У каждого учителя есть свои методы, приемы, которые подвласты только ему, с их помощью даже самый трудный, неинтересный материал он может превратить в легко доступный, понятный и интересный любому школьнику. А как сделать это в век техники, когда наши ученики владеют компьютером, нечего это скрывать, порой лучше учителя, и им не интересен мел и учебники. Я делаю так: применяю новое с хорошо отлаженным старым.
Из всего накопленного мною опыта и имеющихся знаний хочу поделиться технологией разноуровневого обучения, которая стала палочкой-выручалочкой для меня и моих учеников.
Я считаю, что процесс обучения эффективен только тогда, когда учитель хочет донести качественно материал до учащихся, а ученик стремится усвоить его.
В первые годы моей работы в школе я столкнулась с тем, что ученику становится не интересно учиться, если материал он не понял. Передо мной стала проблема: как разнообразить урок и заставить ученика самостоятельно мыслить? Перечитала массу литературы и нашла выход: дифференцированное обучение. Сейчас это называется разноуровневая дифференцация в обучении, которая выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, дети могут усваивать материал на разных уровнях и от учителя, как он сможет организовать работу: ведь если просто разбить класс на группы и дать одно задание, то ни о каком разноуровневом обучении речи не может быть.
Успех дифференцированного обучения в значительной степени зависит от познавательной активности школьников, от того, насколько они заинтересованы в собственной работе.
Если цели известны и посильны ученику, а их достижение поощряется, то для подростка нет ничего естественнее, как стремиться к к их выполнению.
Не следует предъявлять более высоких требований тем учащимся, кто не достиг уровня обязательной подготовки. Трудности в учебной работе для школьников должны быть посильны, соответствующими индивидуальному темпу овладения материалом на каждом этапе обучения.
Немало важен элемент самостоятельности в обучении. Пока ученик не выполнит то или иное задание самостоятельно, он не достаточно прочно усвоит материал.
Уровневая дифференцация может осуществляться в разной форме и на разных этапах урока (ее выбор зависит от особенностей класса, возраста учащихся). В качестве одной из основных использую разноуровневые группы. Выработала определенную систему уроков. Так я работаю уже более 15 лет. Это не значит, что мои методы работы стоят на месте. Со временем я вношу новые элементы и виды форм работ. Последние годы введение новых технологий дают более широкие возможности в преподавании урока.
Итак, система моей работы: я бы назвала это модульно-разноуровневое обучение, т.е. когда материал объясняется блоком (весь сразу), а остальную часть времени, отведенную на тему отрабатываю умения и навыки учащихся. И ученики, обучаясь в одном классе, по одной программе и одному учебнику усваивают материал на разных уровнях.
В чем же заключается моя методика? Схематично попытаюсь объяснить свою систему. Допустим, на тему отводится 5 часов, как же я их распределяю?
На первом уроке объясняю весь новый материал с показом примеров. Например, при решении уравнений рассматриваю различные методы, используемые при решении и обсуждаю их с учащимися. Из группы уравнений:
3x2+7x-6=0
1+2x2-5x=0
5x2-14x+17=0
x2+7-4x=0
2x2-11=0
15x-x2=0
7x2=0
учащимся необходимо выбрать тот или иной тип, например, неполное квадратное уравнение и ре шить его. Учащиеся называют их, но у доски решают с разной степенью сложности: 7x2=0 (учащиеся, успевающие на слабую тройку), 2x2-11=0
(учащиеся, успевающие на “3”, “4”), 15x-x2=0 (учащиеся, успевающие на “4”, “5”).
После этого решения обсуждаются.
На этом же уроке даю разноуровневую домашнюю работу, которая задается на всю тему. Ребята сами распределяют время выполнения задания. Домашняя работа выполняется в специальных тетрадях. И сдается на итоговом уроке. Задания для разноуровневых групп вывешиваются на стенде. Например:
Задания для группы учащихся, успевающих на “3”:
- log2(x – 1) = 3
- log8(x + 1) = log8(2x – 5)
- log53 + log5(x – 3) = log512
- lg(x + 2) = 1 + lgx
- = log36
- log32x – 2log3x = 3
- log2log3(x – 3) = 1
- log3x + log81x = 1,25
- 0,5log(3x-1) = 2
Задания для группы учащихся, успевающих на “4”:
- log0,3(-x2+5x+7) = log0,3(10x – 7)
- log3(x2-11x+27) = 2
- log0,6(x+3) + log0,6(x-3) = log0,6(2x-1)
- 2log0,32x – 7log0,3x – 4 = 0
- loglog(5x + ) = 1
- = 1 + log410
- log7x2 + log49x = 2,5
- xlogx =
- 0,25log(2x-1) = x + 5
Задания для группы, успевающих на “4”, “5”:
- log2x-1(3x2+x-4) = log2x-1(x2-6x-6)
- lg2x – lgx + 1 =
- xlogx – 2 = 0,125
- log5(6 – 5x) = 1 – x
- 6log(x-7) = x2 - 14x + 49
- log5log4log0,5(x + 1) = 0
- = 1
- log2x + log x + logx2 = 6,5.
На втором уроке. 1 этап урока. Провожу учет знаний учащихся: Учащиеся успевающие на “3” и “4” с учителем выполняют устную работу по изучаемой теме.
В это время учащиеся успевающие на “4” и “5” выполняют проверочную работу по теме. Например: Группа выполняет работу через копирку. Каждому ученику из группы раздается контрольный (чистый) и лист копировальной бумаги. Контрольный лист и копировальную бумагу учащиеся вкладывают в тетрадь.
Ученик выполняет проверочную работу в тетради, копия получается на контрольном листе. В это время два ученика записывают решение на кодопленке. По окончании работы ученики вынимают копирку, после чего они лишаются возможности делать новые пометки, связанные с решением заданий. Решения высвечиваются на экране. Группа проверяет решения.(взаимопроверка) На контрольном листе и в тетради учащиеся исправляют ошибки, затем контрольный лист сдается учителю.
Решите уравнения:
1. log9 (3x + 2x – 20) = x –xlog93
2. 6 log x + x logx = 12.
Во время проверки проверочной работы учащихся, успевающих на “4” и “5”, остальные выполняют дифференцированную самостоятельную работу. Учащиеся группы, успевающие на “3” получают индивидуальные задания на карточках с образцами решения. На карточку сверху прикрепляют кальку и записывают на ней решение.
РЕШИТЕ УРАВНЕНИЯ
1. log2x = 3 1. log3x = 2 ОДЗ: x > 0 x = 32
x = 9 (9 > 0)
Ответ: 9.
2. log2(3x – 6) = log2(2x -3) 2. log6(14 -4x) = log6(2x + 2) 14 – 4x = 2x + 2
-4x – 2x = 2 – 14
-6x = - 12
x = -12 : (-6)
x = 2
Проверка: x = 2
log6(14 - 4•2) = log6(2•2 + 2)
верно
Ответ: 2.
Учащиеся группы, успевающие на “4”, выполняют работу с контрольным листом через копирку. На экране высвечиваются задания.
РЕШИТЕ УРАВНЕНИЯ.
1. 2 log52x + 5 log5x + 2 = 0
Указание: произвести замену log5x = t.
2. log4x-3(2x2 – 3x – 1) = log4x-3(x2 + 2x – 5)
Указание: произвести проверку.
(С). Проверка работ учащихся группы ссс.
(Д). Собираются работы учащихся групп с, сс.
2 этап урока: (мозговой штурм уравнений).
Параллельно у доски работают по два человека из всех групп. Ребята выполняют задания своей группы. Уравнения заранее записаны на доске, решать начинают с нижнего. После проверки уравнения решение с условием решенного уравнения вытирается и приступают к решению следующего. Уравнения записаны от простого к более сложному.
Например: Разложите на множители.
Успевающие на “3”: | Успевающие на “4”: | Успевающие на “5”: |
5х2 – 5 | (х2 + 1)2 – 4х2 | х2 – 10x + 24 |
4х2 – 4х +1 | x4 – z4 | 16- (х2 – 2xy+ у2) |
х2 + 6х + 6 | 5а2 +10ab +5b2 | х3+х2 –4x-4 |
4х2 – у2 | 2х – х2 | (m + 3)3 – 8 |
а4 + 2а2 | 12а2 b4 - 36а2 b2 | b8 – c8 |
3х + 3у | 4х2 – 1 | 50m3 – 2n2 m |
Приложения:
Урок 1 (Презентация, Приложение)
Урок 2 (Презентация, Приложение)
Урок 3 (Презентация, Приложение)
Урок 4 (Презентация, Приложение)
Урок 5 (Презентация, Приложение)