С 2000 года в Норильском промышленном регионе резко возросло количество переселенцев из стран кавказского региона. Наша школа находится в районе компактного поселения азербайджанской диаспоры. По этой причине резко возросло количество двуязычных детей в школе. В зависимости от того, каким уровнем знаний владеют приехавшие в Россию дети, они распределяются по разным классам, начиная с первого. Даже если ребенок отучился 2-3 класса в Азербайджане, но не знает русский язык, ему приходится начинать свое обучение с 1 класса. Поэтому в 1-2 классе могут обучаться дети, которым и 9-10 лет.
Начальный период овладения русским языком детьми кавказской национальности должен включать в себя все основные, традиционные для данного этапа обучения, ступени:
- предварительный курс (формирование навыков устной речи);
- обучение грамоте (первоначальное формирование навыков чтения и письма), развитие речи;
- чтение, развитие устной и письменной речи.
Педагогическим коллективом накоплен большой опыт по работе с учащимися-билингвистами.
Психолого-педагогическое сопровождение с детьми- билингвистами строится в соответствии с образовательными потребностями, а также социокультурными условиями жизни и воспитании. Основная работа с детьми-билингвистами строится в начальной школе. В тесном контакте работают учителя, психолог и логопед. С младшими школьниками работать легче. Дети привыкают к коллективной деятельности, к школе, приобретают элементарные навыки общения на русском языке и корректного поведения в типичных ситуациях, усваивают основные элементы русской культуры (“фоновые знания”), известные большинству российских детей этой возрастной группы и лежащие в основе построения учебных курсов по всем предметам в российской общеобразовательной школе. Малыши легче идут на контакт, не испытывают комплексов и учатся говорить правильно по-русски
Однако следует обратить внимание, что сопровождение не ограничивается только работой с учащимися - билингвистами. Нами разработана модель сопровождения учащихся начальной школы, педагогов, родителей.
Важна работа не только специалистов, а всех участников образовательного процесса, в первую очередь учителя. Психолог и логопед дают рекомендации учителю по особенностям работы с каждым ребенком. А основная нагрузка по воспитанию, социализации, обучению лежит на учителе. В этом помогает воспитатель группы продленного дня. Практически все дети, не говорящие по-русски, в 1 классе остаются в группе продленного дня, где идет развитие детей через часы творчества. Помимо этого мы стараемся привлечь детей в спортивные секции.
Модель сопровождения детей-билингвистов.
Психолог | Учитель | Логопед | Соц. педагог | Воспитатель ГПД |
Диагностический этап сопровождения | ||||
Диагностика актуального уровня развития, готовности к школьному обучению | Сбор информации о педагогических аспектах статуса школьника | Диагностика речи учащихся | Сбор информации о социальном статусе семей | Знакомство с результатами диагностики |
Коррекционно-развивающий
этап сопровождения 1-3 класс |
||||
Проведение коррекционно-развивающих занятий | Дополнительная индивидуальная работа | Проведение коррекционно-развивающих занятий | Создание банка данных “семья”. Инд. Работа с семьями по необходимости | Вовлечение детей в творческие объединения и секции |
Психолого-педагогическое
сопровождение 4 класс |
||||
Индивидуальная работа по запросам | Дополнительная индивидуальная работа | Индивидуальная работа | Инд. Работа с семьями по необходимости | Вовлечение детей в творческие объединения и секции |
Обследовать состояние психических и речевых процессов таких детей затруднено, так как обследование должно проводиться на родном языке. В процессе обучения дети овладевают русским разговорным языком, и тогда становится возможным логопедическое и психологическое обследование, а также психологическая и логопедическая помощь.
В сентябре-октябре месяце проводится комплексное обследование первоклассников психологом и логопедом. На педагогическом консилиуме определяются общие направления работы, а также дети, требующие повышенного внимания.
Психолог определяет уровень подготовленности детей к обучению в 1 классе.
Логопед проводит обследование речи учащихся. У двуязычных детей наблюдается развитие речи на бытовом уровне. В школу поступают дети, которые совсем не владеют русским языком, отсюда идут вторичные нарушения (неустойчивость почерка, обилие грамматических ошибок, затруднение в построении самостоятельного высказывания, нарушения техники чтения, наличие стойких специфических ошибок).
После обследования формируются группы, составляется план коррекционной работы.
Коррекционно-развивающая работа психологом направлена на:
- развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения),
- развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, т.е. таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может (умение копировать образец, заданный как в наглядно, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований),
- развитию речи и словарного запаса учащихся
- социализацию учащихся в обществе.
Работа логопеда направлена на развитие речевых и неречевых процессов:
- развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, развитие слогового анализа и синтеза (игры и упражнения для стимуляции слухового внимания);
- расширение словарного запаса, обогащение активного словаря (данный пункт особенно актуален для детей нашего северного региона);
- развитие познавательных процессов (упражнения на развитие устойчивости и переключение внимания, развитие образной и оперативной памяти);
- формирование связной речи (составление рассказа по картинке, по серии сюжетных картинок, по заданному началу и концу и т.д.);
- совершенствование пространственно-временных ориентировок (ориентировка в собственном теле, в окружающем пространстве, на листе бумаги);
- развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки;
- коррекцию и совершенствование графо-моторных навыков и изобразительно-графических способностей (срисовывание фигур (учитывая пропорции), дорисовывание недостающих деталей и т.п.)
Дети-мигранты, вынужденные переселенцы находятся в особо трудных условиях: ребенок отличен от среды своего нового местонахождения своей культурой; он является, как правило, выходцем из малообеспеченных слоев общества, социально незащищен, не знает или плохо знает язык школьной системы, а также психологию, на которую язык опирается.
Для того, чтобы дети-мигранты успешно социализировались необходимо обучать детей взаимодействию и сотрудничеству необходимо сразу же после их появления в школе: это лучший способ избежать формирования и закрепления отрицательных стереотипов, в том числе этнических. В центре внимания должно стоять формирование у детей доброжелательного отношения к другому, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.
Я хочу представить методы коррекционно-развивающей работы с билингвистами из практики своей деятельности.
Пальчиковая гимнастика (Приложение 1)
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной, нормы,
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму; и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Дидактические игры (Приложение 2)
Игры, способствуют формированию самоконтроля, освоение сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности. С помощью дидактических игр можно решать различные коррекционные задачи:
- формирование сотрудничества и овладение способами усвоения общественного опыта;
- развитие ручной моторики;
- сенсорное воспитание;
- развитие речи;
- развитие мышления.
Ценность дидактической игры состоит в том, что сам процесс обучения она делает эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняется интерес к занятиям.
Как правило дети-билингвисты не посещают детский сад, мало общаются с другими детьми до школы, поэтому дети не умеют играть в игры с заданными правилами. Подчинение игровым правилам в контексте роли стимулирует формирование произвольности поведения и деятельности ребенка.
Уроки с использованием ИКТ (Приложение 3)
При планировании коррекционного занятия опираюсь на результаты диагностики учащихся, учитываю индивидуальные и возрастные особенности. Занятия с учащимися, плохо владеющим русским языком направлены, прежде всего, на формирование основ научного языка, на возможность формирования словесно-логического мышления. Поэтому в работе с такими детьми актуальны наглядные методы, которые помогают соотнести знакомые предметы с понятиями.
Использую ИКТ-технологии на занятиях не только как наглядную иллюстрацию материала к уроку, но и как основу для практической деятельности учащихся. Использование мультимедиа мотивирует интерес учащихся. Применение заданий построенных в виде тестов по теме, помогает увидеть результат при опросе пройденного материала.
Данная форма работы - наглядная иллюстрация теоретического материала, безусловно, способствует более эффективному соотнесению детьми-билингвистами предметов с понятиями, существующими в русском языке.
Результатом сопровождения учащихся-билингвистов считаю снижение количества детей с низким уровнем интеллектуального развития. В 3 классе большинство детей, с которыми проводились занятия, дотягивается до среднего уровня. Я считаю, что работа психолога заключается не только в повышении интеллектуального уровня развития, но и в формировании благоприятной психологической обстановки в детском коллективе. Что для нас особенно важно, так в школе обучаются дети разных национальностей.