Цели педсовета:
- Создание благоприятных условий в урочной деятельности для перехода на профильное обучение.
- Сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности и интеграции содержания образовательных программ.
- Повышение педагогического мастерства учителей, развитие их потенциала.
- Оказание методической помощи.
“Прежде чем изменить способы работы, надо тщательно их изучить”.
А. Гастев
Подготовительный этап
– опрос, обработка статистических данных по педагогическим затруднениям.Ход педагогического совета
1. Обоснование актуальности темы педсовета:
“Предпрофильное и профильное обучение”… На первый взгляд простое словосочетание. Но за внешней очевидностью понятных по отдельности слов много проблем. “Профильная школа” - это не столько иное название школы, сколько иное качество образования. Образования, где едины процесс и результат. В этом смысле обучение - целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования школьников: передача старшим и усвоение молодым поколением знаний , умений и навыков; закрепление в сознании системы ценностных ориентаций, формирование мотивов самоактуализации. Самоактуализация – ключ к личностному росту старшеклассников, т.е. основная направленность современного образовательного процесса характеризуется обращенностью к ученику, поиску условий его поддержки. Следовательно, одной из функций современного учителя является содействие развитию личностного потенциала каждого ученика.
Профильное обучение обеспечивает более тонкую ориентацию на личностные характеристики и особенности ученика, исходя из общих объективных закономерностей развития общества и современного состояния педагогической науки, а главное, из необходимости социализации личности и реальных потребностей рынка.
Профильное обучение корректирует все эти требования, приводя их в соответствие с возможностями, способностями, склонностями учащихся.
Каждый человек – индивидуальность. Заходя в класс, мы встречаемся с 20 индивидуальностями одновременно, а через 40 минут к нам приходит еще столько же. Профильная школа - новая попытка дифференцировать и индивидуализировать наше образование, именно поэтому, призванная облегчить процесс обучения для школьников, профильная школа ставит в тупик учителя.
Учить всегда не просто, еще Л.Н. Толстой писал: “… Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться”. Поэтому легкость для учителя при переходе на профильное обучение – иллюзия. И мы с вами в этом убедились. Опрос, проведенный среди учителей нашей школы, показал, что педагогические затруднения не однозначны, поэтому инициативная группа, готовившая педсовет по теме “Подходы к организации работы с педагогическими затруднениями в предпрофильных и профильных классах”, выделила затруднения, наиболее часто встречающиеся в опросных листах: затруднения в работе с учебным содержанием.
Ни для кого не секрет, что информация, которую должен усвоить каждый день ученик, громадная. Так, например, чтобы успешно изучить программу за 11 класс, учащийся в рамках современного образовательного стандарта должен усвоить 1600 понятий из разных предметов. При этом профильное обучение не предполагает уменьшение этого количества. Как же все усвоить, как же все успеть?
Ответ кроется в новых способах переработки информации, новых подходах к ней. Учиться этому необходимо и самому учителю, чтобы потом научить своих учеников. Поэтому эпиграфом к нашему педсовету мы выбрали высказывание А. Гастева: “ Прежде чем изменить способы работы, надо тщательно их изучить”.
Мы выделили 5 основных вопросов, связанных с работой с учебным содержанием:
- Как научить учеников эффективной работе с информацией?
- Как определить круг вопросов и задач для учащихся, обучающихся в профильной школе?
- Как помочь учащемуся запомнить информацию?
- Как поддержать интерес ученика к учебе?
- Как устранить перегрузки учащихся, подрывающие их физическое и психическое здоровье?
Обратите внимание, что данные вопросы вставали перед нами всегда, но, работая в традиционной школе, мы с ними справлялись. Профильная школа заставляет нас еще раз вернуться к ним и обратить на них особое внимание учителей не только старшего, но и начального, и среднего звена, ведь именно начальная школа, среднее звено – стартовая площадка для организации предпрофильного и профильного обучения. Здесь начинаем мы формировать те навыки, которые так необходимы в старшей профильной школе.
Итак, учебная информация. Сегодня источником информации может и должен быть не только учебник, но и справочники, словари, энциклопедии, множество дополнительных пособий. Но в любом случае, будут это электронные или печатные материалы, это в основе своей тексты, и тексты публицистического или научно-публицистического стиля.
По данным международного исследования образовательных достижений учащихся ПИЗА – 2003 российские школьники по оценке грамотности чтения в широком понимании находятся на 32 месте в мире.
Под грамотностью чтения понималась “способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексия на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества”.
Невысокие результаты российских школьников касаются недостаточных навыков работы с текстами:
- Научного и делового стилей;
- Содержащими диаграммы, таблицы, схемы, карты;
- Междисциплинарного характера;
- Содержащими характеристику реальных жизненных ситуаций;
- Требующими соотнести различные точки зрения на явления, события, сформулировать свою.
Как показывает международный опыт стран, целенаправленная работа по развитию умений справляться с различными видами текстов дает результаты в течение только 5 лет!!!
Перед нами долгий путь и начнем мы его сегодня.
2. “Эффективные приемы работы с учебным содержанием”.
- Реалии современных требований к качеству образования
- Приемы работы с информационным текстом
- Приемы работы с повествовательным текстом
- Приемы работы с дискуссионным текстом
- Проектная методика как эффективный прием организации учебной деятельности
- Сравнительные особенности традиционной и проектной методики
- Интерактивные методики
3. “Выбор вопросов и заданий для учащихся предпрофильных и профильных классов”.
- Формулировка вопросов
- Особенности вопросов при эвристической беседе
- Роль вопросов в формировании общеучебных умений
- Уровни сложности вопросов
- Вопросы к тексту
- Зависимость вопросов и заданий для учащихся от выбора профиля
- Классификация учебных вопросов и заданий
- Правила составления вопросов
- Задача как единица построения содержания образования
- Ситуационная задача “Шпаргалка”
4. “Роль педагогической диагностики. Рекомендации учителям по обучению школьников мнемоническим приемам работы ”.
- Общее представление о памяти
- Методики исследования особенностей памяти (опросник КАВ, тест из Атласа Рыбакова)
- Формирование и развитие памяти
- Упражнения для улучшения памяти
- Шесть правил развития памяти
5. “Формирование мотивации успеха у школьников в образовательном процессе. Формирование устойчивого интереса к предмету как путь личностного роста ученика”.
- Условия формирования мотивации достижения успеха в системе “педагог – школьник”
- Принцип выбора заданий, мотивирующих учащихся на успех.
6. “Организация домашней работы учащихся”.
- Значение домашнего задания
- Нормы допустимых затрат времени учащимися на выполнение домашних заданий по различным предметам:
- Виды и уровни домашних заданий
- Пути оптимизации и рационализации домашних заданий
- Формы контроля домашнего задания
- Этапы работы учеников над домашним заданием
- Нетрадиционные домашние задания
7. Проект решения педсовета, разработанный инициативной группой.
- Продолжить диагностику коллектива с целью выявления педагогических затруднений в предпрофильных и профильных классах;
- Продолжить поиск и сбор материалов для организации работы с педагогическими затруднениями в предпрофильных и профильных классах;
- Рекомендовать проведение МО по теме педсовета с целью отбора методов по преодолению педагогических затруднений, характерных для данного МО;
- Рекомендовать продолжить углубленное изучение новых перспективных педагогических технологий с целью повышения эффективности уроков в предпрофильных и профильных классах;
- Учителям организовывать индивидуальную работу с учащимися, имеющими пробелы в знаниях;
- Учителям при подготовке урока учитывать индивидуальные особенности класса в целом, особенности подросткового периода (7-9 классы);
- Рекомендовать взаимопосещение уроков учителей начальной, основной и старшей школы с целью изучения и внедрения в практику своей работы новых педагогических технологий и методов обучения, формирующих познавательный интерес у учащихся;
- Продолжить работу по обоснованию и анализу положительного опыта с целью внедрения его в жизнь;
- Рекомендовать методическому Совету школы систематизировать полученную информацию к концу учебного года;
- Рекомендовать психологу и логопеду при входном и выходном тестировании учащихся начальной школы совместно с классными руководителями составлять подробную характеристику психологических особенностей и возможностей каждого учащегося;
- Библиотекарю рекомендовать сделать подбор материала по новым педагогическим технологиям с целью оказания методической помощи учителям-предметникам.
8. Принятие решений.
Преимущества такого педсовета:
- максимально большое количество заинтересованных людей можно привлечь для решения проблем школы;
- гласность и обратная связь в решении поставленных проблем;
- учет возможностей и потребностей всех, кто заинтересован в организации учебно-воспитательного процесса
Список литературы:
- “Психология ведения урока” Н.Ю. Скороходова изд. “Речь”, г. Санкт-Петербург 2002 г.
- “Как построить профильную школу” В.Ю. Кричевский, В.С. Кошкина, Т.В. Щербова изд. “Просвещение” г. Санкт-Петербург 2005 г.
- “Организация педагогической диагностики в профильном обучении” И.Ю. Гутник изд. “Каро” г.Санкт-Петербург 2005 г.
- “Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе” О.Н. Крылова изд. “Каро” г.Санкт-Петербург 2005 г.
- В.А. Сидоренков “Углубленное изучение русского языка”, М. “Просвещение” 1996 г.
- Б.Т. Панов “Типы и структура уроков русского языка”, М. “Просвещение” 1987 г.
- “Методика обоснования временных затрат на выполнение домашних заданий учащимися средних общеобразовательных школ”.“1-е сентября” Русский язык № 2 2003 г.
- В.Ф. Паламарчук “Школа учит мыслить”, М. “Просвещение” 1987 г.
- Журнал “Литература” № 18 2006 г. “Первое сентября”. № 17 2006 г. “Первое сентября”.
- Гигиенические требования к условиям обучения школьников по СанПин. 2.4.2.- 576-96.