Конспект урока по русскому языку во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • проследить влияние изучения орфографической теории (правила) на практику письма;
  • определить степен6ь освоения учебного материала учащимися как они действуют по правилу;
  • проверить сформированность умения различать родственные слова;
  • учить находить объект орфографического правила (в слове, в предложении, в тексте);
  • проверить умение выбрать правильно проверочное слово;
  • вызвать интерес к изучаемому правилу;
  • УЧИТЬ ПРЕОДОЛЕВАТЬ ТРУДНОСТИ, РЕШАЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ВОСПИТАТЬ ЧУВСТВО ГОТОВНОСТИ ПРИДТИ НА ПОМОЩЬ ТЕМ, КОМУ ТРУДНО ДАЁТСЯ ПРАВИЛО.

Ход урока.

1.Объявление темы урока. Постановка проблемы перед учащимися.

Ребята, скажите пожалуйста, что такое проблема? (нерешённая задача).

У меня сегодня на уроке проблема – выяснить, всё ли из вас усвоили тему

“Безударные гласные”

Безударные гласный – стоп! Писать опасно!

У вас три проблемы, три орфографические задачи, которые вы должны решить на уроке.

Как найди? Как проверить? Как написать?

А поможет нам в этом игра. Вы любите играть? Будем собирать пирамидку. Итак, начинаем.

2.Минутка чистописания.

Если, в безударной позиции вы слышите звук а, то какие буквы могут быть написаны в слове? (а, о)

Кр.ты, м.сты, дв.ры, д.ма, м.ря.

А а

С.ды, ш.ры, шагал, охр.нял.

  • что общего у слов второй строчки? (безударная гласная буква – о)
  • чем отличаются эти строчки?
  • что общего у слов четвёртой строчки?
  • что у них общего

Как вы проверяете безударные гласные? Вспомните правило.

(Начинаем играть, ставлю первое колечко)

Действительно: Если гласный вызвал вдруг сомнение.

Ты его немедленно поставь под ударение

Ударение над гласным может сделать букву ясной.

3.Чтобы поставить следующее колечко, вы должны увидеть в слове, т.е. найти безударный гласный в с е.

Работаем в парах. У вас на партах листочки. Обсудите, в каком слове допущена ошибка. Напишите оба слова в тетрадь правильно подчеркните безударную гласную.

Проверка.

Молодцы что нашли все допущенные ошибки и исправили их.

( Ставим второе колечко)

4. Чтобы продолжить игру, надо доказать, что вы умеете и слышать и видеть безударные гласные и в слове ив тексте.

Работать будем сообща.

Три человека на местах по карточкам.

Три человека у доски по карточкам, а остальные все вместе. Поведет нас за собой ….. (вызывается один человек к доске писать под диктовку, остальные на местах пишут под диктовку, не подглядывая на доску.)

Страна. Земля. Стрела, сосна,
Гряда, игла, звезда, весна,
Роса, зерно, следы, листок,
Кормушка, озеро, цветок.
Диктанту нашему конец,
Кто не ошибся, молодец.

5. Проверка работающих у доски.

6. В словах вы умеете находить безударные.

А умеете ли вы находить безударные в тексте, на слух?

Приготовьте карточки а-о.

Ищем в тексте слова с безударными гласными а-о.

Часто идут дожди. Плохо без зонта и плаща. На дворе лужи. Тихо кругом. Улетели из садов грачи и дрозды. Вчера они долго кружили, садами и холмами. Весной птицы вернутся домой.

(Ставим следующее кольцо в пирамидку).

7. Я держу в руках следующее колечко. На н. м. написано: Доказать…

А что это значит?

Доказать – это значит проверить.

Открываем учебник, страница 102 , упражнение 123.

(ставим кольцо: ДОКАЗАТЬ)

8. А как же можно проверить безударный гласный, какие есть два пути?

(Изменить слово или подобрать родственное).

Да, ребята, правильно.

Не верь ты всем словам на слух, коль есть в них безударный звук.

Ты их число измени, подскажут гласную они.

-К доске идут два мальчика. Они подбирают проверочные слова путём изменения слова.

Звезда – звёзды, весна-вёсны, ведро-вёдра, бедро –бёдра, метро – (нет).

(Ставим ещё одно колечко у пирамидки)

9. А теперь в соревнование вступают девочки.

Они будут проверять безударную гласную с помощью подбора родственных слов.

Вот тут-то вас и поджидают опасности.

Как-то один мальчик проверил слово “слезинка” словом “слизь”, а девочка слово “слепил словом “липкий”.

А вы бы как проверили?

Таких примеров в русском языке много: очень похожи слова, но они не являются родственными: лето и лётчик, вода и водитель, белый и белка. Они очень похожи но не являются.

Попробуйте не ошибиться. (записывают под диктовку);

Мама отворила дверь. Мальчик поласкал собаку…

( При проверке надо быть очень внимательными и следить, чтобы проверочные слова действительно были родственными)

(Насаживаем ещё одно кольцо-последнее, остаётся только завершить пирамидку.)

10. Делаем ещё одно упражнение из учебника. Страница 103, упражнение 127.

  • Кто изображён на рисунках?
  • Ударный или безударный первый гласный?
  • Какой безударный первый гласный?
  • Какой безударный гласный во всех этих словах?(О)
  • Можно ли проверить правописание этих слов? (Их надо запомнить).
  • Что же делать с ними?
  • Первый вариант пять слов с безударной А из словарика, а второй вариант – с безударной Е.

(Пирамида готова).

11. Осталось только достроить маленькую пирамидку на партах – самостоятельно вставить безударную гласную.

                   

А теперь подведём итог.

  • Какие же из колец показалось вам самым трудным?
  • Какое здесь самое главное?
  • Какое вы считаете решила ли я свою проблему на уроке? А вы?
  • Какая из орфографических задач решаются проще, какая труднее.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.