Интегрированный урок (чтение + музыка) по теме "Образ весны в литературе и музыке". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Задачи:

  1. Способствовать видению образов в литературе и музыке.
  2. Познакомить с образом весны в литературном произведении Ф. Тютчева “В небе тают облака”.
  3. Познакомить с произведениями Э.Грига “Утро” и “Старый замок”
  4. Создать условия для формирования умения видеть прекрасное в окружающем мире.

Оборудование к уроку:

  • портрет Ф. Тютчева, высказывание У. Шекспира,
  • аудиозапись произведения “В небе тают облака”, Э. Грига “Утро”, “Старый замок”,
  • репродукции картин О. Ренуара “Лягушатник”, К. Моне “Сена у Буживаля”.
  • карточки: метафора, сравнение, эпитет, темп, характер, инструменты.

Ход урока

1. Орг. момент.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок, проведем его вместе с учителем музыки.

Учитель: А почему мы решили так сделать, вы скажите чуть позже, когда прочтете эпиграф к нашему уроку.

“Поэзии и музыки союз! Для наших душ союз вдвойне священный”

Ульям Шекспир.

Учитель: Как вы понимаете это высказывание?

Дети: Связь между музыкой и поэзией полно раскрывает, дополняет какой-то образ.

Учитель: Давайте вспомним, а кто еще помогает нам создать тот или иной образ?

Дети: Нам помогают еще и художники.

2. Повторение изученного материала.

Учитель: Вспомните репродукции, каких картин мы рассматривали на прошлом уроке литературного чтения?

Дети: Репродукции О. Ренуара “Лягушатник” и К. Моне “Сена у Буживаля”.

Учитель: Образ, какого времени года создали эти художники?

Дети: Они создали образ поздней весны.

Учитель: Какой образ весны предстал перед французскими художниками импрессионистами?

Дети: Светлый, чистый, воздушный, легкий.

Учитель: Удалось создать образ весны художникам?

Учитель: С помощью чего передают этот образ весны художники?

Дети: Они старались передать игру света-тени, своей необычной техникой, точечного мазка, художники хотели передать необычные оттенки природы.

Учитель: Мы рассмотрели образ весны, который создали художники, а теперь обратимся к образу весны в литературе и познакомимся с произведением Ф. Тютчева “В небе тают облака”.

3. Изучение нового материала.

1). Работа над биографическими данными автора.

Учитель: Вы уже знакомы с творчеством Ф. Тютчева. Кто напомнит годы его жизни?

Дети:(1803-1873) гг.

Учитель: Покажите на ленте времени, в каком веке жил этот поэт.

Дети: Тютчев жил в XIX веке.

Учитель: Что вы заметили?

Дети: Он жил в одно время с художниками импрессионистами.

Учитель: Какие произведения Ф.Тютчева вы читали?

Дети: “Весенние воды”, “Есть в осени первоначальная пора”, “как весел грохот летних бурь”, “Люблю грозу в начале мая”.

Учитель: Какие интересные моменты его жизни запомнились вам?

Дети: С 12 лет переводил с итальянского языка литературные произведения, а так же стихи еврейских поэтов, печатался в журнале “Современник”.

Дети: Тютчев был романтиком. И свой романизм он вкладывал, прежде всего, в понимание и изображение природы. Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, насыщена звуками, краскам, запахами. Особенно его привлекали переходные моменты. Природа в стихах очеловечена, одухотворена, словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.

Учитель: Давайте закроем глазки и внимательно послушаем его стихотворение.

(Звучит аудиозапись стихотворения Ф. Тютчева “В небе тают облака”).

2).Работа над анализом стихотворения.

Учитель: Вам понравилось это стихотворение?

Дети: Да.

Учитель: Какие чувства и настроение оно вызывает?

Дети: Светлое, доброе, вызывает чувство радости, ожидания, чувство перемены.

Учитель: Откройте учебники на странице 140.

Учитель: Прочитайте стихотворение еще раз про себя. С помощью, каких приемов художественной выразительности, автору удалось создать живой образ весны? (Дети свои убеждения подтверждают текстом).

Дети: С помощью метафор, сравнений, эпитета (учитель вывешивает приемы художественной выразительности на доску).

Учитель: Мы поговорили о создании образа весны художниками, поэтами, а кто еще может создавать образы?

Дети: Композиторы.

3). Работа над музыкальными произведениями.

Учитель музыки: Я предлагаю вам прослушать 2 музыкальных отрывка “Старый замок”, “Утро”- (название музыкальных произведений не дается).

При прослушивании, постарайтесь определить, какое из произведений ярко показывает яркое, легкое весеннее настроение и почему?

Второе произведение, на мой взгляд, более подходит к образу весны.

Учитель музыки:- Ребята вы согласны с высказыванием?

Учитель музыки:- Что помогло вам определить это настроение?

Дети: Характер - певучий, спокойный, напевный, мелодичный.

Учитель музыки:- Значит, к какому жанру мы можем отнести это произведение?

Дети: К песне.

Учитель музыки:- Какой темп присущ песенному жанру?

Дети: Умеренный, медленный, спокойный.

Учитель музыки: Какие инструменты солируют в оркестре?

Скрипка, флейта.

Учитель музыки: Какие интонации слышны в теме флейты?

Дети: Пение птиц.

Учитель музыки:- Удалось ли композитору передать в музыке весеннее пробуждение природы?

Дети: Да.

Учитель музыки: А с помощью чего?

Дети: Темпа, характера, инструмента (учитель вывешивает на доску карточки с этими словами).

Учитель музыки: Это произведение написал норвежский композитор Э. Григ, а называется оно “Утро”. Посмотрите на ленту времени он тоже жил в XIX веке.

Учитель музыки: Как вы думаете, почему мелодия “Утра” отражает в себе весенние образы?

Дети: Весной и утром вся природа вокруг просыпается.

4. Физминутка.

Учитель музыки: Я предлагаю вам немного отдохнуть. Сейчас я включу запись мелодии произведения “Утра”, а вы попробуете себя в роли дирижера.

Учитель музыки: Молодцы у вас хорошо получилось.

5. Закрепление изученного материала.

Учитель: Давайте вернемся к нашему стихотворению и попробуем прочитать его под музыку про себя. Получилось у вас?

Учитель: Кто теперь попробует нам прочитать его в слух так же под музыку?

( слушаем двух, трех детей и выбираем у кого лучше получилось прочитать).

Учитель: Спасибо вам большое, за чтение, но я хочу вам открыть еще один секрет. Чтение под музыку называется – художественным.

5. Итог урока.

Учитель: Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока.

Почему же союз музыки и литературы неразделим?

Дети: Музыка с помощью своих средств выразительности помогает создать более полный образ, созданный поэтом.

6. Дача домашнего задания.

Учитель: Подготовить дома выразительное чтение наизусть стихотворения Ф.Тютчева.

7. Оценивание.