В.А. Сухомлинский писал: “Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии и творчества”. Пластика – это увлекательный мир творчества и мастерства. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребенка, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. Через лепку ребенок знакомится с народными промыслами и их традициями, такими, как глиняная игрушка, с ее подкупающей бесхитростностью, чистосердечной искренностью, детской наивностью, открытой дружелюбностью и жизнелюбием. И материалы-то для лепки, такие, как тесто, снег, глина, пластилин, бумага, гипс – простые и доступные, и результат не заставит себя долго ждать, необходимо только помочь ребенку, который получит умения и навыки, а также эстетическое удовлетворение от сделанного.
Одной из главных задач уроков изобразительного искусства и технологии является формирование основ творчества, что закладывается на начальном этапе обучения. На этих уроках младшие школьники приобретают необходимые для творчества качества: умение мыслить самостоятельно и оригинально, проблемно подходить к действительности, желание экспериментировать и накапливать новый опыт и т.д. Чем больше объем приобретенного на этих уроках практического и теоретического опыта, тем больше и богаче условия для возникновения у детей воображения, фантазии, а значит и творчества. Поэтому задача учителя – поощрять стремление детей принимать самостоятельные решения по ходу работы и высказывание нестандартных, оригинальных идей.
При умелом подходе к выполнению программного материала в начальных классах можно создать множество ситуаций для творческого самовыражения детей. И именно работа с пластичными материалами дает такую возможность, позволяя детям другими глазами взглянуть на мир, пробуждая в них радость труда и жажду творчества. При умелом создании разнообразной цветовой гаммы пластилин позволяет ребенку отображать окружающий его мир таким, каким он его видит, а также развивает его наблюдательность. А через наблюдения и восприятие окружающего мира у ребенка развивается умение мыслить, сопоставлять, делать выводы. Все это ведет к развитию творческих способностей, что составляет важнейшую задачу обучения и воспитания.
В школе уроки проходят по определенной программе, не претерпевая больших ее изменений, но даже в таких рамках можно дать ребенку свободу творческой мысли и фантазии, не принуждая делать именно то изделие, которое предусмотрено программой, но , в то же время, дать необходимые понятия (такие, как “композиция”, “средства выразительности”, “смешивание цветов”, “композиционный центр”, “древние образы”, “народный промысел” и т.д.), знания, умения и навыки, заложенные ею. Учителю нужно только раскрыть огромные возможности этих материалов. Например, что пластилин можно раскатывать, как тесто, получать из имеющихся в наличии цветов необходимые оттенки, рисовать им и многое другое, а живой податливый комочек глины может ожить и рассказать удивительные сказки. А с каким нетерпением ждут ребята, когда по белым телам игрушек-заготовок они начнут расписывать узоры! Именно игрушка – самое дорогое, что есть у детей, это их самые верные друзья. Им они доверяют самые сокровенные мысли, с ними познают окружающий мир, с ними живут в прекрасном, удивительном, образном мире детства. И если вы хотите, чтобы ребенок красиво писал, мастерил, рисовал, дайте ему в руки глину, пластилин, покажите способы работы с ними и их возможности, и ребенок втянется в это увлекательное занятие, результаты которого стоят намного больше, чем затраченные материалы.
2 класс
Технология “Ступеньки к мастерству” (Лутцева Е.А.)
Тема модуля: “Как человек учился мастерству”
Место уроков: 16 и 17 уроки из 40, отведенных на данный раздел.
Вводный урок по теме: “Что такое композиция”
Проблема уроков: Что такое композиция? Чем отличается композиция от конструкции?
Учебно-воспитательные задачи урока:
- способствовать отработке и совершенствованию навыков лепки и работы с пластилином;
- расширять познания детей о свойствах пластилина, его художественных возможностях;
- развивать познавательные интересы детей о цветоведении;
- развивать художественный и эстетический вкусы детей;
- развивать мелкую моторику рук;
- уметь подмечать внешнее строение объекта;
- соблюдать правила работы и умение подготовить рабочее место.
Ожидаемые результаты.
По итогу урока учащиеся должны знать:
- технику смешения цветов пластилина;
- названия инструментов и приспособлений;
- должны уметь:
- пользоваться инструментами и материалами;
- смешивать пластилин, получая разводы;
- получать нужный цвет пластилина из имеющихся в наличии;
- раскатывать пластилин в пластину.
Оборудование:
Для учителя:
- ПК,
- проектор,
- демонстрационный экран,
- слайды с показом образцов изделий,
- таблицей смешения цветов,
- таблицей методической последовательности изготовления изделий,
- правилами техники безопасности и правилами работы с пластилином,
- готовые круги (диаметром 150-180 мм) из плотного картона для каждого ребенка.
Для учащихся:
- пластилин (флуоресцентный),
- подкладная доска,
- баночка для воды,
- тряпочка, скалка (бутылка с гладкой поверхностью),
- стеки.
Ход урока
I. Орг.момент.
- Наведение рабочего порядка.
- Приветствие. Посадка учащихся.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Мотивация учащихся.
Ребята, сегодня на уроке мы будем работать с хорошо знакомым вам материалом, а каким , вы узнаете, отгадав загадку.
Материал я непростой,
Из брусочков и цветной.
Из меня лепи, играй,
Руки мыть не забывай!
(Пластилин).
- Что вы знаете об этом материале?
- Что из него делают?
- А теперь посмотрите, что получилось у ребят. (приложение 1, слайд 2).А вы бы хотели этому научиться?
Как вы думаете, для чего предназначены эти изделия?
Изучение нового материала.
1. Работа с таблицей смешения цветов.
- Краски вы умеете смешивать, а можно ли смешивать пластилин и таким образом получать нужные оттенки?
- Какой цвет хотели бы получить вы?
- А теперь давайте посмотрим на таблицу смешения цветов, может быть она вам что-нибудь подскажет (слайд 3).
2. Работа по таблице методической последовательности изготовления изделия.
- Итак, вы сказали мне, что хотели бы научиться выполнять такие же работы, как и ребята. С чего начнем работу?
- Сегодня на уроке мы приготовим основу-пластину, а на следующем уроке украсим ее. Для этого нам понадобится 2 бруска пластилина. Но в наборе они все разного цвета. Что мы должны буден сделать?
- Правильно, перемешать их между собой? А каким образом мы это сделаем? (слайд 4)
- Ребята, а вы знаете, что пластилин можно раскатывать также как и тесто? Давайте, посмотрим (слайд 5).
- Затем, из получившейся пластины вырезаем круг. Как это можно сделать? Какой инструмент нам в этом поможет? (слайд 5)
3. Повторение ПТБ и правил работы с пластилином.
III. Физминутка.
Вот помощники мои
Их, как хочешь, поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок
IV. Практическая работа учащихся.
1. Текущий инструктаж.
- выбор цветовой гаммы (слайд 3);
- смешивание пластилина (слайд 4);
- раскатывание пластины (слайд 5);
- вырезание основы-круга по заготовке из картона (слайд 5).
2. Индивидуальная работа с учащимися.
V. Рефлексия.
С каким материалом мы сегодня работали?
- Что нового вы узнали о нем?
- Вам понравилась то, что вы сегодня делали?
- А вам бы хотелось продолжить работу?
VI. Уборка кабинета.
Тема урока “Что такое композиция. Оформление композиции”.
Учебно-воспитательные задачи урока:
- закрепить понятия правил смешивания цветов;
- развивать умения использовать знания, умения и навыки, сформированные на уроках трудового обучения и изобразительного искусства;
- осуществление межпредметных связей;
- познакомить учащихся с особенностями композиции;
- дать понятие отличия композиции от конструкции;
- развивать чувство пропорции, гармонии, цвета;
- развивать художественный вкус.
Ожидаемые результаты.
По итогам урока учащиеся должны знать:
- значение терминов “композиция”, “конструкция”;
- отличие композиции от конструкции;
- средства выразительности композиции;
- должны уметь:
- создавать декоративные композиции в круге;
- использовать основные приемы создания декоративных композиций;
- владеть приемами работы с пластилином.
Оборудование:
Для учителя:
- ПК,
- проектор,
- демонстрационный экран,
- презентация “Что такое композиция”,
- слайды с изображением образцов изделий,
- мотивационным материалом.
Для учащихся:
- пластилин (флуоресцентный),
- подкладная доска,
- баночка для воды,
- стеки,
- ножницы,
- нитки,
- клей.
Ход урока
Орг.момент.
Мотивация учащихся.
- Ребята, на прошлом уроке мы изготовили основу-пластину для нашего изделия. Скажите, вам хотелось бы продолжить работу?
- Что нам необходимо сделать сегодня?
- Да, и поговорим мы сегодня об украшении изделия, а о чем именно, давайте прочитаем (слайд 6). Но что же произошло? Пропали буквы! И для того, чтобы прочитать слово, нам нужно отгадать загадки, отгадки которых начинаются на пропавшие буквы.
- Сами верхом, а ноги за ушами. (Очки.)
- Зубастый зверек,
Грызет со свистом дубок. (Пила.)
- Надели коняшке морские тельняшки. (Зебра.)
- Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы.)
Молодцы, ребята, вы справились с заданием!
Введение в проблему.
- А как вы думаете, о чем задумывается мастер-художник, приступая к украшению изделия?
- Он продумывает расположение всех элементов украшения, т.е. Композицию (слайд 7) для закрепления понятия).
Выбор композиции может быть самым разным. А от чего он зависит?
- От вкуса мастера, его представления о красоте.
- Теперь давайте рассмотрим расписные подносы. Как художник разместил узоры? (слайд 8)
- А теперь посмотрим на работы ребят (слайд 9). Чем похожи и чем отличаются их изделия?
- Так что же такое композиция? Чем она отличается от конструкции? Должны ли вы задуматься о композиции, как настоящие мастера, прежде, чем приступить к работе?
Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется -
Бабочка кружит и вьется.
Работа по ТМП изготовления изделия. Анализ образца. (слайд 9)
Из каких основных частей состоит изделие?
- Каким образом выполняется рамка? (Перевитием 2-3 жгутов)
- Для чего она нужна? (Для оформления и закрепления основы картонной и пластилиновой между собой)
- Какую композицию вы видите перед собой? (Центральную)
- Все детали композиции вылепливаются по отдельности, а затем закрепляются на основе. В какой последовательности? (Сначала нижние детали, затем верхние)
- Что необходимо сделать, чтобы картинку можно было повесить на стену? (Петельку)
- Как мы ее изготовим? (Нитку сложим петелькой и подклеим ее небольшим прямоугольником из картона с обратной стороны изделия)
- Как вы думаете, важен ли цветовой подбор деталей конструкции?
VII. Практическая работа учащихся.
Текущий инструктаж по правилам лепки и соблюдению ПТБ, рабочего порядка.
Индивидуальная и фронтальная помощь учащимся.
Рекомендации к составлению композиции, цветовому решению.
Итог урока. Выставка работ учащихся. Рефлексия.
- С каким новым понятием вы сегодня познакомились?
- Чем отличается конструкция от композиции?
- Что важно учитывать при составлении композиции?
- Вам нравятся ваши поделки? Как вы оцениваете свою работу и работу своего товарища по парте?
Выставление оценок. Уборка класса.