Конспект урока по русскому языку (по развитию речи) по теме "Сочинение-миниатюра на основе загадки", 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: Урок комплексного применения ЗУН.

Цели:

  1. Развивать словарный запас учащихся, упражнять в подборе и использовании близких по значению слов-синонимов.
  2. Показать, что признаки предмета отбираются и раскрываются в описании в зависимости от задач и основной мысли текста.
  3. Учить строить собственные рассуждения по типу объяснений: обобщение, доказательство; овладевать культурой рассуждений в плане речевого поведения.
  4. Обогащать зрительно-образную память.
  5. Учить переносить накопленные знания в новую ситуацию, выражать личное отношение к предмету.
  6. Готовить учащихся к будущей проектной деятельности.
  7. Создавать на уроке атмосферу сотрудничества, взаимопонимания.
  8. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.

1. Сообщение темы урока.

- Ребята, сегодня мы будем на уроке учиться писать сочинение-миниатюру о медведе на основе загадки (Тема записана на доске).

- Кто знает, что такое миниатюра? Какая девочка в сказке была очень миниатюрной? Как называется эта сказка и кто ее написал? Назовите синоним к слову миниатюрный. В советском энциклопедическом словаре написано: “Миниатюра

(с французского) – художественное произведение малых размеров”.

2. Беседа на основе знаний по окружающему миру, полученных после посещения Зоологического музея МГУ.

(Вывешивается картинка бурого медведя).

- Кто такой медведь? Почему он так назван? (Вывешивается табличка со словом “медведь”). Какое это слово? Какие отличительные признаки зверя вы знаете?

Медведи бывают разные. Живут в разных странах и климатических зонах. Мы будем писать про бурого медведя.

- В каких художественных произведениях одним из главных действующих лиц является медведь?

(“Маша и медведь”, “Квартет”, “Теремок”, “Три медведя”, “Маугли”, “Колобок”)

3. Просмотр видеофильма про медведя.

(Серия “Дикая природа”. Борьба за выживание. Русские медведи.)

- Сейчас мы посмотрим отрывок из фильма про бурых медведей, которые живут в России на Дальнем Востоке, на полуострове Камчатка.

Фрагмент видеофильма: “Лосось идет из морей на нерест в реку...

Медведи ловят рыбу…”

4. Работа над загадками.

(Детям было дано домашнее задание – найти к уроку загадки про медведя и принести их в класс.)

- Читаем загадки про медведя, которые Вы приготовили дома (5-6 человек).

Я тоже приготовила Вам загадки, прочитайте их самостоятельно. (У детей на партах лежат листы с загадками).

а)

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.

б)

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна.

в)

Сыт бываю только летом,
В дни, когда малину рву,
А полгода без обедов
И без завтраков живу.

г)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.

- Как назван в загадках медведь? Подберите синонимы (Синонимы пишу на доске: зверь, он, животное, оно, косолапый, хозяин лесной, Топтыгин, великан).

- Где он живет? Какой он? (Пишу прилагательные на доске: большой, сильный, могучий, огромный, громадный, хищный).

- Что едят медведи? Чем их образ жизни отличается от многих лесных зверей: зайца, волка, белки?

5. Повторение пройденного.

- Из каких частей состоит сочинение? (На доске вырастает из частей домик: вступление, основная часть, заключение).

6. Работа над планом

(По ходу работы пишу план на доске).

1. Вступление (1-2 пр.).

- Где живет зверь?

- Чем питается?

2. Основная часть.

Загадка.

3. Заключение (1-2 пр.).

Охрана животных.

На доске: любит лакомиться или лакомится.

7. Работа в тетрадях. Письмо сочинений.

(Ребята записывают число, сочинение-миниатюра).

- Заголовок не пишем, оставляем место. - У нас будет сочинение-загадки. Слово “медведь” нельзя ни разу употреблять ни в тексте, ни в заголовке. По характерным для этого животного признакам и загадке люди должны будет отгадать, о каком животном идет речь.

- Проговариваем варианты вступлений.

(Этот сильный и могучий зверь живет в лесу. Он питается…

Это огромное бурое животное…. Оно…)

- Пишем самостоятельно вступление, не читаем.

- О чем мы будем писать основной части? (Будем вставлять загадку о медведе.)

- О чем напишем в заключении? (Об охране. Люди, берегите природу! Охраняйте медведей! Не убивайте зверей зря!)

Численность медведей сокращается, 5 видов занесены в Красную книгу (Показываю картинки медведей).

- Пишем самостоятельно.

- Напишем самостоятельно заголовок.

(Варианты заголовков для учителя:

Лесной хозяин, бурый великан, косолапый зверь. Топтыгин).

8. Чтение сочинений (5-6 человек), анализ написанного.

9. Итог урока.

- Чему мы учились сегодня на уроке? Понравилась ли Вам сегодняшняя работа?

- В каком округе мы живем? (Южное Медведково) Почему он так назван? По одной версии в 15-16 веках здесь было село. Первым его владельцем был князь Пожарский Василий Федорович по прозвищу “медведь”. А по второй версии в лесах водилось много медведей.

Оформление доски. (Приложение)