Тип урока: Урок комплексного применения ЗУН.
Цели:
- Развивать словарный запас учащихся, упражнять в подборе и использовании близких по значению слов-синонимов.
- Показать, что признаки предмета отбираются и раскрываются в описании в зависимости от задач и основной мысли текста.
- Учить строить собственные рассуждения по типу объяснений: обобщение, доказательство; овладевать культурой рассуждений в плане речевого поведения.
- Обогащать зрительно-образную память.
- Учить переносить накопленные знания в новую ситуацию, выражать личное отношение к предмету.
- Готовить учащихся к будущей проектной деятельности.
- Создавать на уроке атмосферу сотрудничества, взаимопонимания.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.
1. Сообщение темы урока.
- Ребята, сегодня мы будем на уроке учиться писать сочинение-миниатюру о медведе на основе загадки (Тема записана на доске).
- Кто знает, что такое миниатюра? Какая девочка в сказке была очень миниатюрной? Как называется эта сказка и кто ее написал? Назовите синоним к слову миниатюрный. В советском энциклопедическом словаре написано: “Миниатюра
(с французского) – художественное произведение малых размеров”.
2. Беседа на основе знаний по окружающему миру, полученных после посещения Зоологического музея МГУ.
(Вывешивается картинка бурого медведя).
- Кто такой медведь? Почему он так назван? (Вывешивается табличка со словом “медведь”). Какое это слово? Какие отличительные признаки зверя вы знаете?
Медведи бывают разные. Живут в разных странах и климатических зонах. Мы будем писать про бурого медведя.
- В каких художественных произведениях одним из главных действующих лиц является медведь?
(“Маша и медведь”, “Квартет”, “Теремок”, “Три медведя”, “Маугли”, “Колобок”)
3. Просмотр видеофильма про медведя.
(Серия “Дикая природа”. Борьба за выживание. Русские медведи.)
- Сейчас мы посмотрим отрывок из фильма про бурых медведей, которые живут в России на Дальнем Востоке, на полуострове Камчатка.
Фрагмент видеофильма: “Лосось идет из морей на нерест в реку...
Медведи ловят рыбу…”
4. Работа над загадками.
(Детям было дано домашнее задание – найти к уроку загадки про медведя и принести их в класс.)
- Читаем загадки про медведя, которые Вы приготовили дома (5-6 человек).
Я тоже приготовила Вам загадки, прочитайте их самостоятельно. (У детей на партах лежат листы с загадками).
а)
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
б)
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна.
в)
Сыт бываю только летом,
В дни, когда малину рву,
А полгода без обедов
И без завтраков живу.
г)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
- Как назван в загадках медведь? Подберите синонимы (Синонимы пишу на доске: зверь, он, животное, оно, косолапый, хозяин лесной, Топтыгин, великан).
- Где он живет? Какой он? (Пишу прилагательные на доске: большой, сильный, могучий, огромный, громадный, хищный).
- Что едят медведи? Чем их образ жизни отличается от многих лесных зверей: зайца, волка, белки?
5. Повторение пройденного.
- Из каких частей состоит сочинение? (На доске вырастает из частей домик: вступление, основная часть, заключение).
6. Работа над планом
(По ходу работы пишу план на доске).
1. Вступление (1-2 пр.).
- Где живет зверь?
- Чем питается?
2. Основная часть.
Загадка.
3. Заключение (1-2 пр.).
Охрана животных.
На доске: любит лакомиться или лакомится.
7. Работа в тетрадях. Письмо сочинений.
(Ребята записывают число, сочинение-миниатюра).
- Заголовок не пишем, оставляем место. - У нас будет сочинение-загадки. Слово “медведь” нельзя ни разу употреблять ни в тексте, ни в заголовке. По характерным для этого животного признакам и загадке люди должны будет отгадать, о каком животном идет речь.
- Проговариваем варианты вступлений.
(Этот сильный и могучий зверь живет в лесу. Он питается…
Это огромное бурое животное…. Оно…)
- Пишем самостоятельно вступление, не читаем.
- О чем мы будем писать основной части? (Будем вставлять загадку о медведе.)
- О чем напишем в заключении? (Об охране. Люди, берегите природу! Охраняйте медведей! Не убивайте зверей зря!)
Численность медведей сокращается, 5 видов занесены в Красную книгу (Показываю картинки медведей).
- Пишем самостоятельно.
- Напишем самостоятельно заголовок.
(Варианты заголовков для учителя:
Лесной хозяин, бурый великан, косолапый зверь. Топтыгин).
8. Чтение сочинений (5-6 человек), анализ написанного.
9. Итог урока.
- Чему мы учились сегодня на уроке? Понравилась ли Вам сегодняшняя работа?
- В каком округе мы живем? (Южное Медведково) Почему он так назван? По одной версии в 15-16 веках здесь было село. Первым его владельцем был князь Пожарский Василий Федорович по прозвищу “медведь”. А по второй версии в лесах водилось много медведей.
Оформление доски. (Приложение)