Урок математики во 2-м классе по теме "Действия первой и второй ступени" (система Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа


Цели:

Образовательная: познакомить учащихся с действиями первой и второй ступени, сформировать умение применять эти знания, продолжить составление таблицы умножения, закрепить умение решать задачи, составлять схемы анализа, различать простые и составные задачи.

Развивающая: развивать мыследеятельность – сравнение, классификация, анализ, логическое мышление, внимание.

Воспитывающая: воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи.

Основание урока:

Общее развитие ребенка, его ума, воли, чувств.

Формы проведения урока:

Учебный диалог, фронтальная работа, групповая работа.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

- Дорогие друзья! Нам с вами предстоит напряженная интеллектуальная работа. Давайте настроимся и активизируем наше внимание с помощью массажа рук – покатаем между ладонями ручку.

2. Актуализация знаний

Учитель читает стихи А.С.Пушкина:

- О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг.

- Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов?

(Я думаю, что нам предстоит сделать какие-то открытия.

Я уверен, что мы сегодня узнаем что-то новое.)

- Тогда приступаем. За работу.

Запишите как можно больше выражений с числами 12 и 2, 6 и 3.

(Учащиеся записывают выражения в тетрадях самостоятельно)

- Прочитайте эти выражения и найдите их значения.

(Учитель записывает на доске слова “сложение”, “вычитание”, “умножение” и “деление”.)

- Как вы думаете, почему на доске записаны эти слова?

(Это связано с темой нашего урока.)

3. Раскрытие темы урока

- Посмотрите на доску. Что за выражения здесь записаны?

(На доске записаны выражения из пункта № 242:

55 + 23

7 · 2

98 – 46

4 · 3

12 : 2

21 : 7

15 : 3

43 + 48

82 – 54

8 · 3)

(На доске записаны суммы, разности, произведения, частные.)

- Разделите эти выражения на две группы.

(К доске выходят два человека и выполняют задание, остальные работают в тетрадях.)

- Давайте сверим результаты. У кого выражения разделены на группы также?

(Учащиеся согласны с записями на доске.)

- Укажите признак, которым вы руководствовались.

(В первой группе записаны суммы и разности. Значит, мы здесь выполняем или сложение или вычитание. В другой группе записаны частные и произведения. Значит, здесь выполняется или деление или умножение.)

- Давайте сверим ваши группы с группами, которые вам предложены в учебнике.

(Работа по учебнику с. 103 № 242 п. 2:

1-я группа: 55 + 23

98 – 46

43 + 48

82 – 54

   

2-я группа: 21 : 7

7 · 2

15 : 3

12 : 2

4 · 3

8 · 3)

- Каково ваше мнение, почему сложение и вычитание объединили в одну группу?

(Эти действия мы знаем давно, на этих действиях мы учились считать.)

- Прочитайте пункт 3 этого задания и познакомьтесь с предложены утверждением.

(Сложение и вычитание называют действиями первой ступени.)

(Учащиеся читают и соглашаются с предложенным утверждением.)

- А теперь подчеркните выражения первой ступени и найдите их значения.

(Один человек работает у доски, остальные самостоятельно в тетрадях.)

- Проверьте. Если есть ошибки, исправьте их.

- Прочитайте вопрос пункта 4 задания и ответьте на него.

(Читают вопрос:

Как назвать умножение и деление?)

(Я думаю, что умножение и деление – это действия второй ступени.)

- Так ли это?

(Читают пункт 5 и убеждаются в правоте ответившего на вопрос:

Умножение и деление – это действия второй ступени.)

- Найдите значение выражений второй ступени.

(Один человек работает у доски, остальные самостоятельно в тетрадях. Затем выполняют проверку.)

- А теперь – математическая эстафета. Вы будете по одному выходить к доске и записывать одно равенство, чередуя группу действий первой ступени с группой действий второй ступени.

(Таким образом, учащиеся закрепляют вычислительные навыки и продолжают знакомится с таблицей умножении, что, несомненно, останется в памяти.)

- Молодцы! Хорошо поработали.

Минута отдыха.

- Встаньте. Объединитесь в группы:

По два человека
По три человека
Поднимите руки:
Две пары человек
Три тройки.

Садимся за парты на свои места.

- Продолжаем работу. Давайте обратим внимание на группы выражений второй ступени, в частности, на произведение. Выпишите произведения, где второй множитель равен 3.

(Дети записывают следующие выражения:

4 · 3 = 12
8 · 3 = 24
5 · 3 = 15
2 · 3 = 6
6 · 3 = 18
7 · 3 = 21
3 · 3 = 9
9 · 3 = 27)

- Вы можете сделать вывод, почему мы записали эти выражения?

(Мы составили следующий столбик таблицы умножения.)

- Правильно. Давайте запишем его на нашу специальную страницу.

Нам таблицу нужно знать,
Чтобы правильно считать.

Работа над заданием № 243.

- Самостоятельно из пункта 1 выпишите произведения, которые мы можем найти с помощью составленных столбиков таблицы умножения, и найдите их значения.

5 · 2

2 · 3

7 · 5

6 · 2

9 · 3

9 · 9

4 · 4

8 · 2

5 · 3

8 · 6

4 · 2

7 · 3

(Дети выписывают произведения, у которых один из множителей равен 2 или 3, и находят их значения.)

- Почему вы выписали эти произведения?

(Потому что второй множитель равен 2 или 3.

Мы знаем таблицу умножения на 2 и на 3.)

- Запишите другие произведения, значения которых можно найти, используя те же столбики таблицы. Первый вариант записывает выражения, у которых второй множитель равен 2, второй вариант – второй множитель равен 3.

(Дети выполняют задание, а затем проверяют выполнение задания друг у друга.)

- Прочтите выражения, которые остались.

(4 · 4, 7 · 5, 8 · 6, 9 · 9)

- Найдите их значения с помощью сложения.

(Дети с комментированием по цепочке выполняют задание.)

Минута отдыха.
Встанем, дети, (встали)
Скажем тихо: раз, два, три, четыре, пять. (Шагаем)
Приподнялись, (поднялись на носочках)
Чуть присели (присели)
И соседа не задели, (сели)
А теперь придется встать, (встали, потянулись)
Тихо сесть, (сели)
Писать начать. (Приготовились писать)

4. Работа над задачей (№ 244)

- А теперь давайте поработаем над № 244. Что это за задание?

(Это задача.)

(Дети знакомятся с текстом задачи:

У Мити в аквариуме было 11 рыбок, у Саши на 3 рыбки больше, чем у Мити, а у Риты столько, сколько у Мити и Саши вместе. Сколько рыбок в аквариуме у Риты?)

- Выделите в тексте условие и вопрос.

(Дети находят условие и вопрос.)

- Что у нас известно, а что неизвестно? Проанализируйте задачу.

(Дети анализируют задачу.)

- Правильно ли составлена схема анализа? <Рисунок 1>

<Рисунок 1>

- Какая это задача?

(Это задача составная.)

- Составьте план решения задачи.

(Составляется план решения задачи.)

- Самостоятельно решите ее.

(Дети решают задачу, а затем проверяют решение друг у друга.)

- Все ли решили задачу правильно? Является ли такое решение единственно верным или можно найти другие решения?

- Прочтите задание следующего пункта. Измените условие так, чтобы задача стала простой.

(Дети предлагают варианты простых задач.)

- Составьте схему анализа. <Рисунок 2>

<Рисунок 2>

- Решите новую задачу. Докажите, что вы решили правильно.

(Дети доказывают свои решения.)

- У нас была составная задача, мы сделали ее простой. А теперь в этой простой задаче изменим вопрос так, чтобы получилась новая составная задача. Ваши предложения.

(Например, дети предлагают следующую задачу:

У Мити в аквариуме было 11 рыбок, у Саши 14 рыбок, а у Риты столько, сколько у Мити и Саши вместе. Сколько всего рыбок было у ребят?)

- Какие данные нужны, чтобы ответить на вопрос задачи? Составьте схему анализа.

- Кто может решить задачу сам, тот решает самостоятельно. Кому требуется помощь, поднимите руки.

(Если в классе есть дети, которые не могут решить задачу самостоятельно, решаем вместе с ними задачу на доске.)

5. Итог урока

- Какие открытия на уроке вы для себя сделали?

- Как вы оцениваете свою работу?

- Что было главным на уроке?

(Совместная работа и помощь друг другу.)

- Спасибо за работу.

Домашнее задание

Измените другим способом вопрос простой задачи, чтобы получилась еще одна составная задача. Составьте схему анализа и выполните решение новой задачи.

Задания взяты из учебника Аргинской И.И., Ивановской Е.И. Математика: Учебник для 2-го класса. – 3-е изд., исправл. и дополн. – Самара: Корпорация “Федоров”, Издательство “Учебная литература”, 2006.