Разработка урока "Центрально-Черноземный экономический район"

Разделы: География


Цели урока:

1. Сформировать системное знание о районе, особенностях его ЭГП, природных условиях и ресурсах, населении.
2. Продолжить формирование ОУ компетенций: самостоятельная работа с источниками знаний, умение систематизировать полученную информацию, умение делать выводы.
3. Продолжить формирование предметных компетенций: работа с тематической картой, технологической картой.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: самостоятельная деятельность учащихся.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Промежуточный контроль.
  3. Рекомендации по работе с технологической картой.
  4. Самостоятельная работа учащихся по технологическим картам.
  5. Обобщение.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Промежуточный контроль. 1 и 2 вариант тест I уровня сложности. 3 вариант – II уровня сложности. На выполнение работы 5 минут.

3. Актуализация знаний. Почему изучаемый район имеет такое необычное название? Занесите в тетрадь тему урока. Какую цель мы сегодня поставим перед собой?

Рекомендации по работе с технологической картой.

4. Самостоятельная работа с технологической картой. В ходе работы учащихся учитель отвечает на все вопросы учеников, корректирует их работу, при необходимости направляет деятельность ученика.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕНИКА

Центрально-Черноземный экономический район.

ЭГП, природные условия и ресурсы, население.

УЭ 0 Цели урока для учащихся:

1. Изучить и дать оценку ЭГП района, его природные условия и ресурсы, как факторы специализации района.
2. Выявить особенности населения данного экономического района.

Рекомендации по работе с технологической картой:

Внимательно читайте задания.

В тетради записывайте номер вопроса, ответ на поставленный вопрос в форме оговоренной в задании, количество баллов за выполненное задание (на полях).

УЭ 1 может выполняться одним из двух вариантов: а) задание 6 не выполняется; б) выполняется только задания 1 и 6.

* На сколько названные п/и важны для развития экономического района и страны?

 

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по выполнению и оформлению задания

Баллы

Промежуточный контроль по теме «Центральный экономический район»

1 вариант

1. В состав Центрального экономического района входит область: 1) Ленинградская; 2) Мурманская; 3) Ярославская; 4) Нижегородская.

2. Ведущим фактором развития ЦЭР является: 1) минеральные ресурсы; 2) географическое положение; 3) агроклиматические ресурсы; 4) природные условия.

3. В структуре промышленности ЦЭР ведущей отраслью является: 1) добыча топлива; 2) металлургия; 3) деревообработка; 4) машиностроение.

4. Центром производства химического волокна является: 1) Суздаль; 2) Щекино; 3) Иваново; 4) Орехово-Зуево.

5. В какой области развито льноводство: 1) Костромской; 2) Ярославской; 3) Ивановской; 4) Тульской.

2 вариант

1. В состав Центрального экономического района входит область: 1) Псковская; 2) Тюменская; 3) Брянская; 4) Воронежская.

2. Тракторы производят в (во): 1) Твери; 2) Владимире; 3) Рязани; 4) Орле.

3. В структуре промышленности ЦЭР отраслью специализации является: 1) электроэнергетика; 2) мукомольная; 3) стекольная промышленность; 4) цветная металлургия.

4. Крупнейшей ГРЭС Центрального района является: 1) Щекинская; 2) Рязанская; 3) Костромская; 4) Конаковская.

5. В какой области развито производство синтетических смол и пластмасс: 1) Брянская; 2) Тульская; 3) Владимирская; 4) Орловская.

3 вариант

1. Среди областей второго порядка входящих в состав ЦЭР найдите ошибку: 1) Костромская; 2) Тверская; 3) Ивановская: 4) Брянская.

2. Что является основной специализацией АПК ЦЭР? 1) мясомолочное животноводство; 2) озимая пшеница; 3) пригородное хозяйство; 4) овцеводство.

3. В Подмосковье добывают: 1) бурый уголь, фосфориты; 2) горючие сланцы и известняк; 3) слюду, облицовочный камень; 4) апатиты, нефелины.

4. Производство резино-технических изделий и шин в Ярославле объясняется: 1) обеспеченностью дешевой электроэнергией; 2) наличием водных ресурсов; 3) использованием нефтегазового сырья; 4) обеспеченностью научными разработками.

5. Какой город ЦЭР имеет статус единственного в России города-музея: 1) Ярославль; 2) Суздаль; 3) Иваново; 4) Тула.

Источники информации: п-ф 43-47 в учебнике, атлас.

УЭ 1. ЭГП Центрально-Черноземного района

Цель: оценить местоположение района в экономико-географическом аспекте.

1.

Занесите данные визитной карточки района в тетрадь.

Состав: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская области.

Площадь: 167, 7 тыс. кв.км. или 1,1% территории страны;

Валовой региональный продукт: 4,2.

 

1 б

2.

Используя карту атласа «Экономическое районирование» ответьте на вопрос.

С какими экономическими районами граничит Центрально-Черноземный экономический район?

 

1 б

3.

Используя карты атласа «Экономическое районирование» и «Топливная промышленность» ответьте на вопрос.

Как район расположен по отношению к топливным базам?

 

1 б

4.

Имеет ли район выход в Мировой океан?

 

1 б

5*

Соседство с Украиной это + или – с точки зрения Экономико-географического положения района?

 

3 б

6*

Составьте схему «Особенности экономико-географического положения».

В схеме отразите положительные и отрицательные черты ЭГП района.

6 б

УЭ 2. Природные условия и ресурсы.

Цель: отвечая на вопросы 7-11 заполнить схему «Природно-ресурсный потенциал».

7. Почему район имеет такое необычное название?

2 б
8. Установите по климатической карте, благоприятны ли природные условия. 2 б
9.

По карте «Центральная Россия» определите, имеются ли на территории района свои полезные ископаемые?

* На сколько названные п/и важны для развития экономического района и страны?

1 б

2 б

10. По карте определите, есть ли на территории района топливная база? 1 б
11.

Назовите крупные реки и озера, еслитаковые имеются, на территории района.

* Сделайте вывод об их достатке.

1 б

2 б

 

УЭ 3. Население Центрально-Черноземного района

Цель: используя статистические материалы сделать выводы об особенностях населения района.
 
12. Занесите статистические данные в тетрадь.

1 б
13. * Проанализируйте   2 б

УЭ 4. Самооценка: 18-21 «5»;  14-17 «4»;  10-13 «3»;  9  и менее «2».

5. Обобщение.

1) Назовите положительные и отрицательные черты ЭГП Центрально-Черноземного района.
2) Назовите положительные и отрицательные черты природных ресурсов и условий.
3) Каковы особенности населения изучаемого экономического района?

6. Домашнее задание: записи в тетради, на к/к нанести состав района и областные центры.

Используемая литература:

1. Ермошкина А.С. Экономическая и социальная география России: 9 кл.: Метод. Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004.