Развитие зрительного восприятия на уроках русского языка в 1-м и 2-м классах

Разделы: Начальная школа


В настоящее время учёные многих стран мира отмечают увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушение зрения занимает среди них одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растёт количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.

Современные офтальмологические и тифлопедагогические исследования доказали необходимость оказания определённой поддержки детям с нарушениями зрения в виде организации определённых коррекционно-развивающих и лечебно-восстановительных мероприятий, учитывающих своеобразие познавательной деятельности (Э. С. Аветистов, Л. П. Григорьева, Л. В. Рудакова, Л. И. Плаксина, В. А. Феоктистова и др.)

Одной из более перспективных форм оказания специальной поддержки детям с нарушениями зрения является создание специальных классов при общеобразовательных учреждениях общего назначения, то есть создание “классов охраны зрения”.

Начиная работать в классе охраны зрения, я познакомилась с сопроводительными документами детей: характеристиками, протоколами ПМПК, медицинскими картами. Но, у меня возникли вопросы, касающиеся учебно-воспитательного процесса:

1)чем отличается результат зрительного восприятия при нарушении зрения от результата зрительного восприятия в условиях нормального функционирования зрительной системы?

2)как влияет нарушение зрения на учебно-познавательную и практическую деятельность учащихся младшего школьного возраста?

3)какие методы и приёмы выбрать для коррекционно-педагогического процесса, направленного на развитие зрительного восприятия детей, имеющих различную степень и характер зрительного дефекта?

В своих трудах И.М.Сеченов говорил: “Мыслить можно только знакомыми предметами и знакомыми свойствами: значит, для мысли должно быть дано наперёд умение различать предметы друг от друга, узнавать их и затем различать в предметах их свойства, а всё это даётся первично чувством”.[ 1 ]

В исследованиях А.И.Каплан [ 2 ] показано, что развитие зрительного восприятия предполагает:

  • формирование способности к обнаружению, различению и опознаванию предметов, коррекцию движений глаз и руки;
  • активизацию мыслительных операций, которые способствуют формированию и развитию мышления в процессе опознавания и действий с предметами.

Таким образом, развитие зрительного восприятия проводится не изолированно, а в сочетании с развитием всех сторон познавательной деятельности.

Восприятие – основной процесс, вокруг которого строится развитие учащихся[ 3 ] , т.е. основной из трёх познавательных процессов (восприятие, мышление, память). В самом деле, то, что неверно или неполно воспринято, будет так же неполно осмыслено, а значит, и неполно запомнено. Поэтому к развитию восприятия надо относиться очень серьёзно. Работа предполагает многоплановость, системность, последовательность действий.

Основные качества зрительного восприятия:

  • дифференцированность (различительная чувствительность);
  • аналитичность (способность к анализу);
  • конкретность (видение изменений, произошедших в результате убавления, перестановки, добавления деталей);
  • точность (соответствие возникшего образа и воспринимаемого объекта).

В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира с помощью зрения мы узнаём о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени удалённости.

Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения.

К основным функциям зрения относятся:

  • острота зрения,
  • цветоразличение,
  • поле зрения,
  • характер зрения и глазодвигательных функций.

Снижение любой из перечисленных функций неизбежно влечёт за собой нарушения, как в ходе самого процесса восприятия, так и в результате зрительного восприятия.

Оказание специальной коррекционно-развивающей поддержки данной категории детей не только позволяет в значительной степени сгладить возникающие у них трудности в практической и учебно-познавательной деятельности, но и в соответствии с современными научными данными*, поможет оказать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослабить зависимость зрительных функций от зрительного дефекта.

Учитывая выше сказанное, я подбирала упражнения, которые можно использовать уже с первых уроков обучения грамоте и продолжить на уроках русского языка.

Проведение коррекционно-развивающих упражнений требует соблюдения некоторых правил:

  • темп и скорость работы ребёнок должен выбирать сам, в ходе коррекционных занятий не следует спешить и торопить его;
  • никогда не начинайте с трудных заданий, усложнение должно быть постепенным;
  • в ходе работы очень важно подкреплять каждый правильный шаг, т.к. уверенность в правильном выполнении даёт ребёнку свободу действия, стимулирует дальнейшую работу;
  • любое задание должно быть направлено на отработку лишь одной задачи, толко после того, как ребёнок будет выполнять это задание правильно, можно переходить к отработке следующего нарушения;
  • перед выполнением каждого задания ребёнок должен уметь объяснить, что он должен сделать и как, а так же прокомментировать свои ошибки;
  • задания могут предлагаться на индивидуальных карточках или могут быть вынесены на классную доску,

В зависимости от того, какое из свойств восприятия можно развивать на данном приёме,все приёмы можно разделить на группы:

  • приёмы, направленные на развитие дифференцированности и точности восприятия,
  • приёмы, направленные на развитие аналитичности восприятия,
  • приёмы, направленные на развитие конкретности восприятия.

Приёмы, направленные на развитие дифференцированности и точности восприятия.

Цель: учить точно воспринимать буквы и их элементы, слова; сравнивать их, находить общие элементы, находить отличия, сопоставлять, письменное и печатное написание букв.

Задание №1. Посмотрите на рисунок. Напечатайте (напишите) те буквы, которые вы в нём нашли.

Задание № 2. Найдите общий элемент в буквах Б, В, Г, Ж, М (буквы печатные).

(Общий элемент – длинная палочка).

Задание № 3. Среди букв Я, Б, Л, Р (буквы печатные) найдите лишнюю и напечатайте её (Л, т.к. у неё нет полуовала).

Задание №4. Найдите на рисунке все буквы М (Н, Р,…). Сосчитайте количество букв М (Н, Р, …), запишите число.

Задание № 5. Внимательно посмотрите на буквы З, Г, Р, Ч (и др.). Добавьте к ним по одному элементу, чтобы получились другие буквы (печатные или письменные). (В, П, В, Н).

Задание №6. Найдите буквы, которые являются общими для всех слов, напечатайте (напишите) эти буквы. Например, крокодил, ласточки, глина (общие буквы: И, Л).

Задание № 7. Найдите среди слов “чужое”: вот, вол, вон, вор, воп.

Задание можно усложнять, увеличивая количество букв в словах.

Задание № 8. Выберите и запишите те буквосочетания (слоги) и слова, которые напечатаны слева от черты.

се се, ес, со, ео, се, ес, со, се, се, ос, ес
ша ша, аш, ам, ащ, ша, ща, ап, ца, ша, аш, ащ, аш
об бо, би, об, ов, ба, бо, ба, об, во, об, бо, бо
где дег, гед, гдс, гед, егд, где, гдо, дог, гед, где
пух нух, пуж, нху, пух, хул, пху, пух, пхи, нух, хуп
мак кма, мок, кам, каш, лак, нак, кам, мак, Жак, мак
вода одав, вадо, вада, даво, вода, бада, дова, вода, воад
ключ лючк, клоч, кмюч, кюлч ключ, ксюч, члюк, ключ, чюлк
часы уасы, часи, ачеы, чаеы, чосы, часы, сыча, часы, саыч
часто часот, тосач, чаето, чоста, часто, остач,часто, часот
какой кокой, кокай, какои, каойк, какой, кокой, каокй, какои
чашка чащка, качаш, чакаш, чашка, шкача, чашка, шашка, чащка

Приёмы, направленные на развитие аналитичности восприятия.

Цель: развивать умение находить закономерность, анализировать предмет, видеть его со всех сторон.

Задание№1. Подумайте, как составлен ряд букв: А, В, Д, Ё, …. Продолжите его, записав 2-4 буквы. (А, В, Д, Ё, З, К, …).

Задание№2. Составьте слова из набора букв: атчем, унечик, рваоно (слова из словаря).

Задание №3. Прочитайте слова, найдите только ту букву, которая является общей для слов в паре. Подчеркни (запиши её).

Задание выполняется поочерёдно с заданием №4.

Задание №4 (выполняется поочерёдно с заданием №3). Прочитайте слова. Найдите только те буквы, которыми слова отличаются. Подчеркните (запишите их).

Задания усложнять постепенно.

1.нота – кон 1.шар – мак, кол – сом
2.она – они 2.кот – кит, тон – кон
3.дубы – бар, лань – рука

Задание №5. Допишите недостающее сочетание букв: соб, сог, сое …(буквы напечатаны или написаны).

(Недостающее сочетание сож - к сочетанию со- добавляются буквы в алфавитном порядке через одну).

Приёмы, направленные на развитие конкретности восприятия.

Цель: развивать умение видеть изменения в предметах (словах), произошедших в результате добавления, удавления или перестановки его элементов.

Задание №1. Выберите из текста слова, в которых допущена ошибка, запишите их правильно.

Лёша ел яблоко. На поляне касивая ел. Столяр сделал польку для кник. Маленькая наташа горко плачет. Дети катаись с горьки. Мама редько покупает редку.

Корабль сель на мел . На зорке пропел петух. Пограничики зорко осматривали берек. У нас есть кот васка. У больной силный жарь. Мой брать не разрешает мне брат его книги.

Задание №2. Подумайте, как образовано слово в скобках в первой строчке. Запишите слово, пропущенное во второй строчке.

поле (лес) сор
стадо (... ) мак (Ответ: дом.)

пил (пол) сон
лук (... ) май (Ответ: лак.)

Задание №3. Проследите, что происходит со словом мел, если к нему добавить ещё одну букву, например т (используем кассу букв).

Ответ: слово превратилось в “неслово”, т.к. тмел, мтел, метл, мелт не обозначают.

Задание №4. Подумайте, какую букву следует добавить к каждому слову, чтобы получились новые слова (используем кассу букв): шар, вол, стол, слон.

Ответ: шар – шарф, вол – волк, стол – столб, слон – склон, бор – борт (сбор, борщ).

Вывод по заданиям № 3, 4: от добавления одной буквы слово или превращается в “неслово”, или приобретает новое значение.

Задание №5. Проследите, что произойдёт со словом сорока, если из него убирать поочерёдно по одной букве. Ответ: получаем “неслова”: орока, соока, сорка, сороа; а так же слова с новым значением: срока (форма Р. п. слова срок), сорок (Р. п., мн. ч. слова сорока и число 40).

Задание № 6. Подумайте, какую букву следует исключить, чтобы получить слова с новым значением (используем кассу букв): клад – лад, крот – рот, кров – ров, укол – кол.

Задание № 7. Проследите, что произойдёт со словом корова, если буквы в нём переставлять каждый раз по-новому. Ответ: аворок, воарок, орвока и т.д.

Вывод по заданиям №5, 6, 7: от убавления (перестановки) одной буквы слово может или превратиться в несуществующее, или приобретает новое значение.

Задание №8. В каждом буквосочетании добавьте гласные буквы, чтобы получились новые слова: брбн, крндш, врн и т.д.

Ответ: барабан, карандаш, ворона (слова берутся из словарика).

Задание № 9. В каждом буквосочетании уберите лишнюю букву, чтобы получились слова: сдалат, петпух, учетник. Ответ: салат, петух, ученик (слова из словарика).

Задание № 10. Составьте слова из рассыпанных букв: савмок (Москва), таорба (работа).

Можно использовать словарные слова.

Задание № 11. Изограф[ 5[ словарных слов. Расшифруй эти слова и запиши их.

Список литературы:

  1. И.М. Сеченов. Элементы мысли// Избранные произведения. – Москва. 1958г.
  2. А.И.Каплан. Если ребёнок плохо видит – М.1969г.
  3. В.Д.Шадриков. Познавательные процессы и способности в обучении. – М.П. 1990г.
  4. Г.В.Никулина. Охраняем и развиваем зрение. – Ст-П. Детство – Пресс. 2002г.
  5. М.Дадро. Зарядка для ума / г. Начальная школа. №29, 2003г.