Модульно-разноуровневое обучение

Разделы: Математика


У каждого учителя есть свои методы, приемы, которые подвласты только ему, с их помощью даже самый трудный, неинтересный материал он может превратить в легко доступный, понятный и интересный любому школьнику. А как сделать это в век техники, когда наши ученики владеют компьютером, нечего это скрывать, порой лучше учителя, и им не интересен мел и учебники. Я делаю так: применяю новое с хорошо отлаженным старым.

 

Из всего накопленного мною опыта и имеющихся знаний хочу поделиться технологией разноуровневого обучения, которая стала палочкой-выручалочкой для меня и моих учеников.

Я считаю, что процесс обучения эффективен только тогда, когда учитель хочет донести качественно материал до учащихся, а ученик стремится усвоить его.

В первые годы моей работы в школе я столкнулась с тем, что ученику становится не интересно учиться, если материал он не понял. Передо мной стала проблема: как разнообразить урок и заставить ученика самостоятельно мыслить? Перечитала массу литературы и нашла выход: дифференцированное обучение. Сейчас это называется разноуровневая дифференцация в обучении, которая выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, дети могут усваивать материал на разных уровнях и от учителя, как он сможет организовать работу: ведь если просто разбить класс на группы и дать одно задание, то ни о каком разноуровневом обучении речи не может быть.

Успех дифференцированного обучения в значительной степени зависит от познавательной активности школьников, от того, насколько они заинтересованы в собственной работе.

Если цели известны и посильны ученику, а их достижение поощряется, то для подростка нет ничего естественнее, как стремиться к к их выполнению.

Не следует предъявлять более высоких требований тем учащимся, кто не достиг уровня обязательной подготовки. Трудности в учебной работе для школьников должны быть посильны, соответствующими индивидуальному темпу овладения материалом на каждом этапе обучения.

Немало важен элемент самостоятельности в обучении. Пока ученик не выполнит то или иное задание самостоятельно, он не достаточно прочно усвоит материал.

Уровневая дифференцация может осуществляться в разной форме и на разных этапах урока (ее выбор зависит от особенностей класса, возраста учащихся). В качестве одной из основных использую разноуровневые группы. Выработала определенную систему уроков. Так я работаю уже более 15 лет. Это не значит, что мои методы работы стоят на месте. Со временем я вношу новые элементы и виды форм работ. Последние годы введение новых технологий дают более широкие возможности в преподавании урока.

Итак, система моей работы: я бы назвала это модульно-разноуровневое обучение, т.е. когда материал объясняется блоком (весь сразу), а остальную часть времени, отведенную на тему отрабатываю умения и навыки учащихся. И ученики, обучаясь в одном классе, по одной программе и одному учебнику усваивают материал на разных уровнях.

В чем же заключается моя методика? Схематично попытаюсь объяснить свою систему. Допустим, на тему отводится 5 часов, как же я их распределяю?

На первом уроке объясняю весь новый материал с показом примеров. Например, при решении уравнений рассматриваю различные методы, используемые при решении и обсуждаю их с учащимися. Из группы уравнений:

3x2+7x-6=0

1+2x2-5x=0

5x2-14x+17=0

x2+7-4x=0

2x2-11=0

15x-x2=0

7x2=0

учащимся необходимо выбрать тот или иной тип, например, неполное квадратное уравнение и ре шить его. Учащиеся называют их, но у доски решают с разной степенью сложности: 7x2=0 (учащиеся, успевающие на слабую тройку), 2x2-11=0

(учащиеся, успевающие на “3”, “4”), 15x-x2=0 (учащиеся, успевающие на “4”, “5”).

После этого решения обсуждаются.

На этом же уроке даю разноуровневую домашнюю работу, которая задается на всю тему. Ребята сами распределяют время выполнения задания. Домашняя работа выполняется в специальных тетрадях. И сдается на итоговом уроке. Задания для разноуровневых групп вывешиваются на стенде. Например:

Задания для группы учащихся, успевающих на “3”:

  1. log2(x – 1) = 3
  2. log8(x + 1) = log8(2x – 5)
  3. log53 + log5(x – 3) = log512
  4. lg(x + 2) = 1 + lgx
  5. = log36
  6. log32x – 2log3x = 3
  7. log2log3(x – 3) = 1
  8. log3x + log81x = 1,25
  9. 0,5log(3x-1) = 2

Задания для группы учащихся, успевающих на “4”:

  1. log0,3(-x2+5x+7) = log0,3(10x – 7)
  2. log3(x2-11x+27) = 2
  3. log0,6(x+3) + log0,6(x-3) = log0,6(2x-1)
  4. 2log0,32x – 7log0,3x – 4 = 0
  5. loglog(5x + ) = 1
  6. = 1 + log410
  7. log7x2 + log49x = 2,5
  8. xlogx =
  9. 0,25log(2x-1) = x + 5

Задания для группы, успевающих на “4”, “5”:

  1. log2x-1(3x2+x-4) = log2x-1(x2-6x-6)
  2. lg2x – lgx + 1 =
  3. xlogx – 2 = 0,125
  4. log5(6 – 5x) = 1 – x
  5. 6log(x-7) = x2 - 14x + 49
  6. log5log4log0,5(x + 1) = 0
  7. = 1
  8. log2x + log x + logx2 = 6,5.

На втором уроке. 1 этап урока. Провожу учет знаний учащихся: Учащиеся успевающие на “3” и “4” с учителем выполняют устную работу по изучаемой теме.

В это время учащиеся успевающие на “4” и “5” выполняют проверочную работу по теме. Например: Группа выполняет работу через копирку. Каждому ученику из группы раздается контрольный (чистый) и лист копировальной бумаги. Контрольный лист и копировальную бумагу учащиеся вкладывают в тетрадь.

Ученик выполняет проверочную работу в тетради, копия получается на контрольном листе. В это время два ученика записывают решение на кодопленке. По окончании работы ученики вынимают копирку, после чего они лишаются возможности делать новые пометки, связанные с решением заданий. Решения высвечиваются на экране. Группа проверяет решения.(взаимопроверка) На контрольном листе и в тетради учащиеся исправляют ошибки, затем контрольный лист сдается учителю.

Решите уравнения:

1. log9 (3x + 2x – 20) = x –xlog93

2. 6 log x + x logx = 12.

Во время проверки проверочной работы учащихся, успевающих на “4” и “5”, остальные выполняют дифференцированную самостоятельную работу. Учащиеся группы, успевающие на “3” получают индивидуальные задания на карточках с образцами решения. На карточку сверху прикрепляют кальку и записывают на ней решение.

РЕШИТЕ УРАВНЕНИЯ

1. log2x = 3 1. log3x = 2 ОДЗ: x > 0

x = 32

x = 9 (9 > 0)

Ответ: 9.

2. log2(3x – 6) = log2(2x -3) 2. log6(14 -4x) = log6(2x + 2)

14 – 4x = 2x + 2

-4x – 2x = 2 – 14

-6x = - 12

x = -12 : (-6)

x = 2

Проверка: x = 2

log6(14 - 4•2) = log6(2•2 + 2)

верно

Ответ: 2.

Учащиеся группы, успевающие на “4”, выполняют работу с контрольным листом через копирку. На экране высвечиваются задания.

РЕШИТЕ УРАВНЕНИЯ.

1. 2 log52x + 5 log5x + 2 = 0

Указание: произвести замену log5x = t.

2. log4x-3(2x2 – 3x – 1) = log4x-3(x2 + 2x – 5)

Указание: произвести проверку.

(С). Проверка работ учащихся группы ссс.

(Д). Собираются работы учащихся групп с, сс.

2 этап урока: (мозговой штурм уравнений).

Параллельно у доски работают по два человека из всех групп. Ребята выполняют задания своей группы. Уравнения заранее записаны на доске, решать начинают с нижнего. После проверки уравнения решение с условием решенного уравнения вытирается и приступают к решению следующего. Уравнения записаны от простого к более сложному.

Например: Разложите на множители.

Успевающие на “3”: Успевающие на “4”: Успевающие на “5”:
2 – 5 2 + 1)2 – 4х2 х2 – 10x + 24
2 – 4х +1 x4 – z4 16- (х2 – 2xy+ у2)
х2 + 6х + 6 2 +10ab +5b2 х32 –4x-4
2 – у2 2х – х2 (m + 3)3 – 8
а4 + 2а2 12а2 b4 - 36а2 b2 b8 – c8
3х + 3у 2 – 1 50m3 – 2n2 m

Приложения:

Урок 1 (Презентация, Приложение)

Урок 2 (Презентация, Приложение)

Урок 3 (Презентация, Приложение)

Урок 4 (Презентация, Приложение)

Урок 5 (Презентация, Приложение)