Цели:
Образовательная: познакомить учащихся с действиями первой и второй ступени, сформировать умение применять эти знания, продолжить составление таблицы умножения, закрепить умение решать задачи, составлять схемы анализа, различать простые и составные задачи.
Развивающая: развивать мыследеятельность – сравнение, классификация, анализ, логическое мышление, внимание.
Воспитывающая: воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи.
Основание урока:
Общее развитие ребенка, его ума, воли, чувств.
Формы проведения урока:
Учебный диалог, фронтальная работа, групповая работа.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
- Дорогие друзья! Нам с вами предстоит напряженная интеллектуальная работа. Давайте настроимся и активизируем наше внимание с помощью массажа рук – покатаем между ладонями ручку.
2. Актуализация знаний
Учитель читает стихи А.С.Пушкина:
- О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг.
- Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов?
(Я думаю, что нам предстоит сделать какие-то открытия.
Я уверен, что мы сегодня узнаем что-то новое.)
- Тогда приступаем. За работу.
Запишите как можно больше выражений с числами 12 и 2, 6 и 3.
(Учащиеся записывают выражения в тетрадях самостоятельно)
- Прочитайте эти выражения и найдите их значения.
(Учитель записывает на доске слова “сложение”, “вычитание”, “умножение” и “деление”.)
- Как вы думаете, почему на доске записаны эти слова?
(Это связано с темой нашего урока.)
3. Раскрытие темы урока
- Посмотрите на доску. Что за выражения здесь записаны?
(На доске записаны выражения из пункта № 242:
55 + 23 |
7 · 2 |
98 – 46 |
4 · 3 |
12 : 2 |
21 : 7 |
15 : 3 |
43 + 48 |
82 – 54 |
8 · 3) |
(На доске записаны суммы, разности, произведения, частные.)
- Разделите эти выражения на две группы.
(К доске выходят два человека и выполняют задание, остальные работают в тетрадях.)
- Давайте сверим результаты. У кого выражения разделены на группы также?
(Учащиеся согласны с записями на доске.)
- Укажите признак, которым вы руководствовались.
(В первой группе записаны суммы и разности. Значит, мы здесь выполняем или сложение или вычитание. В другой группе записаны частные и произведения. Значит, здесь выполняется или деление или умножение.)
- Давайте сверим ваши группы с группами, которые вам предложены в учебнике.
(Работа по учебнику с. 103 № 242 п. 2:
1-я группа: 55 + 23 |
98 – 46 |
43 + 48 |
82 – 54 |
||
2-я группа: 21 : 7 |
7 · 2 |
15 : 3 |
12 : 2 |
4 · 3 |
8 · 3) |
- Каково ваше мнение, почему сложение и вычитание объединили в одну группу?
(Эти действия мы знаем давно, на этих действиях мы учились считать.)
- Прочитайте пункт 3 этого задания и познакомьтесь с предложены утверждением.
(Сложение и вычитание называют действиями первой ступени.)
(Учащиеся читают и соглашаются с предложенным утверждением.)
- А теперь подчеркните выражения первой ступени и найдите их значения.
(Один человек работает у доски, остальные самостоятельно в тетрадях.)
- Проверьте. Если есть ошибки, исправьте их.
- Прочитайте вопрос пункта 4 задания и ответьте на него.
(Читают вопрос:
Как назвать умножение и деление?)
(Я думаю, что умножение и деление – это действия второй ступени.)
- Так ли это?
(Читают пункт 5 и убеждаются в правоте ответившего на вопрос:
Умножение и деление – это действия второй ступени.)
- Найдите значение выражений второй ступени.
(Один человек работает у доски, остальные самостоятельно в тетрадях. Затем выполняют проверку.)
- А теперь – математическая эстафета. Вы будете по одному выходить к доске и записывать одно равенство, чередуя группу действий первой ступени с группой действий второй ступени.
(Таким образом, учащиеся закрепляют вычислительные навыки и продолжают знакомится с таблицей умножении, что, несомненно, останется в памяти.)
- Молодцы! Хорошо поработали.
Минута отдыха.
- Встаньте. Объединитесь в группы:
По два человека
По три человека
Поднимите руки:
Две пары человек
Три тройки.
Садимся за парты на свои места.
- Продолжаем работу. Давайте обратим внимание на группы выражений второй ступени, в частности, на произведение. Выпишите произведения, где второй множитель равен 3.
(Дети записывают следующие выражения:
4 · 3 = 12
8 · 3 = 24
5 · 3 = 15
2 · 3 = 6
6 · 3 = 18
7 · 3 = 21
3 · 3 = 9
9 · 3 = 27)
- Вы можете сделать вывод, почему мы записали эти выражения?
(Мы составили следующий столбик таблицы умножения.)
- Правильно. Давайте запишем его на нашу специальную страницу.
Нам таблицу нужно знать,
Чтобы правильно считать.
Работа над заданием № 243.
- Самостоятельно из пункта 1 выпишите произведения, которые мы можем найти с помощью составленных столбиков таблицы умножения, и найдите их значения.
5 · 2 |
2 · 3 |
7 · 5 |
6 · 2 |
9 · 3 |
9 · 9 |
4 · 4 |
8 · 2 |
5 · 3 |
8 · 6 |
4 · 2 |
7 · 3 |
(Дети выписывают произведения, у которых один из множителей равен 2 или 3, и находят их значения.)
- Почему вы выписали эти произведения?
(Потому что второй множитель равен 2 или 3.
Мы знаем таблицу умножения на 2 и на 3.)
- Запишите другие произведения, значения которых можно найти, используя те же столбики таблицы. Первый вариант записывает выражения, у которых второй множитель равен 2, второй вариант – второй множитель равен 3.
(Дети выполняют задание, а затем проверяют выполнение задания друг у друга.)
- Прочтите выражения, которые остались.
(4 · 4, 7 · 5, 8 · 6, 9 · 9)
- Найдите их значения с помощью сложения.
(Дети с комментированием по цепочке выполняют задание.)
Минута отдыха.
Встанем, дети, (встали)
Скажем тихо: раз, два, три, четыре, пять. (Шагаем)
Приподнялись, (поднялись на носочках)
Чуть присели (присели)
И соседа не задели, (сели)
А теперь придется встать, (встали, потянулись)
Тихо сесть, (сели)
Писать начать. (Приготовились писать)
4. Работа над задачей (№ 244)
- А теперь давайте поработаем над № 244. Что это за задание?
(Это задача.)
(Дети знакомятся с текстом задачи:
У Мити в аквариуме было 11 рыбок, у Саши на 3 рыбки больше, чем у Мити, а у Риты столько, сколько у Мити и Саши вместе. Сколько рыбок в аквариуме у Риты?)
- Выделите в тексте условие и вопрос.
(Дети находят условие и вопрос.)
- Что у нас известно, а что неизвестно? Проанализируйте задачу.
(Дети анализируют задачу.)
- Правильно ли составлена схема анализа? <Рисунок 1>
<Рисунок 1>
- Какая это задача?
(Это задача составная.)
- Составьте план решения задачи.
(Составляется план решения задачи.)
- Самостоятельно решите ее.
(Дети решают задачу, а затем проверяют решение друг у друга.)
- Все ли решили задачу правильно? Является ли такое решение единственно верным или можно найти другие решения?
- Прочтите задание следующего пункта. Измените условие так, чтобы задача стала простой.
(Дети предлагают варианты простых задач.)
- Составьте схему анализа. <Рисунок 2>
<Рисунок 2>
- Решите новую задачу. Докажите, что вы решили правильно.
(Дети доказывают свои решения.)
- У нас была составная задача, мы сделали ее простой. А теперь в этой простой задаче изменим вопрос так, чтобы получилась новая составная задача. Ваши предложения.
(Например, дети предлагают следующую задачу:
У Мити в аквариуме было 11 рыбок, у Саши 14 рыбок, а у Риты столько, сколько у Мити и Саши вместе. Сколько всего рыбок было у ребят?)
- Какие данные нужны, чтобы ответить на вопрос задачи? Составьте схему анализа.
- Кто может решить задачу сам, тот решает самостоятельно. Кому требуется помощь, поднимите руки.
(Если в классе есть дети, которые не могут решить задачу самостоятельно, решаем вместе с ними задачу на доске.)
5. Итог урока
- Какие открытия на уроке вы для себя сделали?
- Как вы оцениваете свою работу?
- Что было главным на уроке?
(Совместная работа и помощь друг другу.)
- Спасибо за работу.
Домашнее задание
Измените другим способом вопрос простой задачи, чтобы получилась еще одна составная задача. Составьте схему анализа и выполните решение новой задачи.
Задания взяты из учебника Аргинской И.И., Ивановской Е.И. Математика: Учебник для 2-го класса. – 3-е изд., исправл. и дополн. – Самара: Корпорация “Федоров”, Издательство “Учебная литература”, 2006.