Историческое краеведение в начальной школе.
- Реализация воспитательного потенциала изучаемых предметов, решение задач гражданско-патриотического воспитания требуют обращения к краеведческому материалу.
- Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представлением своего народа, частью окружающего его мира. Поэтому первоначальное знакомство с историей как предметом целесообразно начинать с истории родного города, улицы и семьи.
- Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное.
- Как часть системы образования полифункционального. Прежде всего, надо отметить его мировоззренческий аспект, познавательную и воспитательную функции. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно-коммуникативной деятельности школьников, формируют у них наблюдательность к окружающим явлениям, вносит конкретность в учебный процесс.
Целями исторического краеведения в школе являются:
- формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона;
- осознание учащимися своей связи с окружающим их “малым” миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края и региона; воспитание гражданственности и патриотизма;
- развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала, воображения и эмоций в процессе исторической реконструкции местных сюжетов; формирование ключевых компонентов.
Организационные моменты включения краеведческого материала в учебно-воспитательный процесс.
Новый Базисный учебный план предполагает в числе обязательных изучение предмета “Окружающий мир”, который включает в себя разделы о человеке, природе и обществе.
В этом контексте краеведческий материал по истории может быть представлен на нескольких уровнях:
- в учебный план в рамках школьного компонента вводится отдельный краеведческий курс ;
- краеведческий материал привлекается при организации внеурочных мероприятий;
- материал по краеведению включается в изучаемые предметы, соответственно тематического планирования.
Формирование содержания и организация исторического краеведения.
Краеведение как часть национально-регионального компонента основывается на принципах, общих для системы образования в целом, и направлено “на реализацию качественно новой личностно-ориентированной модели массовой начальной школы” (“Федеральный компонент государственного стандарта общего образования”, раздел “начальное общее образование”). Кроме того, важнейшими условиями эффективного освоение краеведческого материала являются и вовлечение младших школьников в активную познавательную деятельность.
При формировании содержания занятия с краеведческим компонентом следует учесть такие моменты, как органичное включение материала в содержание базового курса, его типичность по отношению к российским и региональным процессам.
Существенное значение при формировании содержания краеведческого компонента имеет представление о направлении и целях изучения. Эти моменты определяют отбор материала. Краеведческое направление определяется исходя из конкретных педагогических условий. Оно может быть: историческим; историко-литературным; историко-географическим; историко-экологическим; историко-этнографическим; комплексно-краеведческим.
При отборе материала для системных форм краеведческой деятельности (кружок, клуб и т. д.) следует руководствоваться такими исходными принципами, как целесообразность и достаточность для её реализации. Иными словами, при разработке программы необходимо продумать общую стержневую идею занятий.
Нецелесообразно “сваливать в один котёл” разноплановую информацию, тематически и логически мало связанную. Подобные материалы могут быть использованы при организации внеклассной работы.
Следующим оптимальным положением в организации краеведения является соблюдение принципа преемственности в содержании образования. При освоении краеведческого материала школьники опираются на знания и навыки, приобретённые на уроках по разным предметам. Необходим также учёт краеведческой части в содержании других предметов. Это позволяет избежать неоправданного дублирования материала, перегрузки учащихся. В связи с этим актуализируется вопрос о рациональной реализации межпредметных связей.
На процессуальном уровне значимости наравне с другими дидактическими принципами выступают такие, как развивающее обучение и деятельностный подход. Это обстоятельство может быть реализовано в ходе ученических исследований и проектов по краеведческой тематике, музейной практике.
Внеурочная и внеклассная работа по краеведению.
Внеурочные формы работы, в том числе и по краеведению отличаются от уроков тем, что:
- у них нет жёсткой рекомендации времени: внеурочные занятия могут быть кратковременными, меньше урока, и более длинными;
- участие в них детей носит добровольный характер, определяемый их интересами;
- они предполагают вариативность проблематики и форм занятий, свободу учителя в их выборе.
Внеклассная работа может носить систематический характер. Это организация кружков, клубов по интересам, акций НОУ, которые работают в течение определённого времени. Другой вариант предполагает проведение эпизодических или разовых мероприятий; вечеров, конкурсов и т. д. По охвату учащихся эта работа может иметь массовый или групповой характер.
Существует множество направлений и форм внеурочной и внеклассной работы: историческая игра, выпуск стенгазеты, историко-краеведческая композиция, литературно-историческая композиция, исторический спектакль, олимпиады, конкурсы, устные журналы, экскурсии, создание музейных уголков, участие в работе школьных музеев и т. д.
Примерная тематика названий ученических объединений и внеклассных мероприятий краеведческой направленности: “Юный историк”, “Юный археолог”, “Мой край”, “Архивариус”, “История семьи – история города”, “Старый дом”, “Человек из истории”, “Знаменитые борзинцы”, “Так жили наши деды”, “Народные игры”, и т. д.
При любом подходе к организации краеведческой деятельности школьников полезным являются взаимодействие с местными музеями, библиотеками, детскими центрами. Это позволяет обогатить содержание и формы работы.
История Забайкалья в учебно-воспитательном процессе.
Изучение книги Г. Граубина “Моя малая Родина” можно считать как пропедевтический курс по истории Забайкальского края. Будучи вводным, элементарным, он призван ввести учащихся в историческое пространство, т. е. формировать первоначальные историко-временные и пространственные представления, привить первые навыки работы с историческим материалом.
Изучение курса способствует формированию у школьников образное представление о Забайкалье, осознанию значения каждого из крупнейших регионов России.
Книга в значительной мере представляет возможности для развития учащихся. В процессе работы с историческим материалом у детей формируются умения и навыки интеллектуального труда, развивается наглядно-образное мышление, воображение, память, речь, элементы теоретического мышления.
Включение краеведческого компонента в содержание образования способствует воспитанию любви к Родине, чувства гордости за героическое свершение и созидательный труд своих земляков, формированию бережного отношения к памятникам материальной и духовной культуры. Знакомство с современностью, вопросами социально-политической и правовой жизни города способствует решению задач гражданского и правового воспитания.
Краеведческий компонент является важным средством формирования духовно-нравственной сферы школьников.