Педагогический совет "Пути преодоления неуспеваемости учащихся"

Разделы: Администрирование школы


Цели педсовета:

  1. Создание благоприятных условий в урочной деятельности для перехода на профильное обучение.
  2. Сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности и интеграции содержания образовательных программ.
  3. Повышение педагогического мастерства учителей, развитие их потенциала.
  4. Оказание методической помощи.

“Прежде чем изменить способы работы, надо тщательно их изучить”.

А. Гастев

Подготовительный этап опрос, обработка статистических данных по педагогическим затруднениям.

Ход педагогического совета

1. Обоснование актуальности темы педсовета:

“Предпрофильное и профильное обучение”… На первый взгляд простое словосочетание. Но за внешней очевидностью понятных по отдельности слов много проблем. “Профильная школа” - это не столько иное название школы, сколько иное качество образования. Образования, где едины процесс и результат. В этом смысле обучение - целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования школьников: передача старшим и усвоение молодым поколением знаний , умений и навыков; закрепление в сознании системы ценностных ориентаций, формирование мотивов самоактуализации. Самоактуализация – ключ к личностному росту старшеклассников, т.е. основная направленность современного образовательного процесса характеризуется обращенностью к ученику, поиску условий его поддержки. Следовательно, одной из функций современного учителя является содействие развитию личностного потенциала каждого ученика.

Профильное обучение обеспечивает более тонкую ориентацию на личностные характеристики и особенности ученика, исходя из общих объективных закономерностей развития общества и современного состояния педагогической науки, а главное, из необходимости социализации личности и реальных потребностей рынка.

Профильное обучение корректирует все эти требования, приводя их в соответствие с возможностями, способностями, склонностями учащихся.

Каждый человек – индивидуальность. Заходя в класс, мы встречаемся с 20 индивидуальностями одновременно, а через 40 минут к нам приходит еще столько же. Профильная школа - новая попытка дифференцировать и индивидуализировать наше образование, именно поэтому, призванная облегчить процесс обучения для школьников, профильная школа ставит в тупик учителя.

Учить всегда не просто, еще Л.Н. Толстой писал: “… Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться”. Поэтому легкость для учителя при переходе на профильное обучение – иллюзия. И мы с вами в этом убедились. Опрос, проведенный среди учителей нашей школы, показал, что педагогические затруднения не однозначны, поэтому инициативная группа, готовившая педсовет по теме “Подходы к организации работы с педагогическими затруднениями в предпрофильных и профильных классах”, выделила затруднения, наиболее часто встречающиеся в опросных листах: затруднения в работе с учебным содержанием.

Ни для кого не секрет, что информация, которую должен усвоить каждый день ученик, громадная. Так, например, чтобы успешно изучить программу за 11 класс, учащийся в рамках современного образовательного стандарта должен усвоить 1600 понятий из разных предметов. При этом профильное обучение не предполагает уменьшение этого количества. Как же все усвоить, как же все успеть?

Ответ кроется в новых способах переработки информации, новых подходах к ней. Учиться этому необходимо и самому учителю, чтобы потом научить своих учеников. Поэтому эпиграфом к нашему педсовету мы выбрали высказывание А. Гастева: “ Прежде чем изменить способы работы, надо тщательно их изучить”.

Мы выделили 5 основных вопросов, связанных с работой с учебным содержанием:

  1. Как научить учеников эффективной работе с информацией?
  2. Как определить круг вопросов и задач для учащихся, обучающихся в профильной школе?
  3. Как помочь учащемуся запомнить информацию?
  4. Как поддержать интерес ученика к учебе?
  5. Как устранить перегрузки учащихся, подрывающие их физическое и психическое здоровье?

Обратите внимание, что данные вопросы вставали перед нами всегда, но, работая в традиционной школе, мы с ними справлялись. Профильная школа заставляет нас еще раз вернуться к ним и обратить на них особое внимание учителей не только старшего, но и начального, и среднего звена, ведь именно начальная школа, среднее звено – стартовая площадка для организации предпрофильного и профильного обучения. Здесь начинаем мы формировать те навыки, которые так необходимы в старшей профильной школе.

Итак, учебная информация. Сегодня источником информации может и должен быть не только учебник, но и справочники, словари, энциклопедии, множество дополнительных пособий. Но в любом случае, будут это электронные или печатные материалы, это в основе своей тексты, и тексты публицистического или научно-публицистического стиля.

По данным международного исследования образовательных достижений учащихся ПИЗА – 2003 российские школьники по оценке грамотности чтения в широком понимании находятся на 32 месте в мире.

Под грамотностью чтения понималась “способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексия на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества”.

Невысокие результаты российских школьников касаются недостаточных навыков работы с текстами:

  • Научного и делового стилей;
  • Содержащими диаграммы, таблицы, схемы, карты;
  • Междисциплинарного характера;
  • Содержащими характеристику реальных жизненных ситуаций;
  • Требующими соотнести различные точки зрения на явления, события, сформулировать свою.

Как показывает международный опыт стран, целенаправленная работа по развитию умений справляться с различными видами текстов дает результаты в течение только 5 лет!!!

Перед нами долгий путь и начнем мы его сегодня.

2. “Эффективные приемы работы с учебным содержанием”.

  • Реалии современных требований к качеству образования
  • Приемы работы с информационным текстом
  • Приемы работы с повествовательным текстом
  • Приемы работы с дискуссионным текстом
  • Проектная методика как эффективный прием организации учебной деятельности
  • Сравнительные особенности традиционной и проектной методики
  • Интерактивные методики

3. “Выбор вопросов и заданий для учащихся предпрофильных и профильных классов”.

  • Формулировка вопросов
  • Особенности вопросов при эвристической беседе
  • Роль вопросов в формировании общеучебных умений
  • Уровни сложности вопросов
  • Вопросы к тексту
  • Зависимость вопросов и заданий для учащихся от выбора профиля
  • Классификация учебных вопросов и заданий
  • Правила составления вопросов
  • Задача как единица построения содержания образования
  • Ситуационная задача “Шпаргалка”

4. “Роль педагогической диагностики. Рекомендации учителям по обучению школьников мнемоническим приемам работы ”.

  • Общее представление о памяти
  • Методики исследования особенностей памяти (опросник КАВ, тест из Атласа Рыбакова)
  • Формирование и развитие памяти
  • Упражнения для улучшения памяти
  • Шесть правил развития памяти

5. “Формирование мотивации успеха у школьников в образовательном процессе. Формирование устойчивого интереса к предмету как путь личностного роста ученика”.

  • Условия формирования мотивации достижения успеха в системе “педагог – школьник”
  • Принцип выбора заданий, мотивирующих учащихся на успех.

6. “Организация домашней работы учащихся”.

  • Значение домашнего задания
  • Нормы допустимых затрат времени учащимися на выполнение домашних заданий по различным предметам:
  • Виды и уровни домашних заданий
  • Пути оптимизации и рационализации домашних заданий
  • Формы контроля домашнего задания
  • Этапы работы учеников над домашним заданием
  • Нетрадиционные домашние задания

7. Проект решения педсовета, разработанный инициативной группой.

  • Продолжить диагностику коллектива с целью выявления педагогических затруднений в предпрофильных и профильных классах;
  • Продолжить поиск и сбор материалов для организации работы с педагогическими затруднениями в предпрофильных и профильных классах;
  • Рекомендовать проведение МО по теме педсовета с целью отбора методов по преодолению педагогических затруднений, характерных для данного МО;
  • Рекомендовать продолжить углубленное изучение новых перспективных педагогических технологий с целью повышения эффективности уроков в предпрофильных и профильных классах;
  • Учителям организовывать индивидуальную работу с учащимися, имеющими пробелы в знаниях;
  • Учителям при подготовке урока учитывать индивидуальные особенности класса в целом, особенности подросткового периода (7-9 классы);
  • Рекомендовать взаимопосещение уроков учителей начальной, основной и старшей школы с целью изучения и внедрения в практику своей работы новых педагогических технологий и методов обучения, формирующих познавательный интерес у учащихся;
  • Продолжить работу по обоснованию и анализу положительного опыта с целью внедрения его в жизнь;
  • Рекомендовать методическому Совету школы систематизировать полученную информацию к концу учебного года;
  • Рекомендовать психологу и логопеду при входном и выходном тестировании учащихся начальной школы совместно с классными руководителями составлять подробную характеристику психологических особенностей и возможностей каждого учащегося;
  • Библиотекарю рекомендовать сделать подбор материала по новым педагогическим технологиям с целью оказания методической помощи учителям-предметникам.

8. Принятие решений.

Преимущества такого педсовета:

  • максимально большое количество заинтересованных людей можно привлечь для решения проблем школы;
  • гласность и обратная связь в решении поставленных проблем;
  • учет возможностей и потребностей всех, кто заинтересован в организации учебно-воспитательного процесса

Список литературы:

  1. “Психология ведения урока” Н.Ю. Скороходова изд. “Речь”, г. Санкт-Петербург 2002 г.
  2. “Как построить профильную школу” В.Ю. Кричевский, В.С. Кошкина, Т.В. Щербова изд. “Просвещение” г. Санкт-Петербург 2005 г.
  3. “Организация педагогической диагностики в профильном обучении” И.Ю. Гутник изд. “Каро” г.Санкт-Петербург 2005 г.
  4. “Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе” О.Н. Крылова изд. “Каро” г.Санкт-Петербург 2005 г.
  5. В.А. Сидоренков “Углубленное изучение русского языка”, М. “Просвещение” 1996 г.
  6. Б.Т. Панов “Типы и структура уроков русского языка”, М. “Просвещение” 1987 г.
  7. “Методика обоснования временных затрат на выполнение домашних заданий учащимися средних общеобразовательных школ”.“1-е сентября” Русский язык № 2 2003 г.
  8. В.Ф. Паламарчук “Школа учит мыслить”, М. “Просвещение” 1987 г.
  9. Журнал “Литература” № 18 2006 г. “Первое сентября”. № 17 2006 г. “Первое сентября”.
  10. Гигиенические требования к условиям обучения школьников по СанПин. 2.4.2.- 576-96.