Курс по выбору " Джинсоклуб ", 9-й класс

Разделы: Технология

Класс: 9


 

Курс по выбору «Джинсоклуб»

(КЛУБ (англ. club), общественная организация, объединяющая группы людей в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными, досуговыми и другими интересами)

Пояснительная записка

Данный курс по выбору является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент основного общего образования по направлению “Технология” в рамках модуля “Создание изделий из текстильных и поделочных материалов” и связан с удовлетворением индивидуальных потребностей и склонностей учащихся. Овладение содержанием данного курса обогатит обучающихся не только духовно, но и подготовит их к конкуренции на рынке труда и профессий, таких как модельер и дизайнер одежды. Ведь период окончания школы характеризуется активизацией процессов личностного и профессионального самоопределения обучающихся, становлением их внутренней позиции как устойчивого отношения к себе, к миру и различным видам деятельности. Актуальность программы определяется тем, что профессии модельера и дизайнера одежды являются одними из привлекательных профессий для выпускников школ, т.к. они становятся сегодня всё более востребованными, потому что человек всегда стремится сделать жизнь вокруг себя красивее и уютнее.

Предлагаемый курс “Джинсоклуб”, рассчитан на 34 часа, из них 20 часов – на выполнение проектов. Тематика проектов носит прикладной характер, с ориентацией на художественно-эстетический и технологический профили.
Джинсы сопровождают нас повсюду, и трудно найти человека, который бы ни разу в жизни их не надел. За это время они не раз менялись внешне: джинсы были с заниженной или высокой талией, широкие, узкие или клешеные, края штанин рваные или вышитые. Но главное, что и сегодня джинсы так же популярны, как много лет назад. Именно благодаря уникальности джинсовой ткани родилось множество конструкторских идей. А самое главное — сколько их еще может быть!

Вовсе не обязательно выбрасывать старые джинсы, их можно многократно видоизменять, украшать, а каждую их деталь использовать для создания очень ми­лых, модных и стильных вещей. Именно этому и посвящен наш курс.
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с изменением интересов в обществе: не делать вещи, а создавать мир вещей, мир, в котором нам будет удобно, в котором мы будем жить со своими друзьями, близкими людьми, через который можем выразить себя.

С повышенным интересом всего человечества к вещам, изготовленным из джинсовой ткани, в семьях накопилось большое множество джинсовой одежды, так как вышли из моды многие фасоны, что-то протерлось, а что-то порвалось. Именно из них можно выполнить оригинальные изделия, к которым, в силу своих возрастных особенностей подростки проявляют интерес, тем более что их можно выполнить достаточно быстро.

Джинсы могут быть перекроены и переклеены, как бумага, раскрашены, расшиты, кра­сиво «разорваны» в нужных местах, из их кусочков можно смастерить лоскутное одеяло. Наиболее смешные и, по-видимому, самые удачные решения — это те, в которых еще узнаются старые джинсы: штанина, ставшая футляром для чертежей, гульфик, пре­вратившийся в браслет, или ранец, сделанный из верхней части брюк. Так в окружающей нас реальности, где все стремительно меняется, джинсовые вещи остаются символом современности и молодости.

Неизвестно, осознавал ли Леви Страус, умерший в возрасте 73 лет в 1902 году, что он оставил в наследство внукам кое-что поценнее желтого металла, в поисках которого толпы людей когда-то хлынули из Европы в Америку. Среди них был и он сам, создатель тех самых рабочих брюк для искателей «фортуны» из грубой коричневой ткани, без ремешков и карманов под кодовым номером «501». Успех был таков, что Леви решил попробовать создать новую модель из ткани индигового крашения. Такую ткань прислал ему из Нью-Йорка его брат. В 1860 году Леви Страус нанял на свою «фабрику» под открытым небом в Сан-Франциско портного Якоба Дэвиса, который исключительно интуитивно усилил конструкцию брюк медными блочками и добавил передние и задние карманы.

С той поры эта бессмертная одежда претерпела тысячи «безусадочных» трансформаций. А на пороге нового тысячелетия джинсовая тема была допущена на Олимп высокой моды, где с благословения стилистов и дизайнеров ее переводят в класс люкс благодаря различным вышивкам, вставкам из кожи питона, дорогого меха и стразам. Что и говорить: джинсы — настоящие «золотые копи».

Цель программы – совершенствовать умения в обработке ткани любой фактуры, познакомить с профессиями модельера и дизайнера одежды, помочь определиться с выбором профиля обучения.
В процессе реализации программы учащиеся получают представление об истории «джинсы», материалах и инструментах применяемых для выполнения работ, особенностях отделки ткани, виды швов, последовательности выполнения работы, подбора и составления эскизов и рисунков.

В ходе ее достижения решаются задачи:

  1. формировать систему знаний, полученных ранее;
  2. совершенствовать свои умения в обработке любой ткани;
  3. развивать творческий подход в обновлении вещей;
  4. создать основу для понимания особенностей профессий «модельер-художник», «модельер-технолог», «швея», «манекенщица».

Программа предусматривает проведение экскурсий, практических занятий, выполнение творческих проектов, проведение выставок и показов выполненных изделий за время обучения курса и по истечению некоторого времени.


Требования к уровню подготовки учащихся для данной программы:

Учащиеся должны знать: инструменты и приспособления для ручных и машинных работ; устройство швейной машины; цветовой шестисекторный круг; все виды ручных и машинных швов; свойства тканей; технологию отработки различных видов материалов; основные правила выполнения чертежа-выкройки; моделирование чертежа-основы.

Учащиеся должны иметь представления о понятиях: эскиз, чертеж, рисунок, цветовая сочетаемость, свойства материалов.

Учащиеся должны уметь: рационально организовывать трудовой процесс, рабочее место; соблюдать правила техники безопасности; правильно стирать и утюжить ткани; пользоваться ручными и машинными швами в соответствии с заданной работой; обрабатывать срезы изделий; осуществлять подбор материалов, фурнитуры, инструментов, приспособлений; находить и использовать необходимую информацию; выполнять не менее одного вида художественной обработки ткани

Тематический план

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

теория

практика

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Вводный урок. Экскурсия.

История «джинсы». Сочетание тканей.
Способы соединения разных видов тканей.
Изготовление сумки.
Изготовление брюк или юбки.
Изготовление рубашки или жилетки.
Уроки дефиле.
Заключительный урок. Выставка работ.

1
1
3
5
10
10
2
2

1
0,5
1
1
2
2
0,5
-

-
0,5
2
4
8
8
1,5
2

 

Итого:

34

8

26

Содержание программы.

Тема 1. Вводное занятие (1 час).

Ознакомление с программой обучения и правилами внутреннего распорядка в учебной мастерской.
Инструменты, приспособления, материалы для работы. Назначение каждого инструмента, приспособления, правила пользования, хранения; правила безопасности труда и личной гигиены при работе с ними.

Экскурсия на любое швейное предприятие по изготовлению одежды.

Тема 2. Сочетание тканей (1 час).

Сведения по истории возникновения «джинсы». 150 лет джинсам. Подбор ткани по цветовой гамме, структуре материала.
Использование прокладочных материалов.

Входная анкета, диагностика “Творческое воображение”.

Тема 3. Способы соединения различных видов тканей (3 часа).

Технологические особенности выполнения соединения джинсовой ткани с любой другой. Подготовка бывших в употреблении вещей: стирка, утюжка, распорывание необходимых швов.
Декорирование джинсов (термоклейкие стразы, термоклейкие блочки). Техника декупажа. Украшение из «сценических» материалов (круглые бусины, стеклярус и бисер, огранённые бусины, блёстки и палетки). Рисунки на ткани из термоклейких наклеек, термоклейких красок, трафаретная роспись.

Профессии «модельер-технолог», «швея». Выполнения шва «зиг-заг». Основы выполнения «бахромы».

Тема 4. Изготовление сумки, рюкзака, кошелька или косметички (5 часов).

Разработка эскизов, выполнение выкройки. Выбор цветового решения.
Раскрой и соединение деталей. Обработка изделия, втачивание подкладки. Выбор застежки и фурнитуры. ВТО.
Может присутствовать любой вид декорирования.

Практическая работа: Выполнение мини-проекта в мини-группах. Моделирование отделок и изделий из различных видов тканей и декоративной фурнитуры.

Тема 5. Изготовление брюк или юбки (10 часов).
Тема 6. Изготовление рубашки или жилетки (10 часов).

Подбор вещи, из которой будет выполняться данное изделие. Выбор декоративной ткани. Выполнение эскизов. Построение чертежа – выкройки. Предварительная обработка материала. Раскрой, сметывание. Индивидуальные нюансы для каждого изделия. Подбор и пришивание фурнитуры. ВТО.
Может присутствовать любой вид декорирования.

Интеллектуальная игра “Мода”. Индивидуальная самостоятельная работа: Изучение статей из журналов мод о современных дизайнерах одежды.
Практическая работа: Выполнение проекта индивидуально или в мини-группах. Моделирование отделок и изделий из различных видов тканей и декоративной фурнитуры.

Тема 7. Уроки дефиле (2 часа).

Правильно носить вещи, правильно ходить. Уметь преподнести себя и свое изделие.

Интеллектуальная игра “Одежда”.

Тема 8. Заключительный урок (2 часа).

Подведение итогов. Выставка работ учащихся.

Защита творческих проектов. Оформление выставки.

Методические указания.

Необходимыми условиями реализации целей и задач курса является методика, которая включает использование активных методов и приёмов наряду с традиционными формами проведения занятий. Обязательны экскурсии на предприятия по производству одежды.

Очень важно на занятиях использовать знания, умения и навыки, полученные школьниками на уроках технологии, изобразительного искусства, черчения.
Занятия предполагают как рассмотрение теоретических вопросов, так и выполнение практических работ: эскизирование моделей одежды, моделирование отделок и изделий из целого куска ткани, проектирование модели с использованием комбинаторного метода формообразования из ткани, создание коллективных мини-проектов, работая в малых группах (2-3 человека).
Суть работы в малых группах состоит в том, чтобы создать условия для умственного напряжения при решении той или иной проблемы у всех участников. Работа в малой группе помогает и учит договариваться, согласовывать разные мнения.
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль.

Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся через анкетирование, тесты, интеллектуальные игры.

Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала посредством творческих заданий.
Итоговый контроль – индивидуальные и коллективные мини-проекты по созданию отдельных деталей модели. Для подведения итогов по изготовлению моделей одежды проводится совместный с учащимися просмотр и анализ работ.
По итогам работы по каждой теме данного курса выставляется балловая оценка. В конце курса, если обучающийся набрал более 80 баллов, ему выставляется зачёт.

 Контроль знаний. Балловая система.

№ п/п

Наименование выполняемой работы

Минимальное кол-во баллов

Максимальное кол-во работ

Максимальное кол-во баллов

1

Выполнение тестов (по каждой теме).

1

8

8

2

Участие в интеллектуальных играх.

2

2

4

3

Посещение экскурсий.

2

1

2

4

Организация выставок и проведение собственных экскурсий.

3

1

3

5

Выполнение индивидуальных практических работ.

4

4

16

6

Выполнение мини-проектов в группах.

5

2

10

7

Составление тестов обучающимися.

3

5

15

8

Выполнение рефератов.

4

2

8

9

Выполнение творческих проектов.

15

2

30

10

Оказание помощи другим обучающимся в выполнении творческих работ.

3

8

24

ИТОГО:

 

 

120