В настоящее время учёные многих стран мира отмечают увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушение зрения занимает среди них одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растёт количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.
Современные офтальмологические и тифлопедагогические исследования доказали необходимость оказания определённой поддержки детям с нарушениями зрения в виде организации определённых коррекционно-развивающих и лечебно-восстановительных мероприятий, учитывающих своеобразие познавательной деятельности (Э. С. Аветистов, Л. П. Григорьева, Л. В. Рудакова, Л. И. Плаксина, В. А. Феоктистова и др.)
Одной из более перспективных форм оказания специальной поддержки детям с нарушениями зрения является создание специальных классов при общеобразовательных учреждениях общего назначения, то есть создание “классов охраны зрения”.
Начиная работать в классе охраны зрения, я познакомилась с сопроводительными документами детей: характеристиками, протоколами ПМПК, медицинскими картами. Но, у меня возникли вопросы, касающиеся учебно-воспитательного процесса:
1)чем отличается результат зрительного восприятия при нарушении зрения от результата зрительного восприятия в условиях нормального функционирования зрительной системы?
2)как влияет нарушение зрения на учебно-познавательную и практическую деятельность учащихся младшего школьного возраста?
3)какие методы и приёмы выбрать для коррекционно-педагогического процесса, направленного на развитие зрительного восприятия детей, имеющих различную степень и характер зрительного дефекта?
В своих трудах И.М.Сеченов говорил: “Мыслить можно только знакомыми предметами и знакомыми свойствами: значит, для мысли должно быть дано наперёд умение различать предметы друг от друга, узнавать их и затем различать в предметах их свойства, а всё это даётся первично чувством”.[ 1 ]
В исследованиях А.И.Каплан [ 2 ] показано, что развитие зрительного восприятия предполагает:
- формирование способности к обнаружению, различению и опознаванию предметов, коррекцию движений глаз и руки;
- активизацию мыслительных операций, которые способствуют формированию и развитию мышления в процессе опознавания и действий с предметами.
Таким образом, развитие зрительного восприятия проводится не изолированно, а в сочетании с развитием всех сторон познавательной деятельности.
Восприятие – основной процесс, вокруг которого строится развитие учащихся[ 3 ] , т.е. основной из трёх познавательных процессов (восприятие, мышление, память). В самом деле, то, что неверно или неполно воспринято, будет так же неполно осмыслено, а значит, и неполно запомнено. Поэтому к развитию восприятия надо относиться очень серьёзно. Работа предполагает многоплановость, системность, последовательность действий.
Основные качества зрительного восприятия:
- дифференцированность (различительная чувствительность);
- аналитичность (способность к анализу);
- конкретность (видение изменений, произошедших в результате убавления, перестановки, добавления деталей);
- точность (соответствие возникшего образа и воспринимаемого объекта).
В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира с помощью зрения мы узнаём о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени удалённости.
Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения.
К основным функциям зрения относятся:
- острота зрения,
- цветоразличение,
- поле зрения,
- характер зрения и глазодвигательных функций.
Снижение любой из перечисленных функций неизбежно влечёт за собой нарушения, как в ходе самого процесса восприятия, так и в результате зрительного восприятия.
Оказание специальной коррекционно-развивающей поддержки данной категории детей не только позволяет в значительной степени сгладить возникающие у них трудности в практической и учебно-познавательной деятельности, но и в соответствии с современными научными данными*, поможет оказать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослабить зависимость зрительных функций от зрительного дефекта.
Учитывая выше сказанное, я подбирала упражнения, которые можно использовать уже с первых уроков обучения грамоте и продолжить на уроках русского языка.
Проведение коррекционно-развивающих упражнений требует соблюдения некоторых правил:
- темп и скорость работы ребёнок должен выбирать сам, в ходе коррекционных занятий не следует спешить и торопить его;
- никогда не начинайте с трудных заданий, усложнение должно быть постепенным;
- в ходе работы очень важно подкреплять каждый правильный шаг, т.к. уверенность в правильном выполнении даёт ребёнку свободу действия, стимулирует дальнейшую работу;
- любое задание должно быть направлено на отработку лишь одной задачи, толко после того, как ребёнок будет выполнять это задание правильно, можно переходить к отработке следующего нарушения;
- перед выполнением каждого задания ребёнок должен уметь объяснить, что он должен сделать и как, а так же прокомментировать свои ошибки;
- задания могут предлагаться на индивидуальных карточках или могут быть вынесены на классную доску,
В зависимости от того, какое из свойств восприятия можно развивать на данном приёме,все приёмы можно разделить на группы:
- приёмы, направленные на развитие дифференцированности и точности восприятия,
- приёмы, направленные на развитие аналитичности восприятия,
- приёмы, направленные на развитие конкретности восприятия.
Приёмы, направленные на развитие дифференцированности и точности восприятия.
Цель: учить точно воспринимать буквы и их элементы, слова; сравнивать их, находить общие элементы, находить отличия, сопоставлять, письменное и печатное написание букв.
Задание №1. Посмотрите на рисунок. Напечатайте (напишите) те буквы, которые вы в нём нашли.
Задание № 2. Найдите общий элемент в буквах Б, В, Г, Ж, М (буквы печатные).
(Общий элемент – длинная палочка).
Задание № 3. Среди букв Я, Б, Л, Р (буквы печатные) найдите лишнюю и напечатайте её (Л, т.к. у неё нет полуовала).
Задание №4. Найдите на рисунке все буквы М (Н, Р,…). Сосчитайте количество букв М (Н, Р, …), запишите число.
Задание № 5. Внимательно посмотрите на буквы З, Г, Р, Ч (и др.). Добавьте к ним по одному элементу, чтобы получились другие буквы (печатные или письменные). (В, П, В, Н).
Задание №6. Найдите буквы, которые являются общими для всех слов, напечатайте (напишите) эти буквы. Например, крокодил, ласточки, глина (общие буквы: И, Л).
Задание № 7. Найдите среди слов “чужое”: вот, вол, вон, вор, воп.
Задание можно усложнять, увеличивая количество букв в словах.
Задание № 8. Выберите и запишите те буквосочетания (слоги) и слова, которые напечатаны слева от черты.
се | се, ес, со, ео, се, ес, со, се, се, ос, ес |
ша | ша, аш, ам, ащ, ша, ща, ап, ца, ша, аш, ащ, аш |
об | бо, би, об, ов, ба, бо, ба, об, во, об, бо, бо |
где | дег, гед, гдс, гед, егд, где, гдо, дог, гед, где |
пух | нух, пуж, нху, пух, хул, пху, пух, пхи, нух, хуп |
мак | кма, мок, кам, каш, лак, нак, кам, мак, Жак, мак |
вода | одав, вадо, вада, даво, вода, бада, дова, вода, воад |
ключ | лючк, клоч, кмюч, кюлч ключ, ксюч, члюк, ключ, чюлк |
часы | уасы, часи, ачеы, чаеы, чосы, часы, сыча, часы, саыч |
часто | часот, тосач, чаето, чоста, часто, остач,часто, часот |
какой | кокой, кокай, какои, каойк, какой, кокой, каокй, какои |
чашка | чащка, качаш, чакаш, чашка, шкача, чашка, шашка, чащка |
Приёмы, направленные на развитие аналитичности восприятия.
Цель: развивать умение находить закономерность, анализировать предмет, видеть его со всех сторон.
Задание№1. Подумайте, как составлен ряд букв: А, В, Д, Ё, …. Продолжите его, записав 2-4 буквы. (А, В, Д, Ё, З, К, …).
Задание№2. Составьте слова из набора букв: атчем, унечик, рваоно (слова из словаря).
Задание №3. Прочитайте слова, найдите только ту букву, которая является общей для слов в паре. Подчеркни (запиши её).
Задание выполняется поочерёдно с заданием №4.
Задание №4 (выполняется поочерёдно с заданием №3). Прочитайте слова. Найдите только те буквы, которыми слова отличаются. Подчеркните (запишите их).
Задания усложнять постепенно.
1.нота – кон | 1.шар – мак, кол – сом |
2.она – они | 2.кот – кит, тон – кон |
3.дубы – бар, лань – рука |
Задание №5. Допишите недостающее сочетание букв: соб, сог, сое …(буквы напечатаны или написаны).
(Недостающее сочетание сож - к сочетанию со- добавляются буквы в алфавитном порядке через одну).
Приёмы, направленные на развитие конкретности восприятия.
Цель: развивать умение видеть изменения в предметах (словах), произошедших в результате добавления, удавления или перестановки его элементов.
Задание №1. Выберите из текста слова, в которых допущена ошибка, запишите их правильно.
Лёша ел яблоко. На поляне касивая ел. Столяр сделал польку для кник. Маленькая наташа горко плачет. Дети катаись с горьки. Мама редько покупает редку.
Корабль сель на мел . На зорке пропел петух. Пограничики зорко осматривали берек. У нас есть кот васка. У больной силный жарь. Мой брать не разрешает мне брат его книги.
Задание №2. Подумайте, как образовано слово в скобках в первой строчке. Запишите слово, пропущенное во второй строчке.
поле (лес) сор
стадо (... ) мак (Ответ: дом.)
пил (пол) сон
лук (... ) май (Ответ: лак.)
Задание №3. Проследите, что происходит со словом мел, если к нему добавить ещё одну букву, например т (используем кассу букв).
Ответ: слово превратилось в “неслово”, т.к. тмел, мтел, метл, мелт не обозначают.
Задание №4. Подумайте, какую букву следует добавить к каждому слову, чтобы получились новые слова (используем кассу букв): шар, вол, стол, слон.
Ответ: шар – шарф, вол – волк, стол – столб, слон – склон, бор – борт (сбор, борщ).
Вывод по заданиям № 3, 4: от добавления одной буквы слово или превращается в “неслово”, или приобретает новое значение.
Задание №5. Проследите, что произойдёт со словом сорока, если из него убирать поочерёдно по одной букве. Ответ: получаем “неслова”: орока, соока, сорка, сороа; а так же слова с новым значением: срока (форма Р. п. слова срок), сорок (Р. п., мн. ч. слова сорока и число 40).
Задание № 6. Подумайте, какую букву следует исключить, чтобы получить слова с новым значением (используем кассу букв): клад – лад, крот – рот, кров – ров, укол – кол.
Задание № 7. Проследите, что произойдёт со словом корова, если буквы в нём переставлять каждый раз по-новому. Ответ: аворок, воарок, орвока и т.д.
Вывод по заданиям №5, 6, 7: от убавления (перестановки) одной буквы слово может или превратиться в несуществующее, или приобретает новое значение.
Задание №8. В каждом буквосочетании добавьте гласные буквы, чтобы получились новые слова: брбн, крндш, врн и т.д.
Ответ: барабан, карандаш, ворона (слова берутся из словарика).
Задание № 9. В каждом буквосочетании уберите лишнюю букву, чтобы получились слова: сдалат, петпух, учетник. Ответ: салат, петух, ученик (слова из словарика).
Задание № 10. Составьте слова из рассыпанных букв: савмок (Москва), таорба (работа).
Можно использовать словарные слова.
Задание № 11. Изограф[ 5[ словарных слов. Расшифруй эти слова и запиши их.
Список литературы:
- И.М. Сеченов. Элементы мысли// Избранные произведения. – Москва. 1958г.
- А.И.Каплан. Если ребёнок плохо видит – М.1969г.
- В.Д.Шадриков. Познавательные процессы и способности в обучении. – М.П. 1990г.
- Г.В.Никулина. Охраняем и развиваем зрение. – Ст-П. Детство – Пресс. 2002г.
- М.Дадро. Зарядка для ума / г. Начальная школа. №29, 2003г.