Урок естествознания "Организм человека. Кожа"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить обучающихся с частями тела человека;
  • дать представление о единстве частей организма;
  • показать значение кожи в жизни человека.

Форма проведения урока: индивидуально-групповая.

Педагогические технологии: информационно-коммуникационные.

Методы:

  • словесный;
  • наглядный;
  • поисковый.

Оборудование:

  • Лупы.
  • Рисунок с видом кожи под микроскопом.
  • Стихотворение С.Михалкова «Как девочка Таня загорала».
  • Бинт, йод, зеленка, вата.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

Сегодня мы начинаем изучение новой большой темы, которая называется «Организм человека и охрана его здоровья».

В 3 классе мы уже говорили о том, надо беречь и укреплять свое здоровье в разное время года. Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек может познать все радости жизни, ему легко работать и учиться.

Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее важным и ценным в жизни: богатство или слава?»

Подумав, он сказал: «Ни богатство, ни слава, не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».

Чтобы правильно заботиться о своем здоровье необходимо знать его строение.

3. Выявление частей тела человека.

- Внимательно посмотрите друг на друга, и скажите, из каких частей состоит тело человека. (голова, туловище, руки, ноги).

- Как одним словом можно назвать руки и ноги человека? (конечности).

Все части тела человека неразрывно связаны между собой, поэтому человек может производить движения и перемещаться в пространстве:

  • При помощи ног он может…… (ходить, бегать, прыгать и т.д.).
  • С помощью рук он……(выполнять самую разнообразную работу).
  • На голове расположены глаза, при помощи которых мы видим, уши, при помощи которых мы слышим. Нос помогает нам различать запаха.
  • Голова расположена на подвижной шее и поэтому мы можем ориентироваться в пространстве, поворачивая голову в разные стороны.
  • В нашем туловище расположены очень важные органы: сердце, легкие, желудок и другие.

4. Знакомство с кожей.

  • Посмотрите на свои руки, лица друг друга и скажите чем покрыто тело человека? (кожным покровом).
  • Возьмите лупу и рассмотрите свою кожу. Что вы увидели? (множество волосков и отверстий).

Эти отверстия получили название – поры.

  • Дома я просила вас провести небольшой опыт со стеклом (Было необходимо взять чистое стекло и приложить к нему различные палец). Что вы увидели в результате этого опыта? (на поверхности кожи выделяется жир).
  • Для чего кожа коже нужен жир? (он смазывает кожу и не дает ей высыхать, делает ее мягкой).
  • Как вы думаете, что еще может выделять кожа через поры? (пот).
  • А в каких случаях выделяется пот? (когда человеку жарко, когда человек волнуется, при большой физической нагрузке).
  • А нужно ли организму выделение пота? Это приносит организму пользу или вред?
  • Выделение пота очень важно для человека. Пот охлаждает тело, благодаря ему тело не перегревается. Вместе с потом из организма выводятся ненужные и вредные для организма человека вещества.

5. Выявление свойств и функций кожи.

  • Положите руку на парту ладонью вниз. Что вы увидели на коже пальцев? (складки).
  • Для чего они нужны? (чтобы натянутая кожа не мешала движению).
  • Погладьте кожу. Какая она? (гладкая, мягкая).
  • Если вы сожмете пальцы в кулак, что станет с кожей? (растянется).

Обобщение ответов обучающихся. По мере ответов на вопросы на доске появляются части таблицы «Свойства кожи».

- Давайте выясним для чего человеку нужна кожа и какие функции она выполняет.

- Очень важна защитная функция кожи, но кроме этого она является органом чувств человека. Кожей мы чувствуем тепло и холод, боль. Это дает возможность избежать ранений, ожогов, обморожений.

6. Гигиена кожи.

Мы уже знаем, что через поры на поверхность кожи выделяется пот и жир, а к ним легко прилипает пыль и грязь.

  • Что происходит с кожей? (она загрязняется).
  • Как нужно поступать в таких случаях? (кожу нужно мыть).
  • Кожу очень важно мыть, т.к. на грязной коже поселяется много микробов, которые могут вызвать болезни кожи и всего организма человека. На 1 смІ грязной кожи насчитывается до 40 тыс. микробов.
  • Как часто нужно мыть руки? (по мере необходимости, после туалета и перед едой - обязательно).
  • А как часто нужно мыть все тело? (не реже одного раза в неделю).
  • Есть специальная наука о здоровье- Гигиена.

7. Правила ухода за кожей.

(зачитываются заранее подготовленным учеником):

  • Не реже одного раза в неделю мой все тело горячей водой с мылом;
  • Ежедневно умывайся утром и вечером;
  • Мой руки после всякого загрязнения;
  • После мытья вытирай кожу насухо;
  • Разумно закаливай тело купанием, обливанием, обтиранием, прогулками;
  • Если кожа сухая или потрескалась, то смажь ее кремом или глицерином;
  • Царапины или мелкие порезы смажь йодом или зеленкой;
  • Если появились зуд или гнойники, то их немедленно нужно показать взрослым и по мере необходимости обратиться к доктору.

8. Болезни кожи.

Ожоги.

Кожа настолько необходима человеку, что если половина всей поверхности тела сильно обожжена, то человек может погибнуть. Поэтому вы понимаете важность осторожного обращения с огнем.

Сыпь.

Может появиться на коже в результате различных заболеваний (аллергия, ветряная оспа, корь и др.).

Воспаление.

Иногда микробы проникают в организм или царапину на коже. В результате появляется прыщик или гнойник.

Солнечный ожог.

Загар – замечательная вещь, если соблюдать меру и не стараться загореть дочерна за один день.

Послушайте, что произошло с Таней из стихотворения С.Маршака «Как девочка Таня загорала».

Забыла Таня про обед
С друзьями не играет –
Ей до подруг и дела нет:
Лежит и загорает.

Она мечтает загореть
Чтоб черным стало тело –
Все будут на тебя смотреть,
Когда ты загорела.

Какой-то в плавках старичок
Ей крикнул: «Эй, косичка!
Ты в этом деле новичок,
Смотри, сгоришь как спичка!»

Она пример не хочет брать
С тех, кто дает советы.
- Оставьте, буду загорать!
Вот все ее ответы.

- Пусть мне лежать уже невмочь,
Но я с песка ни шагу.
Я не уйду отсюда прочь
И под навес не лягу!

Лежала Таня, время шло.
Народу меньше стало.
Не так уже и солнце жгло,
А Таня все лежала.

Здесь даже трудно описать
Все муки и страданья
Когда пришлось ее спасать
Всем прочим в назиданье.

Теперь ей платье не надеть.
И посудите сами
Она должна весь день сидеть
А не лежать часами.

Проходит мимо детвора
И шепчет то и дело:
- а эта девочка вчера
почти совсем сгорела!

9. Оказание первой помощи при порезах.

В жизни часто приходится сталкиваться с различными травмами. Наиболее частыми бывают травмы кожи (ушибы, порезы). Важна правильно оказать первую помощь.

Травмированный участок обязательно нужно промыть чистой водой, обработать йодом или зеленкой, наложить повязку из бинта. Если травма очень серьезная, то необходимо обратиться за помощью к взрослым и доктору.

- Для чего необходимо обрабатывать рану йодом?

10. Обобщение, подведение итогов урока.

  • Что важного узнали о коже?
  • Что необходимо делать, чтобы кожа была здоровой?