1. «Действия с многозначными числами».
Цель: закрепить умение производить вычисления с многозначными числами.
Оборудование: проектор. (Приложение 1)
Этапы урока с использованием приложения 1.:
- Устная работа. (Слайд 2) № 192 (б). Указать начало отсчёта и координаты точек А, В, С. На слайде 2 показано как определяются координаты точек.
- Решение упражнений.
Ученикам предлагается решить примеры из №175 (а, в, д) и №182 (б, в, е) в тетрадях. Свои результаты сверяют с таблицей ответов на доске (Слайд 3).
- 1 ряд решает №175 (а): 46200∙2307= 106583400 и №182 (е): 34349:49=701.
- 2 ряд решает №175 (в): 8230∙400=3292000 и №182 (б): 60625:125=485.
- 3 ряд решает №175 (д): 1035∙96=99360 и №182 (в): 166496:32=5203.
С каждого ряда к доске по очереди выходят 2 ученика. Они записывают свое решение, получив ответ, открывают с помощью щелчка мышки соответствующий прямоугольник (предварительно стрелочкой указав на ответ). После решения всех примеров и открыв все части мозаики, ребята видят картинку с изображением морской стихии. (Слайд 3).
Учитель: «Ребята, нас затопило! Для «откачки» воды нам потребуются насосы. Рассмотрим задачу №178».
Читаем условие задачи. В Санкт-Петербурге часты наводнения. Однажды затопило подвал дома на набережной. Из подвала нужно было выкачать воду. Спасатели установили 5 больших и 3 малых насоса. Большой насос выкачивал за 1 час 4537 л, а малый – 2120 л воды через 6 часов вся вода была выкачана. Сколько литров воды скопилось в подвале во время наводнения? После можно показать фотографии насосов (Слайды 4 и 5).
Ученикам предлагается решить задачу с помощью плана. Но в плане перепутан порядок действий. Учащиеся восстанавливают его и проверяют с помощью Слайда 6, решение задачи записывают в тетради.
План | Решение |
Сколько выкачивают 5 больших насосов л/час | 4537 ∙ 5 = 22685 (л/час) |
Сколько выкачивают 3 малых насоса л/час | 2120 ∙ 3 = 6360 (л/час) |
Сколько выкачивают вместе 8 насосов л/час | 22685+6360=29045 (л/час) |
Сколько выкачивают л воды 8 насосов за 6 часов | 29045 ∙ 6 = 174270 (л) |
2. «Прямоугольник».
Цель: ввести понятие «прямоугольник», рассмотреть задачу на нахождение площади фигуры разными способами.
Оборудование: проектор. (Приложение 2)
Этапы урока с использованием приложения 2.
Изучение нового материала. Работа с учебником по рисунку. (Слайд 2).
Ученики отвечают на предложенные вопросы. Слайд 2 позволяет проверить ответы и показать оформление. Для этого необходимо после каждого ответа нажимать клавишу «Ввода».
- Почему прямоугольник получил такое название?
- Как «зовут» этот прямоугольник; можно ли сказать, что это прямоугольник ABDC, DCBA; сколькими способами можно назвать этот прямоугольник?
- Что обозначено буквами а и b?
- Что такое периметр прямоугольника, как его найти?
- Запишите выражение для периметра прямоугольника.
- Что такое диагональ прямоугольника, есть ли она на рисунке?
- Сколько диагоналей у прямоугольника?
- На какие фигуры диагональ разбивает прямоугольник?
- Назовите диагональ, которая не изображена на рисунке.
- Как найти площадь прямоугольника?
- Запишите выражение для площади прямоугольника.
- Запишите выражение для площади треугольника АВС.
Закрепление изученного материала. Решение задачи №194 (а). (Слайды 3 и 4).
С помощью слайда 3 можно увидеть, как нужно разрезать данную фигуру, чтобы определить её площадь. Рассмотрены различные способы вычисления площади данной фигуры: S = S1 + S2 (как сумма площадей двух прямоугольников) и S = S1 - S2 (как разность площадей двух прямоугольников).
На слайде 4 ученики проверяют решение задачи двумя разными способами.
Решение задачи №194 (г) – самостоятельно.
3. «Площадь. Равные фигуры».
Цель: ввести понятие «площадь», «равные фигуры» с помощью проблемных задач; выработать умение применять полученные знания в решении примеров.
Оборудование: Проектор. (Приложение 3)
Этапы урока с использованием приложения 3.
Изучение нового материала. Ввести понятие «площадь», используя рисунок и проблемный вопрос на стр. 58 и слайд 2. При демонстрации слайда 2 можно показать, как уложить внутри фигуры квадраты со стороной, равной единице длины.
Закрепление изученного материала. Решение задачи №196. Ученики отвечают на вопросы, ответы проверяем с помощью слайдов.
- Найти по рисунку равные прямоугольники (Слайд 3).
- Найти по рисунку прямоугольники, имеющие одинаковую площадь. Если фигуры имеют одинаковую площадь, то они равны? (Слайд 4).
- Найти по рисунку прямоугольники, имеющие одинаковый периметр. Если фигуры имеют одинаковый периметр, то они равны? (Слайд 5) Итак,
- Какие фигуры называются равными? (Слайды 6 и 7 позволяют показать ученикам, что равные фигуры при наложении полностью совмещаются).
- Есть ли на рисунке (Слайд 8) равные фигуры? Зарисуйте их в тетрадь.
Проверка знаний. Блицопрос. (Приложение 4)
4.«Формулы».
Цель: расширить знакомство с математическим языком, ввести понятие «формулы»; выработать умение пользоваться правилом вычисления той или иной величины, записанной на математическом языке.
Оборудование: Проектор. (Приложение 5)
Этапы урока с использованием приложения 5.
Изучение нового материала. На уроке математики мы используем особый язык – математический. Это язык чисел, букв, символов, знаков действий, чертежей.
- Как найти площадь прямоугольника? Как записать это предложение на математическом языке? (Слайд 2)
- Как найти периметр прямоугольника? Как записать это предложение на математическом языке? (Слайд 2)
- Как найти путь, если известны скорость и время движения? Как записать это предложение на математическом языке? (Слайд 2)
Эти равенства называются формулами – это правило вычисления той или иной величины, записанное на математическом языке.
Закрепление темы.
Решение и оформление №206 (б) показывает учитель с помощью слайда 3.
Далее ребята выполняют решение №206 (в), 207 (б, в, г), 208(а, г). Свои результаты сверяют с таблицей ответов на доске (Слайд 4).
1 ряд решает №207(б, в).
Р=2(а+b), если а=34 м, b=25 м, то Р=2(34+25)=118 (м);
Р=2(а+b), если а=78м, b=22м, то Р=2(78+22)=200 (м);
2 ряд решает №207(г), 208(а).
Р=2(а+b), если а=154 см, b=146 см, то Р=2(154+146)=600 (см);
s=vt, если v=15 км/ч, t=4 ч, то s=15∙4=60 (км);
3 ряд решает №206(в), 208(г).
S=аb, если а=61 м, b=57 м, то S=61∙57=3477 (м2);
s=vt, если v=26 км/ч, t=7 ч, то s=26∙7=182 (км).
С каждого ряда к доске по очереди выходят 2 ученика. Они записывают свое решение, получив ответ, открывают с помощью щелчка мышки соответствующий прямоугольник в таблице ответов. После решения всех примеров и открыв все части мозаики, ребята видят картинку (Слайд 3).
Решение задачи на повторение №210. (Слайд 4 – проверка решения).
5. «Законы арифметических действий».
Цель: познакомить с переместительным, сочетательным и распределительным законами с помощью проблемных заданий; учить применять законы арифметических действий при выполнении заданий.
Оборудование: Проектор. (Приложение 6)
Этапы урока с использованием приложения 6.
Изучение нового материала. Работа с учебником по рис. 30 и слайдом 2. Ученики отвечают на проблемные вопросы:
Вопросы (Слайд 2) | Ответы демонстрируем на слайде 2 | |
Как можно найти длину данного отрезка? | а+b или b+а | |
Как можно вычислить площадь прямоугольника? | а∙b или b∙а | |
Объясните смысл получившихся равенств. | От перестановки слагаемых (множителей) сумма
(произведение) не меняется. Значит, а+b = b+а и а∙b = b∙а |
|
Это переместительный закон. | ||
Как можно найти длину данного отрезка? | (а+b)+с или а+(b+с) | |
Можно ли утверждать, что для умножения справедлив тот же закон. Запишите его. | (аb)∙с или а∙(bс) | |
Объясните смысл получившихся равенств |
Если к сумме двух слагаемых прибавит третье
слагаемое, то получится то же число, что и от прибавления к первому
слагаемому суммы второго и третьего слагаемых. Аналогично с умножением. Значит, (а+b)+с = а+(b+с) и (а∙b)с = а(b∙с) |
|
Это сочетательный закон | ||
Как можно вычислить площадь прямоугольника? (Слайд 3) | а(b+с) или а∙b+а∙с | |
Объясните смысл получившихся равенств | При умножении числа на сумму можно
умножить это число на каждое слагаемое и полученные результаты сложить. Значит, а(b+с) = а∙b+а∙с |
|
Это распределительный закон. |
Закрепление изученного материала.
Решение №212(а, в, д, ж) и 214(а, в, е). Слайд 4 – ответы.
48+56+52=100+56=156; 56+24+38+62=80+100=180;
25+65+75=100+65=165; 27+123+16+234=150+250=400;
76∙5∙2=76∙10=760; 69∙125∙8=69∙1000=69000; 2∙5∙126∙4∙25=10∙100∙126=126000.
На слайде 4 дана таблица ответов, с которой могут сверяться ученики. Открывая с помощью щелчка мышки части таблицы (предварительно указав стрелочкой на ответ), можно увидеть картину Шишкина «Утро в сосновом бору».
Решение №219. Применение распределительного закона.
6. «Упрощение выражений».
Цель: ввести понятие коэффициента, показать, как упрощаются выражения с помощью распределительного закона; выработать умение по упрощению выражений.
Оборудование: Проектор. (Приложение 7)
Этапы урока с использованием приложения 7.
Изучение нового материала. Работа по слайдам 2 и 3 (вводится понятие коэффициента; даны устные задания на упрощение выражений и приведен образец оформления при упрощении выражений).
Закрепление изученного материала. Разобрать решение №244 и 247.
№ 244. Упростите, если возможно:
17m+5m=22m; 24b+7a–5a=24b+2a; 6a–a=5a;
y–8; 9c+4c–6c=7c; 5+12n–2n=5+10n.
№ 247. Упростите выражение и найдите его значение:
5х+8х=13х, если х=13, то 13х=13∙13=169;
12у-6у=6у, если у=6, то 6у=6∙6=36;
9а+7а=16а, если а=16, то 16∙16=256;
18b-7b=11b, если b=11, то 11b=11∙11=121.
Ученики по очереди выходят к доске и записывают свое решение. Получив ответ, открывают с помощью щелчка мышки соответствующий прямоугольник (Слайд 4). После решения всех заданий и открыв все части мозаики, ребята читают высказывание М. В. Ломоносова «Математику уже затем надо учить, что она ум в порядок приводит».
Слайд 5 – портрет М. В. Ломоносова.
Оставшееся время урока учитель может использовать на решение задач по своему усмотрению.
7. «Упрощение выражений».
Цель: закрепить умение по упрощению выражений, решение уравнений с помощью упрощения левой части.
Оборудование: Проектор. (Приложение 8)
Этап урока с использованием приложения 8.
Закрепление материала. Слайд 2 – образец оформления решения №248 (а, б, в). Найдите значение выражения:
39х-5х-4х+28=30х+28, если х=3, то 30∙3+28=118; если х=5, то 30∙5+28=178;
28у-18у+6у=16у, если у=1, то 16у=16∙1=16; если у=2, то 16у=16∙2=32;
12+15а+24а+5а=12+44а, если а=0, то 12+44а=12+44∙0=12; если а=3, то 12+44∙3=144.
Ученики по очереди выходят к доске и записывают свое решение. Получив ответ, открывают с помощью щелчка мышки соответствующий прямоугольник на слайде 3.
Решив №248(а, б, в) необходимо перейти на слайд 4 (щелчком мышки по управляющей кнопке «№249»). На слайде 4 дан образец оформления решения №249(б):
Б) 2х+4х=30; 6х=30; х=5. Ответ: 5.
После его просмотра – вернуться на слайд 3 с помощью управляющей кнопки «Назад» и решить остальные уравнения №249(в, ж):
В) 4у+2у-у=20; 5у=20; у=4.
Ж) 9х+х-9х=5; 1х=5; х=5.
После решения всех заданий и открыв все части мозаики, ребята читают высказывание французского математика Рене Декарта «Мало иметь хороший ум – главное уметь хорошо его применять».
Слайд 5 – портрет Рене Декарта.
Проверка знаний. Блицопрос. (Приложение 9)
Список литературы:
- И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. Математика – 5. М., «Мнемозина», 2006.
- И. И. Зубарева, М. С. Мильштейн, М. Н. Шанцева. Самостоятельные работы, 5 класс. М., «Мнемозина», 2006.
- Е. Е. Тульчинская. Блицопрос. М., «Мнемозина», 2007.