Методическая разработка занятия по элективному курсу "Сокровища моего Я" в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов

Разделы: Музыка


Цели:

  • обобщить полученные на занятиях знания о процессе самопознания, об уникальности и богатстве внутреннего мира человека;
  • показать приемы и формы работы с учащимися в данном курсе.

Задачи:

  • обучать приемам саморегуляции своих эмоциональных состояний;
  • воспитывать бережное отношение к собственному Я и Я – другого;
  • формировать навыки самоанализа, самовыражения в процессе самопознания, группового выступления;
  • формировать навыки культурного общения.

Методы и приемы: релаксация, игровой тренинг, сенситивный (тренировка межличностной чувствительности – способность понимать друг друга), убеждение – беседа, личный пример, рассказ, доказательство.

Ход занятия

I.Организационная часть

Поскольку данное занятие является заключительным в курсе “Сокровища моего Я” вспомним те шаги, которые мы совершали, познавая себя, свой внутренний мир.

1. Настроимся на взаимопонимание, доверительные отношения, ощущение комфорта упражнением по саморегуляции своего эмоционального состояния.

Использование дыхательных методов разгрузки связано с воздействием органической обратной связи между частотой, ритмом дыхания и эмоциональным состоянием. Легко заметить, что взволнованный человек дышит совсем иначе, чем спокойно – дыхание при волнении прерывисто, аритмично. Если правильно менять характер дыхания, то это скажется на динамике эмоциональных реакций человека. Дыхательные приемы удобны и просты. Дыхание при их выполнении медленное и глубокое, с обязательной мысленной концентрацией – сосредоточением внимания на выдохе и пауза после него, равной по длительности выдоху. Время этого упражнения всего 30 – 60 секунд.

Дыхание с замедленным выдохом и коротким вдохом оказывает успокаивающее действие; с удлиненным вдохом и коротким резким выдохом – активизирующее. 10 минут дыхательных упражнений помогают нам хорошо отдохнуть в условиях напряженной работы.

Данные методы психологической разгрузки позволяют снижать утомляемость, улучшать самочувствие, регулировать эмоциональное состояние, повышать работоспособность.

2. Упражнения на релаксацию.

Задача: снятие скованности, эмоционального напряжения на фоне музыкального сопровождения.

  1. Дыхательное (свободная посадка, глаза закрыты; сделать 10 медленных вдохов и выдохов, вдох – считая про себя до 7, выдох замедлить – считая до 9).
  2. Зрительно-образное (представить образ, который дает ощущение внутренней радости, удовольствия – 3 минуты).Обсуждение своих ощущений, чувств при выполнении этих упражнений.
  3. Упражнения со свечой (для расслабления зрительного напряжения) – зажженная свеча находится на расстоянии примерно 1,5 метров: смотреть сквозь пламя, максимально расслабить глаза, (если видим два пламени свечи, то это говорит о правильном выполнении данного упражнения).

II. Беседа о роли самопознания в жизни человека

На первом занятии мы говорили о том, что природа наделила человека огромным даром – способностью понимать себя и мыслить.

Самопознание – это то, что происходит со мной, собственные душевно-духовные изменения; это источник нашего Я, внутренний потенциал. Процесс самопознания помогает найти ответы на волнующие человека вопросы: “Кто Я?”, “Где Я?”, “Какой Я?”.

Личность человека как айсберг: лишь небольшая часть открыта для восприятия окружающим. Основная же часть запрятана в такие тайники души, что порой неведома даже самому человеку. Поэтому так важно открытие для себя своего внутреннего мира, знание своих возможностей, умение пользоваться этими знаниями, чтобы осознанно строить свое будущее. Понимание себя необходимо и для того, чтобы становиться лучше, проявлять свои достоинства и преодолевать свои недостатки.

Путь самопознания может длиться всю жизнь. Наш первый шаг на этом пути это и есть понимание значения, важности познания человеком себя.

В какой момент, на каких заданиях, упражнениях вы это смогли понять? Возможно это: “Визитная карточка”, “Надпись на футболке”, “Что я хочу о себе рассказать людям” и другие.

III. Работа с текстом

Следующий шаг размышление об уникальности, богатстве внутреннего мира человека. Перед вами стихотворный текст, который сочинил подросток вашего возраста, наверное, в тот момент, когда хотел разобраться в своей внутренней жизни. Созвучны ли его мысли с вашими?

Задача: осознать богатство внутреннего мира человека, палитру его чувств, эмоций, душевных состояний.

Я – Мир

Вот Я! И вот мой Мир, мы похожи и разные.
Мой личный мир не тот, что передо мной.
Могу в своем мире взлететь на красочные облака фантазии.
Могу я ссору предугадать, и не случится она.
Могу я человеку “здравствуй” сказать, и друга обрету.

1) Прочитать текст, определить, на чем здесь автор акцентирует внимание. Почему?

Разбор текста:

  • мой Мир (с большой буквы) – показ значимости, уникальности, важности;
  • мы похожи и разные – индивидуальность каждого человека;
  • личный мир – где он находится? (это внутренний мир);
  • красочные облака фантазии – богатство и разнообразие нашего воображения;
  • не случится она – если почувствовать и понять другого человека;
  • и друга обрету – необходимо воспитывать в себе коммуникативные качества.

Вывод: Я – это одна из самых больших загадок для человека.

2) Как вы думаете, сколько нужно времени, чтобы познать свой внутренний мир?

IV. Составление коллажа на тему “Богатство и разнообразие внутреннего мира человека”

Внутренняя жизнь человека – это особый мир: мир мыслей, переживаний, отношений, желаний, стремлений. Это мир сложно организован, он безграничен, в пространстве, включает все изменения во времени: прошлое, настоящее, будущее. Мир явлений внутренней жизни богат и разнообразен.

  1. Задание: составить коллаж из различных картинок, рисунков на листе ватмана; выбрать по содержанию то, что считаете подходит для выполнения данного задания; дать название творческой работе. (работа в группах)
  2. Презентация групповых мини-проектов; обсуждение, анализ проделанной работы, что самое главное хотели отразить в коллаже?

Вывод: внутренний мир человека многообразен, безграничен, незавершен во времени, так как еще можно добавлять, что-то изменять в данном процессе.

V. Работа с психологической картой Я

Наше “Я” одно из самых больших загадок. Иногда это Я обладает большим здравым смыслом, иногда в нем звучит голос обиды, иногда – это проявление собственного самолюбия, иногда – это проявление собственного самолюбия, иногда – это голос озарения и творческой фантазии. А бывает – это проявление беззаботности и безрассудства. И следующий шаг на пути к своему Я – это самораскрытие. В различных упражнениях, играх раскрывались ваши увлечения, недостатки и достоинства, желания, качества и другие характерные особенности.

1. Задание: составить карту, в центре листа “Я”, далее по желанию любым цветом написать слова характеристики о себе с учетом расстояния: чем важнее качество, тем ближе к “Я”. Выделить в цвете новые качества, старые, а так же которые проявляются часто, либо редко, устраивают, не устраивают.

Задача: развивать объективное отношение к себе, умение определить ближнюю и дальнюю перспективы, показать индивидуальность каждого.

2. Рефлексия: “Я” – высказывания по выполненному заданию.

Что получилось? Какие были ощущения при составлении психологической карты? Какие были для себя сделаны выводы?

VI. Игра “Листок на спине”

  1. Каждый выбирает по желанию, чтобы он хотел узнать о себе: достоинства, недостатки, а может быть и достоинства и недостатки (игра проводится на фоне музыки).
  2. Обсуждение: высказать свои ощущения – когда писали другие ребята; когда писали сами. Выбрать, что можно добавить в психологическую картину вашего Я.

    Самопознание происходит через взаимодействие человека с окружающим миром, прежде всего с людьми. Психолог Мелибруда утверждает “Именно посредством общения создаются условия для открытия своего внутреннего мира”. И еще один важный шаг взаимопонимание.

VII. Заключительная часть

“Познай себя!” - это призыв древнегреческого философа представляет трудную задачу для каждого. Ведь в мире нет двух одинаковых Я, даже среди близнецов.

“Нет более плодотворного занятия, как познание себя” - писал французский философ Р. Декарт. Но нет и “вопроса более темного”, добавлял английский философ Д. Юм.

“Познай себя…
Какая польза в том?
Познаю,
А куда бежать потом?”

Этим ироничным четверостишием И. В. Гете хотел подчеркнуть, что самопознание не дает человеку успокоения. Человек делает новые шаги на пути к своему Я.

Принятие себя, понимание, что необходимо в себе что-то изменить, какую- то часть своего Я, для этого надо искать внутренние и внешние стимулы. Познавая свой внутренний мир, развивая и реализуя свои возможности, человек становится успешной личностью (примеры из жизни).

Чтобы не тускнели сокровища, не теряло своей ценности собственное Я, а становилось еще более ярким, уникальным, еще более бесценным надо его улучшать и совершенствовать. И следующий шаг – самосовершенствование.

VIII. Домашнее задание

Выполнить творческую работу по теме: “Путешествие в сокровища своего Я”. Использовать материалы упражнений, тестов, игр. Сравнить произошли ли за данный период времени изменения и какие. Что надо улучшить, подумать, как это сделать.