Цели:
- учить правильно писать сочетания жи–ши, цы–ци;
- дать общее представление о написании мягкого знака в словах, обозначающих действие предмета и оканчивающихся на букву ш;
- работать над развитием орфографической зоркости.
Оборудование: Мультимедиа проектор, слайды, экран, ПК. (Приложение)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Какую тему начали изучать на предыдущем уроке? (Правописание твердых и мягких согласных, сочетаний жи–ши)
- Что нужно делать, чтобы не допускать ошибок при написании сочетаний жи–ши? (Больше тренироваться в их написании)
2. Чистописание. Постановка темы урока. (Демонстрация на экране)
Правописание слов с сочетаниями жи (-ши), цы( -ци).
Характеристика букв п, т, ш.
Написание на свободной строчке: шипишь, пилишь, смешишь.
- Что общего у этих слов? (Оканчиваются на -шь)
- Что обозначают эти слова? (Действие)
- После какой буквы написан мягкий знак? Кто сделает вывод? (Дети делают вывод самостоятельно, идет демонстрация на слайдах)
Комментированная запись предложения с одновременной записью в тетрадях. (Слайд с изображением птицы и птенцов.) Дети составляют предложения по картинке. На экране появляется предложение:
У птицы вывелись птенцы.
Первый ученик.
- Первое слово в предложении пишу с заглавной буквы, пишу У, слова в предложении пишутся отдельно, пишу птицы, пишу – п , пишу – ти после т пишу гласную и, пишу цы – после ц пишу гласную ы. Я знаю правило: на конце слова, после ц пишется буква ы.
Второй ученик.
- Следующее слово пишу отдельно с маленькой буквы. Пишу по – после п пишу гласную о, пишу гласную я, пишу ви после в пишу гласную – и, пишу ли после л – пишу гласную и, пишу замочек с с мягким знаком.
Третий ученик.
- Следующее слово пишу отдельно с маленькой буквы птенцы. Пишу – п, пишу – те после т, пишу гласную е, пишу замочек н , пишу цы – после ц – пишу гласную ы.
Я знаю правило:
На конце слова, после ц пишется буква ы. В конце предложения ставлю точку.
- Почему после буквы ц написали ы? (Дети формулируют правило, идет демонстрация слайда.)
Задания:
- Поставить ударение в словах предложения (самостоятельно). Проверить проговариванием.
- Подчеркнуть мягкие согласные. Назвать звуки, перед которыми согласные произносятся мягко.
- Подчеркнуть главные члены предложения, пользуясь опорными схемами. (Демонстрация на слайдах опорных схем. Какие слова обозначают предметы, действия предметов?)
Ученик.
- В предложении говорится о птенцах. Слово птенцы обозначает название предмета.
Учитель: Докажите по схеме.
Ученик: Слова, отвечающие на вопросы кто это? что это? Обозначают названия предметов. Подчеркиваем одной чертой. Слова, которые обозначают названия предмета, называются именами существительными.
Ученик: Слово появились, обозначает название действие предметов.
Учитель.
- Докажите по схеме.
Ученик доказывает.
- Слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают?, обозначают действия предметов. Это слово подчеркиваем двумя чертами. Слова, которые обозначают действия предметов, называются глаголами.
3 . Работа по теме урока.
1. Словарная работа. Комментированная запись словарных слов с одновременной записью в тетрадях. Демонстрация слайдов.
а) Карандаши, машина, жираф, пассажир.
Ученик:
- Пишу слово карандаши. Пишу ка – после к – пишу гласную а, пишу ра – после р – пишу гласную а, пишу замочек н, пишу да, пеосле д – пишу гласную а, пишу ши, после ш пишу гласную и. Я знаю правило: жи–ши, пиши с буквой и.
В слове карандаши ударение падает на третий слог - ши. Запоминаем безударную гласную а в слоге ка (подчеркнуть а). Запоминаем безударную гласную а в слоге -ран и в слоге -да (подчеркнуть а) и т.д.
- Какие орфограммы спрятаны в словах? (Непроизносимые безударные гласные. Словарные слова, сочетания жи–ши.)
б) Вершина, держи, моржи, лежит, тишина, стрижи.
– Какие орфограммы спрятаны в словах? (Слова с безударной гласной в корне, сочетания жи–ши)
(Демонстрация слайдов)
Хоть я и безударный гласный,
С ошибками я не согласный.
Не смогу сдержать протеста,
Если ставят не на место.
г) Работа с компьютером и с тестами. (Одна группа садится за компьютеры , выполняет задание на оценку, а вторая группа работает с тестами на местах.)
Вставить пропущенные буквы:
Ц.нк, ц.новка, птенц., принц., ц.корий, ц.фры, пальц., пяльц. (объяснение значение слов).
(На оценку)
4. Работа с учебником на стр. 122–124.
Упр. 159. Выписать все слова с сочетаниями жи–ши.
5. Физкультминутка
Мы топаем ногами
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
6. Продолжение работы.
1. Упражнение 160 – повторить ед. мн. число.
Упр. 161 – самостоятельная работа (c помощью слайдов, на оценку).
Придумайте еще слова, обозначающие действие предмета и оканчивающихся на -шь (летишь, свистишь, шипишь, зашиваешь, обжигаешь).
7. Итоги урока:
- Почему жи–ши пишем с буквой и?
Домашнее задание: упр. 163, стр. 125.