Цели урока:
1. Сформировать системное знание о районе, особенностях его ЭГП, природных условиях и ресурсах, населении.
2. Продолжить формирование ОУ компетенций: самостоятельная работа с источниками знаний, умение систематизировать полученную информацию, умение делать выводы.
3. Продолжить формирование предметных компетенций: работа с тематической картой, технологической картой.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: самостоятельная деятельность учащихся.
План:
- Организационный момент.
- Промежуточный контроль.
- Рекомендации по работе с технологической картой.
- Самостоятельная работа учащихся по технологическим картам.
- Обобщение.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Промежуточный контроль. 1 и 2 вариант тест I уровня сложности. 3 вариант – II уровня сложности. На выполнение работы 5 минут.
3. Актуализация знаний. Почему изучаемый район имеет такое необычное название? Занесите в тетрадь тему урока. Какую цель мы сегодня поставим перед собой?
Рекомендации по работе с технологической картой.
4. Самостоятельная работа с технологической картой. В ходе работы учащихся учитель отвечает на все вопросы учеников, корректирует их работу, при необходимости направляет деятельность ученика.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕНИКА
Центрально-Черноземный экономический район.
ЭГП, природные условия и ресурсы, население.
УЭ 0 Цели урока для учащихся:
1. Изучить и дать оценку ЭГП района, его природные условия и ресурсы, как факторы специализации района.
2. Выявить особенности населения данного экономического района.
Рекомендации по работе с технологической картой:
Внимательно читайте задания.
В тетради записывайте номер вопроса, ответ на поставленный вопрос в форме оговоренной в задании, количество баллов за выполненное задание (на полях).
УЭ 1 может выполняться одним из двух вариантов: а) задание 6 не выполняется; б) выполняется только задания 1 и 6.
№ |
Учебный материал с указанием заданий |
Руководство по выполнению и оформлению задания |
Баллы |
|
Промежуточный контроль по теме «Центральный экономический район» 1 вариант 1. В состав Центрального экономического района входит область: 1) Ленинградская; 2) Мурманская; 3) Ярославская; 4) Нижегородская. 2. Ведущим фактором развития ЦЭР является: 1) минеральные ресурсы; 2) географическое положение; 3) агроклиматические ресурсы; 4) природные условия. 3. В структуре промышленности ЦЭР ведущей отраслью является: 1) добыча топлива; 2) металлургия; 3) деревообработка; 4) машиностроение. 4. Центром производства химического волокна является: 1) Суздаль; 2) Щекино; 3) Иваново; 4) Орехово-Зуево. 5. В какой области развито льноводство: 1) Костромской; 2) Ярославской; 3) Ивановской; 4) Тульской. 2 вариант 1. В состав Центрального экономического района входит область: 1) Псковская; 2) Тюменская; 3) Брянская; 4) Воронежская. 2. Тракторы производят в (во): 1) Твери; 2) Владимире; 3) Рязани; 4) Орле. 3. В структуре промышленности ЦЭР отраслью специализации является: 1) электроэнергетика; 2) мукомольная; 3) стекольная промышленность; 4) цветная металлургия. 4. Крупнейшей ГРЭС Центрального района является: 1) Щекинская; 2) Рязанская; 3) Костромская; 4) Конаковская. 5. В какой области развито производство синтетических смол и пластмасс: 1) Брянская; 2) Тульская; 3) Владимирская; 4) Орловская. 3 вариант 1. Среди областей второго порядка входящих в состав ЦЭР найдите ошибку: 1) Костромская; 2) Тверская; 3) Ивановская: 4) Брянская. 2. Что является основной специализацией АПК ЦЭР? 1) мясомолочное животноводство; 2) озимая пшеница; 3) пригородное хозяйство; 4) овцеводство. 3. В Подмосковье добывают: 1) бурый уголь, фосфориты; 2) горючие сланцы и известняк; 3) слюду, облицовочный камень; 4) апатиты, нефелины. 4. Производство резино-технических изделий и шин в Ярославле объясняется: 1) обеспеченностью дешевой электроэнергией; 2) наличием водных ресурсов; 3) использованием нефтегазового сырья; 4) обеспеченностью научными разработками. 5. Какой город ЦЭР имеет статус единственного в России города-музея: 1) Ярославль; 2) Суздаль; 3) Иваново; 4) Тула. |
||||
Источники информации: п-ф 43-47 в учебнике, атлас. |
||||
УЭ 1. ЭГП Центрально-Черноземного района Цель: оценить местоположение района в экономико-географическом аспекте. |
||||
1. |
Занесите данные визитной карточки района в тетрадь. |
Состав: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская области. Площадь: 167, 7 тыс. кв.км. или 1,1% территории страны; Валовой региональный продукт: 4,2. |
1 б |
|
2. |
Используя карту атласа «Экономическое районирование» ответьте на вопрос. С какими экономическими районами граничит Центрально-Черноземный экономический район? |
1 б |
||
3. |
Используя карты атласа «Экономическое районирование» и «Топливная промышленность» ответьте на вопрос. Как район расположен по отношению к топливным базам? |
1 б |
||
4. |
Имеет ли район выход в Мировой океан? |
1 б |
||
5* |
Соседство с Украиной это + или – с точки зрения Экономико-географического положения района? |
3 б |
||
6* |
Составьте схему «Особенности экономико-географического положения». В схеме отразите положительные и отрицательные черты ЭГП района. |
|
6 б |
|
УЭ 2. Природные условия и ресурсы. Цель: отвечая на вопросы 7-11 заполнить схему «Природно-ресурсный потенциал». |
||||
7. | Почему район имеет такое необычное название? |
|
2 б | |
8. | Установите по климатической карте, благоприятны ли природные условия. | 2 б | ||
9. |
По карте «Центральная Россия» определите, имеются ли на территории района свои полезные ископаемые? * На сколько названные п/и важны для развития экономического района и страны? |
1 б 2 б |
||
10. | По карте определите, есть ли на территории района топливная база? | 1 б | ||
11. |
Назовите крупные реки и озера, еслитаковые имеются, на территории района. * Сделайте вывод об их достатке. |
1 б 2 б |
||
УЭ 3. Население Центрально-Черноземного района Цель: используя статистические материалы сделать выводы об особенностях населения района. |
||||
12. | Занесите статистические данные в тетрадь. |
|
1 б | |
13. | * Проанализируйте | 2 б |
УЭ 4. Самооценка: 18-21 «5»; 14-17 «4»; 10-13 «3»; 9 и менее «2».
5. Обобщение.
1) Назовите положительные и отрицательные черты ЭГП Центрально-Черноземного района.
2) Назовите положительные и отрицательные черты природных ресурсов и условий.
3) Каковы особенности населения изучаемого экономического района?
6. Домашнее задание: записи в тетради, на к/к нанести состав района и областные центры.
Используемая литература:
1. Ермошкина А.С. Экономическая и социальная география России: 9 кл.: Метод. Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004.