Цели и задачи урока:
- дать представление о назначении и структуре локальных, региональных и глобальных сетей;
- обучить учащихся способам обмена файлами в локальной сети компьютерного класса;
- формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;
Тип урока: урок с применением современных компьютерных технологий.
Вид: комбинированный урок.
Технология: проблемно – ориентированная.
Время проведения: первый урок по теме: “Компьютерные сети”.
Наглядность: презентация “Компьютерные сети”, плакаты (топология локальных сетей).
План урока.
- Ввод проблемы.
- Самостоятельная творческая работа учащихся.
- Изложение нового материала.
- Лабораторная работа в локальной сети компьютерного класса.
- Обсуждение и анализ результатов.
- Подведение итогов.
Ход урока:
Вопросы учащимся:
Творческое задание 1.
Обобщение:
Творческое задание 2.
Рассмотрите достоинства и недостатки таких объединений.Заполнить таблицу:
Критерии оценки сети | Шинная | Кольцевая | Звезда | Древовидная |
Экономические затраты на кабель | ||||
Возможность нелегального подключения | ||||
Возможность подключения абонента без остановки работы сети | ||||
Возможность обмена информацией без сервера | ||||
Влияет ли поломка компьютера абонента на работу сети? |
Вывод:
Локальные сети
- это соединение 3-х и более компьютеров друг с другом на небольшом расстоянии с помощью кабелей.Назначение:
- передача информации между компьютерами;
- совместный доступ к программам и данным;
- совместное использование оборудования.
Для соединения компьютеров между собой, нужны:
- сетевые платы для каждого компьютера;
- соединительные кабели;
- сетевое программное обеспечение.
Вопросы учащимся:
Объяснение учителя:
В качестве линий связи используются выделенные каналы (телефонные, кабельные, спутниковые) или коммутируемые телефонные линии. Самый распространённый способ подключения – это IP подключение: постоянное (по выделенной линии) или сеансовое (по коммутируемой линии). IP означает Internetwork Protocol – Международный сетевой протокол. Сетевой протокол – это программа, содержащая набор правил, устанавливающих тип используемых данных, стандарты связи, правила обработки ошибок. Для передачи по сети файл разбивается на несколько частей – пакетов. Каждый пакет передаётся независимо от остальных. На конечном пункте в компьютере все пакеты собираются в один файл. Чтобы сеть, состоящая из равноправных компьютеров, работала, каждому компьютеру присваивается имя. Все правила кодирования и пересылки файлов записываются в сетевом протоколе IP. Для объединения сетей, работающих по протоколу IP и сетей, работающих по другим протоколам, необходимо было создать специальный межсетевой протокол. Этот протокол был создан в 1974 году и назван TCP. Протокол TCP обеспечивал передачу пакетов между компьютером – отправителем и компьютером- приемником; этот протокол позволял также досылать потерянные пакеты. В 1982 году эти два протокола объединили в один и назвали TCP/IP, он и стал стандартным протоколом объединения сети – Интернет. Сетевой протокол записывается в компьютер в виде специальной программы.
Проблемы соединения сетей.
Когда происходит объединение сетей, работающих по разным протоколам, возникает необходимость для перевода данных из формата, принятого в одной сети в формат, принятый в другой. Компьютеры и программы, выполняющие эту функцию, называются шлюзами.
Если объединяются две сети, использующие одинаковые протоколы, то оборудование, стоящее между ними называют мостами.
Серьёзной проблемой при работе в сети является защита информации от несанкционированного доступа. Для этих целей используется брандмауэр.
Брандмауэр – аппаратно – программное средство (межсетевой экран), которое предотвращает несанкционированный доступ в защищаемую сеть.
В качестве линий связи используются выделенные каналы (телефонные, кабельные, спутниковые) или коммутируемые телефонные линии, в этом случае используется модем.
Модем преобразует двоичный код компьютера в аналоговый электрический сигнал телефонной сети при передачи информации (модуляция) и производит обратное преобразование (демодуляция) во время приёма информации. Основной характеристикой модема является скорость передачи – приёма информации, которая измеряется в битах в секунду – бит/с.
Что такое Интернет? Кому принадлежит Всемирная Сеть и кто за нее платит?
Интернет представляет собой распределенную децентрализованную систему, т.е. в нем нет центральных/главных узлов. Правила его функционирования стандартизованы и общедоступны. С технической точки зрения, Интернет состоит из большого числа менее крупных сетей, которые также неоднородны. Глобальная сеть охватывает значительную географическую территорию: область, страну или даже целый континент. Она объединяет машины, выполняющие пользовательские приложения, которые называются хостами. Хост – компьютеры постоянно находятся во включённом состоянии, постоянно готовы к приёму- передаче информации. Формально Интернет никому в отдельности не принадлежит. Оплата расходов по поддержанию в рабочем состоянии старых каналов ложится на конечных пользователей. Расходы по прокладке новых каналов - правительство, крупные телекоммуникационные компании, инвестиционные фонды. Службы Интернет используют архитектуру клиент-сервер, т.е. если Вы – пользователь, клиентская программа на Вашем компьютере должна подключиться к серверу и послать ему запрос на получение информации. Программа на сервере, в свою очередь, вышлет эту информацию и, будет ожидать следующего запроса и т.д.
- Закрепление изложенного материала. Просмотр презентации “Компьютерные сети” (Приложение1).
- Практическая работа в локальной сети компьютерного класса.
Задание 1.
Настройте общий доступ к папке.- Перейдите на один из дисков своего компьютера и создайте папку с произвольным именем, которую вы хотите сделать доступной из локальной сети.
- Щелкните на значке папки правой кнопкой мыши и в появившемся меню выберите пункт Свойства.
- В открывшемся окне Свойства папки перейдите к вкладке Доступ.
- В разделе Сетевой совместный доступ и безопасность установите флажок рядом с пунктом Открыть общий доступ к этой папке и введите в поле Сетевой ресурс сетевое имя вашей папки.
- Если вы хотите открыть пользователям сети полный доступ к данной папке, установите флажок рядом с пунктом Разрешить изменение файлов по сети. Если флажок сброшен, пользователи смогут обращаться к папке в режиме “только чтение”.
- Щелкните на кнопке ОК, чтобы сохранить внесенные вами изменения. Папка, к которой открыт сетевой доступ, будет отображаться в окне Проводника с помощью специальной метки в виде изображения открытой ладони.
Задание 2.
Тест. Установите соответствие между столбцами и перешлите файл по локальной сети учителю:1. Хост | 1. Часть электронного адреса. |
2. Брандмауэр | 2. Соглашение о том, как взаимодействуют компьютеры друг с другом. |
3. Интернет | 3. Аппаратно – программное средство, которое предотвращает несанкционированный доступ в защищаемую сеть. |
4. Звезда | 4. Всемирная глобальная компьютерная сеть. |
5. Протокол | 5. Высокопроизводительный компьютер, обеспечивающий информационные услуги в сети. |
6. Домен | 6.Компьютер, предоставляющий услуги другим компьютерам. |
7. Сервер | 7. Соединение компьютеров, когда используется отдельный кабель для каждого компьютера, проложенный от центрального устройства. |
По итогам работы учитель высылает по локальной сети Рабочую карту урока каждому ученику:
РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА
Фамилия Имя___________ Дата__________________
Отвечал на вопросы |
Сделал задание первым |
Дополнял объяснение учителя |
Выполнил творческое задание (1,2) |
Тест |
Оценка за урок |
|
количество ошибок _________ |
Используемая литература:
- И. Семакин “Базовый курс” 7- 9 классы. Изд. М. БИНОМ.
- В. Молодцов “Современные открытые уроки информатики”, 8-11 классы, Изд. “ФЕНИКС” Ростов н/Д.
- И.Иванова “Информатика”. Практикум, Изд. “Лицей”, г. Саратов.