Азора”. И сразу прочитайте эту волшебную фразу наоборот.
Буратино сунул в чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.
Мальвина. Вы гадкий шалун, я должна Вас наказать!
Артемон! Артемон! Отвези Буратино в темный чулан!
Учитель:
- Какая отрицательная черта есть у Буратино? (Он ничего не умеет делать, потому что ленится.)
- Как вы думаете, сможет ли чему-нибудь научиться ленивый человек? (Нет.)
-Скажите, пожалуйста, будем мы на уроке математике лениться? (Нет.)
-Будем мы учиться? (Да.)
-Как вы думаете, чему учатся на уроке математики? (Думать.)
-Итак, сегодня на уроке математики мы будем учиться думать.
2.Актуализация знаний.
-А начнем мы с загадок. Я буду загадывать, а вы думать и отгадывать.
1. Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос он в землю крепко.
Что же это?
(Репка.)
2. Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
(Арбуз.)
3. Круглое, румяное
С дерева достану я,
На тарелку положу,
“Кушай, мамочка!” – скажу.
(Яблоко.)
4. Лесной зверек, длинные задние лапки, длинные уши, косые глаза. (Заяц.)
5. По деревьям скачет и орешки прячет. (Белочка.)
По ходу ответов детей учитель вывешивает на доску картинки с изображением животных и растений.
Классификация.
- Скажите, пожалуйста, на какие две группы можно разделить эти предметы?(На растения и животных.)
Сюрпризный момент.
-А сейчас вы узнаете, кто пришел к нам в гости.
6. Шубка-иголки,
Свернется он – колкий,
Рукой не возьмешь.
Кто это?
(Еж.)
-К нам на урок пришел еж с заданиями.
Учитель в ходе проведения урока приглашает детей выбрать по желанию любое из заданий.Задания "спрятаны" в грушах, яблоках, листиках, грибочках, расположенных на ёжике.
3.Постановка проблемы. Открытие новых знаний.
Задание 1. Сравнение.
-Давайте, сравним две картинки. У двух картинок есть различия. Найдите их.
(См. рисунок 1)
Ответы детей:
1. Один гусь белый, а другой серый.
2. У одного гуся есть кепка, а у другого нет.
3. На одной картинке облачко, а на другой – солнце.
4. На одной картинке бабочка, а на другой – стрекоза.
5. Один кораблик красный, а другой – желтый.
6. На одном кораблике есть флажок, на другом нет.
По ходу правильных ответов на доску вывешиваются геометрические фигуры.
Признаки геометрических фигур.
-Сколько всего геометрических фигур? (6)
-Докажите. (Считают до 6.)
-Какие признаки геометрических фигур вы знаете? (Цвет, форма, размер.)
Игра. “Что изменилось?” (Л.Г. Петерсон. “Математика”,1 кл., с.18 №5)
-Ваши знания пригодятся в игре: “Что изменилось?”
Учитель проводит игру.
Физминутка на внимание. “Пожалуйста”.
Физминутку проводит ученица.
-Вы должны выполнять все движения, о которых я вас попрошу, но только в том
случае, если услышите слово “пожалуйста”.
Задание 2. Анализ.
-Какой предмет нужно нарисовать в пустой клеточке: грибок, солнышко или
цветочек?
Задание 3.1. Умозаключения по аналогии.
- Закончите мое предложение.
- Сахар мы кладем в чай, чтобы было сладко, а соль – ... .
- Морковь растет в огороде, а яблоня – ... .
– Солнце бывает на небе днем, а луна – ... .
- Продавец товар продает, а покупатель – ... .
- Огонь горячий, а снег – ... .
- Воробей чирикает, а петух – ... .
Физминутка на внимание.
Физминутку проводит ученик.
- Сколько лапок у котенка?
- Сколько лапок у тигренка?
- Сколько ножек у стола?
- Сколько будет три плюс два?
Задание 4.2. Умозаключения по аналогии.
- Кого на картинке больше: бабочек или насекомых? Почему? (См. рисунок 2)
Задание 5. Воображение.
- Что художник неправильно изобразил на этом рисунке? (См. рисунок 3)
4.Подведение итога урока.
- Вот и подошел к концу наш урок.
- Чему мы учились на уроке? (Думать.)
5.Рефлексия.
- Ребята, вам понравился урок? (Да.)
- Что вам больше всего понравилось? ( “Мне понравилось учиться думать”. “Мне понравилось выполнять задание, где художник все перепутал”. “Мне понравились все задания”).
-Спасибо всем нам за то, что мы учились думать.