Люди, достигающие успеха в мире,– это
те люди,
которые встают и ищут нужный им случай .
Б. Шоу.
От чего зависит успешность человека в жизни?
Этот вопрос волнует психологов, родителей,
педагогов. Можно вспомнить исторические и
бытовые примеры, выстроить иерархию факторов
успеха. Деньги? Здоровье? Образование?
Несомненно. Но все эти факторы приведут к успеху
только тогда, когда у человека есть цель,
красивая идея и, безусловно, когда он умеет
решать задачи. Речь идет об открытых задачах –
профессиональных, бытовых, психологических.
Творческий человек увидит эти задачи там, где
другой увидит только неудачу. Если посмотреть на
мир открытыми глазами, тогда он предстанет перед
нами, как одна бесконечная задача жизни, которую
надо решить.
Исходя из этого, моя миссия заключается
в том, чтобы перейти от ученика
ориентированного на усвоение знаний к ученику
саморазвивающемуся, способному к самореализации
и самоопределению.
Опираясь на вышесказанное, определяю цель своей
работы:
Создание условий для самореализации школьников путем формирования коллективного субъекта учебной деятельности
На основе этого ставлю перед собой задачи:
- определить приоритетные направления в формировании и развитии ключевых компетенций;
- внедрить в практику систему работы по развитию ключевых компетенций;
- осуществлять мониторинг, на основании которого планировать дальнейшую деятельность.
В современном образовании одним из условий достижения успеха считается высокий уровень сформированности компетенций. В своей деятельности ориентируюсь на формирование следующих ключевых компетенций:
- ценностно-смысловой;
- учебно-познавательной;
- информационной;
- коммуникативной.
Чаще всего, достижение данной цели в рамках
фронтальной формы организации учебного процесса
практически невозможно. Такая организация
образовательного процесса имеет ряд
недостатков, которые хорошо известны каждому
педагогу: затруднение ученика в понимании
педагога и одноклассников, активность лидеров на
уроке и пассивность других, минимальная речевая
активность ребенка. Дети находятся в ситуации
взаимодействия учитель – ученик, где учитель
является непререкаемым лидером, авторитетом,
источником информации, если не считать учебника.
Учеба не содержит делового общения.
Работая по программе «Школа 2100», организую
деятельность детей, таким образом, чтобы они
овладели приемами и навыками учебного
сотрудничества:
- умение регулировать конфликты, переводя их из эмоционально- личностного в содержательно предметный план;
- умение понять точку зрения другого, содержательно оценить достоинства и недостатки действий и суждений своих одноклассников по совместной работе;
- умение скоординировать разные точки зрения и достигнуть общего результата.
При такой организации учебного процесса у
каждого ребенка возникает стремление, при
открытии новых знаний опираться не только на
свой собственный опыт, но и привлекать для этого
опыт других. Поэтому он старается вступать в
коммуникацию со своими сверстниками.
Учебное сотрудничество, по определению
М.С.Соловейчик, – особая форма отношений ребенка
и взрослого, необходимая для полноценного
усвоения творческих понятий. Поэтому я ставлю
перед собой задачу не столько доступно объяснить
ребенку новое понятие, сколько создать такую
учебную ситуацию на уроке, когда у ребенка
возникает потребность в освоении этих знаний,
когда ребенок стоит на грани между знанием и
незнанием. Именно в этот момент моя задача
организовать сотрудничество детей, где в
результате диалога, создаются новые знания.
Создание такого диалога способствует развитию
мышления. Мышление помогает реализовать
потенциал ребенка, производить новые знания,
прогнозировать, принимать решения.
Психолог А.В.Брушлинский определяет мышление как
неразрывно связанный с речью психологический
процесс.
М.М.Бахтин писал: «Истина не рождается в голове
отдельного человека, она рождается между людьми,
совместно ищущими истину, в процессе диалога.»
Основной формой и приемами учебного
сотрудничества выбираю работу в группах, парах,
учебно-мозговой штурм, внедряю специальные
формы, методы, приемы:
- создание ситуации успеха;
- создание ситуации «интеллектуального конфликта», которая приводит к постановке учебной задачи;
- использую идею Ш.А. Амонашвилли «рассеянный учитель», намеренно делаю ошибки на доске, имитирую интерес к известной мне информации, как к новой, неизвестной, значимой;
- использую прием «лови ошибку», «ловушки»;
- постановку проблемных вопросов.
Выступая, в качестве партнера, помощника, помогаю налаживать коммуникативные отношения внутри группы, учу детей:
- вести разговор с собеседником;
- слушать и слышать друг друга;
- высказывать кратко и четко свои мысли;
- аргументировано критиковать мнение другого, что позволяет формировать коммуникативную компетенцию.
Это перспективные формы и приемы учебной
деятельности способствуют реализации
индивидуального дифференцированного подхода. На
мой взгляд, именно использование коллективно-распределенной
формы учебной деятельности помогает учащимся не
«плыть по течению в океане знаний», не
довольствоваться общепринятыми нормами и
стандартами, а развивать свою учебную
деятельность. Эта форма работы позволяет даже
слабоуспевающему ученику почувствовать свою
значимость, сопричастность к происходящему.
В процессе работы в группах, возникает много
интересных идей. Считаю важным научить детей
подобрать как можно больше решений проблемы,
критически рассмотрев предложенные варианты,
вычленить из каждого рациональное зерно. Таким
образом, задача каждого ребенка не в том, чтобы
сделать это вместе, а в том, чтобы познать это
вместе, чтобы каждый участник группы овладел
необходимыми учебными знаниями и умениями.
Благодаря этому повышается уровень развития
учебно-познавательной, информационной
компетенции.
В процессе этой работы, учу детей планировать и
контролировать свою деятельность, предвидеть
результаты своих действий и соотносить их с тем,
что требуется. Это формирует устойчивую привычку
добиваться своего, достигать запланированного
результата, преодолевая трудности. На мой взгляд,
такие дети будут успешными.
Главным считаю – научить детей осознанию того, что они делают, что с ними происходит. Для этого отслеживаю такие параметры:
- умение вести разговор с собеседником;
- умение слушать и слышать друг друга;
- умение высказывать свои мысли;
- умение аргументировано критиковать мнение другого;
Для того, чтобы управлять процессом обучения важно иметь четкую и объективную информацию о текущем состоянии учебного процесса. Такую информацию получаю через регулярно проводимые мониторинговые исследования, которые позволяют получить реальную картину качества знаний учащихся, показывают общую картину действий всех факторов, влияющих на обучение.
Ф.И.О |
Слушал |
Аргументировано критиковал |
Предлагал идеи |
Доказывал |
||||||||||||
Баллы / % | Баллы / % |
Баллы / % |
Баллы / % |
|||||||||||||
Бражник А. | 1б | 33% | 2б | 67 | 2б | 67 | 3б | 100 | 2б | 67 | 3б | 100 | 1б | 33 | 2б | 67 |
Королев П. | 1б | 33% | 2б | 67 | 2б | 67 | 3б | 100 | 1б | 33 | 1б | 33 | 1б | 33 | 2б | 67 |
Хамрвев С. | 2б | 67% | 2б | 67 | 1б | 33 | 2б | 67 | 2б | 67 | 3б | 100 | 1б | 33 | 1б | 33 |
Корепанов С. | 2б | 67% | 3б | 100 | 2б | 67 | 3б | 100 | 2б | 67 | 3б | 100 | 2б | 67 | 3б | 100 |
Залогом успеха на уроке, считаю обеспечение
благоприятной атмосферы. Созданные на уроке
ситуации успеха, дают положительный результат.
Включаясь в коллективную деятельность,
самостоятельно открывая новые знания, понятия,
дети переживают состояние радости,
удовлетворение от того, что результат, к которому
стремились, совпал с уровнем надежд, а, может
быть, даже превзошел ожидания. У ребенка
складывается ощущение, что его вклад был
незаменим.
По словам Н.Е. Шуркова «ситуация успеха – некий
взлет для человека своеобразный прыжок на
ступень выше в своем личностном развитии»
Шагая по жизни, приходится переживать разные
моменты: счастье, радость, успех и неудачи. Важно
научить детей не пасовать перед трудностями,
поражениями, не бояться ошибок, а наоборот,
проанализировав их, самостоятельно изменить
ситуацию.
Если вернуться к словам Б.Шоу, то мне бы хотелось,
чтобы мои воспитанники не пропустили такой
случай, который позволил бы им достичь успеха в
жизни.