Организация экстерната в гимназии

Разделы: Администрирование школы


В начале 2007/2008 учебного года к администрации нашей гимназии обратилась мама учащегося 8-го класса с просьбой перевести ее ребенка на другую форму обучения для возможности получения неполного среднего образования в конце данного учебного года, так как на следующий год у ребенка не будет возможности поступить в театральное училище (не будет набора в 10-е классы). Административная команда гимназии обратилась к закону РФ "Об образовании" (ст. 10 "Формы получения образования"), где определены различные формы получения образования, в т. ч. в форма экстерната. В целях совершенствования организации получения гражданами Российской Федерации общего образования в форме экстерната Минобразование России разработало Положение о получении общего образования в форме экстерната, утв. приказом Минобразования России от 23.06.00 № 1884 (с изм. и доп., утв. приказом Минобразования России от 17.04.01 № 1728). Этот документ определяет порядок получения общего образования в форме экстерната (приложение 1). Согласно данному положению, получение общего образования в форме экстерната предполагает самостоятельное изучение экстерном общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. Допускается сочетание различных форм получения образования.

Решение о предоставлении гражданам возможности получить общее образования в форме экстерната в конкретном образовательном учреждении принимает его учредитель. Поскольку данная форма обучения оговорена в Уставе гимназии, проанализировав способности учащегося, мы предложили ему и его родителям форму обучения – экстернат. Так как на начало учебного года ребенок являлся учеником гимназии, поэтому на его обучение были выделены средства как на учащегося, обучающегося по классно-урочной системе. В силу того, что экстерн в гимназии один, среди педагогического коллектива, надо отдать ему должное за понимание ситуации, не возник вопрос дополнительной оплаты.

На основе положения об экстернате (Приложение 1) мною было разработано положение об экстернате в гимназии. Законных представителей ребенка ознакомили с положением, мама написала заявление. На основании заявления и приказа директора я провела малый педсовет с педагогами, работающими в 8, 9 классах по вопросу организации обучения учащегося в форме экстерната. На педсовете коллеги ознакомились с заявлением, выслушали доводы классного руководителя и администрации и решили дать согласие на перевод учащегося на форму обучения – экстернат. Ему разрешили посещать учебные занятия с учащимися 8 класса, записав его в журнал одного из классов с пометкой экстерн, для выставления текущих оценок. На педсовете были определены возможные формы аттестации по предметам: тематический контроль, тематические контрольные работы, собеседование, годовая контрольная работа, лабораторные работы, проектная деятельность, тестирование, реферат. Оговорен предварительный график промежуточной аттестации за полный курс 8 класса. Было учтено, что количество экзаменов на должно превышать 12, такие предметы как трудовое обучение, музыка, искусство и физическая культура на аттестацию в виде экзамена не выносились. Мною были разработаны следующие формы документов: ведомость промежуточной аттестации (Приложение 2), в которой педагог аттестует экстерна по основным темам курса, график консультаций (Приложение 3). Педагог совместно с экстерном составляет график консультаций, фиксируются темы работы. Если педагог не имеет возможности консультировать, то экстерн не имеет право требовать консультации согласно положению об экстернате в гимназии, экзаменационный протокол (Приложение 4). Все документы по экстернату были выделены в отдельное делопроизводство.

По заявлению мамы о предоставлении возможности ее сыну прохождения промежуточной аттестации за 8 класс были изданы приказы о допуске к промежуточной аттестации и о порядке проведения промежуточной аттестации экстерна. По окончании срока промежуточной аттестации все оценки выставлены в справку о промежуточной аттестации (Приложение 5), по решению педсовета на основании итогов промежуточной аттестации учащегося перевели в 9 класс с III четверти 2007/2008 учебного года. Издан приказ о переводе в 9 класс, решением малого педсовета экстерну разрешено посещать классно-урочные занятия, определены формы и сроки аттестации по каждому предмету. По окончании данного учебного года планируем успешно вывести его на итоговую аттестацию за курс неполного среднего образования.

В завершении хотелось бы отметить следующее, что форма обучения экстернат накладывает огромную ответственность и на учащегося, и на его родителей, и на педагогический коллектив, и на администрацию образовательного учреждения. Учащийся и его родители должны осознавать ту степень нагрузки, которая ложится на плечи их ребенка, и оказывать реальную помощь в реализации прав ребенка на получение среднего образования.