Советы начинающему учителю химии

Разделы: Общепедагогические технологии


Учителю, начинающему свою педагогическую деятельность, очень важно использовать в своей работе опыт учителей-практиков, знать, как они достигали высоких результатов своего труда, что является наиболее характерным и поучительным в их работе. Когда я начинала свою педагогическую деятельность после окончания Томского государственного педагогического института и стала выписывать методические журналы, очень хорошо помню статью П.А.Глориозова в журнале “Химия и школа” за 1972 год “О некоторых условиях успешной работы учителя химии”. Мне она очень помогла, определила задачи, которые нужно решать, принципы, которыми надо руководствоваться. И вот прошла большая жизнь, мой педагогический стаж 40 лет. Что я смогла выполнить из заветов выдающегося учителя, какой опыт приобрела, чем могу поделиться с начинающими педагогами нового поколения?

Каждый год, получая новых учеников, ставлю вопрос: “Кого я буду учить?” Обязательно расспрашиваю классного руководителя о его подопечных, предыдущих классных руководителей, разговариваю с учителями математики, физики об успехах обучающихся. Лишь после этого, определяю, как учить. Опыт показывает, что осуществление индивидуального подхода к обучающимся способствует повышению эффективности урока. Чтобы определить подход к каждому, большое внимание уделяю изучению детей. Наблюдаю за ними в процессе урока, при выполнении ими различного вида самостоятельных, практических работ, провожу индивидуальные беседы, анкетирование.

Анкетирование провожу обычно в конце первой учебной четверти и в конце года на последнем уроке выпускников школы. Для новых учеников вопросы следующие:

  1. Как ты оцениваешь свои способности?
  2. Когда лучше усваиваешь материал:
    а) при повторном объяснении учителя, товарища;
    б) при чтении параграфа;
    в) в ходе самостоятельной работы по учебнику;
    г) при непосредственном активном участии в разборе изучаемого материала?
  3. Сколько времени в среднем тратишь на подготовку домашнего задания по химии?
  4. Какая часть домашнего задания для тебя наиболее сложная: теоретическая, расчетная?
  5. Есть ли у тебя, по твоему мнению, пробелы в знаниях по химии. Если есть, то по каким вопросам?
  6. Как будешь ликвидировать эти пробелы: с помощью учителя, консультантов-учеников, самостоятельно?
  7. Все ли тебя удовлетворяет в преподавании химии учителем? Если нет, то что бы ты предложил для глубокого усвоения материала?

Большое значение уделяю систематичности оценки знаний учащихся. Практика показывает, что интерес к предмету будет в том случае, если работа учащихся не остается без внимания со стороны учителя. Каждую письменную работу нужно проверять своевременно и объявлять оценки на следующем уроке. Обязательно веду особую тетрадь или отвожу раздел в тетради планов уроков, где на каждый класс ведется ведомость учета знаний, в которой предусматриваю виды учебной деятельности на уроке:

  1. Фамилия, имя ученика
  2. Выполнение домашнего задания
  3. Решение расчетных задач
  4. Решение экспериментальных задач
  5. Выполнение самостоятельных творческих заданий
  6. Дополнение к ответам одноклассников
  7. Активность при изучении новой темы
  8. Оценки контрольных, самостоятельных, практических работ

Итоги работы учеников подвожу систематически, выставляю положительные оценки в журнал, указываю на недостатки, предоставляю информацию на родительское собрание. При решении экспериментальных задач ученикам, с трудом усваивающим материал, предлагаю план выполнения задания на карточках.

Чем слабее класс – тем более четкой и консервативной должна быть структура урока. Напротив, если класс уверенно усваивает материал – смелее экспериментируйте. Составляя план урока, полезно иметь перед собой контрольные вопросы. Такой список лежал на моем столе постоянно, пока вопросы к себе не стали привычкой. Во-первых, цель урока. Но надо различать: есть цель (ради чего, зачем дается урок) и педагогическая цель (чего хочет добиться учитель на уроке). Это не одно и тоже.

Следующий вопрос – что должно остаться в памяти детей после урока? Что им пригодится на следующем уроке, что – через год, что надо запомнить на всю жизнь?

Как связан данный урок с базовыми знаниями по вашему предмету и с другими предметами?

В какие моменты урока дети включаются в активную деятельность, что они должны делать?

Как и когда вы повторите материал этого и предыдущих уроков?

Какой реквизит нужен вам на уроке?

Что приготовлено в качестве резервного материала, если вы придете к финишу за пять минут до звонка? Малейшая ваша заминка будет подмечена детьми и вряд ли прибавит вам авторитета. Не спасают предложения посидеть пять минут спокойно или решить первую попавшуюся задачу. Интересная дополнительная информация по теме, игра помогут вам с достоинством завершить урок.

Вы избавите себя от многих трудностей и сэкономите свое время, если будете планировать не отдельные уроки, а всю тему. Полезно одну из тем проработать в каникулы. Какую? Только не первую! После отдыха вы работаете достаточно эффективно. Приготовьте тему на тот момент, когда вы почувствуете усталость. Важно согласовать разработку темы с уровнем подготовленности учеников, особенно если он различен в параллельных классах. Основные знания во всех случаях обязательны, а примеры и задачи подбираются с разной степенью сложности. Неплохо подготовить список базовых вопросов (самое главное) по теме и дать его ученикам. Время от времени вы будете вспоминать эти вопросы.

Важнейшей задачей учителя является совершенствование организации и методики проведения урока. Это достигается большим кропотливым трудом, состоящим в тщательном продумывании каждого своего слова, каждого действия, которое будет совершено на уроке. Особенно большое внимание нужно уделять подготовке к урокам в первые годы педагогической деятельности. С накоплением опыта она потребует меньше сил и времени, хотя подготовка к урокам всегда должна находиться в центре внимания учителя.

Обязательно нужно составлять письменные планы и конспекты уроков. При одном продумывании урока учитель не сможет учесть всех деталей, а когда он начнет фиксировать свои мысли на бумаге, перед ним ясно станут все проблемы. Письменный план урока дисциплинирует учителя, позволяет более уверенно вести урок, последовательно переходя от одного этапа к другому. Конспекты уроков, усовершенствованные учителем в течение нескольких лет, становятся его ценным багажом. Удобнее конспекты уроков писать отдельно по каждой теме в отдельной папке. Учебные планы со временем меняются, какие-то темы сокращают, какие-то убирают вовсе, что-то новое включают и отдельную тему заменить, отредактировать, внести дополнения проще, чем переписывать годовые конспекты.

Варианты заданий для контрольных письменных работ, проверочных, самостоятельных, срезы, тесты для каждого класса писала на отдельных карточках, хранила в конвертах и использовала в течение нескольких лет. В настоящее время тексы заданий набираю на компьютере (формат А-4) и храню в папках.

Очень важно достичь взаимопонимания с учащимися, оно является решающим в деятельности учителя. Какими бы хорошими ни были знания учителя, как бы ни была высока его методическая подготовка, все будет невостребованным, если не будут достигнуты между учителем и учащимися правильные взаимоотношения, не будет создан авторитет учителя.

Ученики всегда чувствуют, как мы относимся к работе, если они видят, что мы в чем-то фальшивим, они нам этого не простят. Если ты любишь свое дело, выкладываешься на каждом уроке, то они не останутся безразличными. Все зависит от поведения учителя. Некоторые думают, если они с учениками запанибрата, то успех обеспечен. Это неправильно. Я думаю, что учитель должен быть честным и справедливым человеком. Он должен иметь мужество извиниться перед учеником, если он не прав.

Большую роль в создании авторитета учителя играет его личный пример. Внешняя подтянутость, аккуратность, добросовестное отношение к работе, тактичное общение с учащимися, принципиальность, отличное знание предмета, культура речи – вот те качества, которыми должен обладать учитель.

От авторитета учителя в значительной степени зависит поведение учащихся на уроках. Правда, хорошая дисциплина на уроках зависит и от качества проведения урока, вовлечения всех учащихся класса в работу. Учителю нужно научиться на уроке видеть всех учащихся одновременно и прямым и боковым зрением. В выработке навыков поведения учащихся большую роль играет систематическое требование со стороны учителя выполнять установленные правила. Добиться этого можно двумя способами: разъяснением и принуждением. Учитель не должен оставлять ни одного проступка учащихся без замечания.

Особенность преподавания химии состоит в применении на уроках химического эксперимента. Нельзя добиться конкретных и осознанных знаний учащихся по химии без применения демонстрационных, лабораторных опытов, практических работ. Для широкого применения химического эксперимента на уроках непременными условиями являются: необходимое лабораторное оборудование и овладение учителем техникой и методикой химического эксперимента. Решение этих двух задач должно быть главным в работе учителя с первого же года его педагогической деятельности. В основном, все лабораторное оборудование в школах сохранилось с советских времен, ни реактивы, ни приборы, начиная с 90-х годов, в учреждения централизованно не поступали. Учителя, чтобы провести все необходимые опыты, вынуждены просить родителей принести реактивы с работы, покупают их в аптеках, хозяйственных магазинах, обмениваются с другими образовательными учреждениями.

Безукоризненное выполнение учителем демонстрационных опытов зависит от тщательной отработки техники проведения каждого опыта при подготовке учителя к уроку. Обязательно нужно проверить идет опыт или нет до урока, тщательно ли лаборант приготовил реактивы, нужной ли концентрации? Если опыт не удается, то его не следует демонстрировать на уроке, а провести позднее, когда он будет окончательно отработан.

После проведения каждого опыта - демонстрационного, лабораторного, практической работы с первых же уроков химии нужно приучить учащихся видеть за внешними явлениями химического процесса внутреннее изменение веществ. Каждый химический процесс должен быть объяснен в свете теории строения вещества.

Важной задачей учителя химии является организация внеклассной работы учащихся по предмету с целью удовлетворения их интересов, выходящих за рамки школьного урока. С первых уроков 8 класса у учащихся появляется интерес к химии. Она привлекает их многим. Это и новизна предмета и большая практическая польза химии, и эффективность опытов, и возможность их выполнения на уроке и дома.

Внеклассная работа во многом способствует и тому, что увлечение учащихся химией не гаснет с годами. С целью развития и поддержания интереса учащихся к химии учителю необходимо выработать систему внеклассных мероприятий, которые охватывали бы учащихся 8-10 классов. В первую очередь это массовые внеклассные мероприятия – недели химии, вечера, конференции, химические турниры, КВН, спектакли, игры, олимпиады.

Почти на всех массовых мероприятиях по химии используются занимательные опыты. Эти опыты должны не только вызывать интерес к наблюдаемому явлению, но и послужить отправным началом к раскрытию тайн природы, привитию интереса к предмету. Наблюдаемые явления учащиеся должны понимать, каждый опыт нужно объяснять и только при этом можно добиться глубоких, а не формальных знаний.

Рецепты, методики проведения опытов могут быть заимствованы из различных пособий. Так как я интересовалась занимательными опытами по химии с первого курса института, данных пособий скопилось большое количество.

При демонстрации занимательных опытов большое значение имеет чистота приборов, сосудов, реактивов, оформление опытов, действия демонстратора. Спокойные и уверенные манипуляции – залог успеха во время опыта, а они вырабатываются при неоднократном повторении. Главное в работе – это осторожность, уверенность, продуманность всех действий. При непродуманном выполнении даже самый простой опыт может стать опасным. Поэтому перед каждым опытом следует повторить и освоить правило техники безопасности.

Наиболее популярные занимательные опыты у учащихся: буран под стеклом, несгораемый платок, волшебная палочка, фейерверк в стакане, кровь без раны, окрашивание пламени, вулкан на столе, берлинская лазурь, чертов палец, взрыв гремучей смеси.

И закончить свою работу я бы хотела призывом к начинающим учителям заботиться о росте педагогической квалификации, которая тесно связана с выполнением всякого рода поручений методического характера. Подготовка докладов, составление методических разработок по отдельным темам заставляют учителя глубоко продумать опыт своей работы, проанализировать его, увидеть положительное и отрицательное, наметить пути дальнейшего совершенствования своего труда.

Нужно всю жизнь учиться и учиться. Учителю нельзя завоевать авторитет у детей, если нет достаточных знаний. Дети сразу почувствуют слабость знаний учителя и не будут уважать его. Дети очень пытливы, они задают вопросы, выходящие за рамки школьной программы, и учитель должен быть всегда готовым удовлетворить их запросы. А для этого ему нужно читать научную литературу, журналы, освещающие новейшие достижения науки и техники, посещать семинары, проходить переподготовку на курсах.