Задачи:
- Способствовать видению образов в литературе и музыке.
- Познакомить с образом весны в литературном произведении Ф. Тютчева “В небе тают облака”.
- Познакомить с произведениями Э.Грига “Утро” и “Старый замок”
- Создать условия для формирования умения видеть прекрасное в окружающем мире.
Оборудование к уроку:
- портрет Ф. Тютчева, высказывание У. Шекспира,
- аудиозапись произведения “В небе тают облака”, Э. Грига “Утро”, “Старый замок”,
- репродукции картин О. Ренуара “Лягушатник”, К. Моне “Сена у Буживаля”.
- карточки: метафора, сравнение, эпитет, темп, характер, инструменты.
Ход урока
1. Орг. момент.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок, проведем его вместе с учителем музыки.
Учитель: А почему мы решили так сделать, вы скажите чуть позже, когда прочтете эпиграф к нашему уроку.
“Поэзии и музыки союз! Для наших душ союз вдвойне священный”
Ульям Шекспир.
Учитель: Как вы понимаете это высказывание?
Дети: Связь между музыкой и поэзией полно раскрывает, дополняет какой-то образ.
Учитель: Давайте вспомним, а кто еще помогает нам создать тот или иной образ?
Дети: Нам помогают еще и художники.
2. Повторение изученного материала.
Учитель: Вспомните репродукции, каких картин мы рассматривали на прошлом уроке литературного чтения?
Дети: Репродукции О. Ренуара “Лягушатник” и К. Моне “Сена у Буживаля”.
Учитель: Образ, какого времени года создали эти художники?
Дети: Они создали образ поздней весны.
Учитель: Какой образ весны предстал перед французскими художниками импрессионистами?
Дети: Светлый, чистый, воздушный, легкий.
Учитель: Удалось создать образ весны художникам?
Учитель: С помощью чего передают этот образ весны художники?
Дети: Они старались передать игру света-тени, своей необычной техникой, точечного мазка, художники хотели передать необычные оттенки природы.
Учитель: Мы рассмотрели образ весны, который создали художники, а теперь обратимся к образу весны в литературе и познакомимся с произведением Ф. Тютчева “В небе тают облака”.
3. Изучение нового материала.
1). Работа над биографическими данными автора.
Учитель: Вы уже знакомы с творчеством Ф. Тютчева. Кто напомнит годы его жизни?
Дети:(1803-1873) гг.
Учитель: Покажите на ленте времени, в каком веке жил этот поэт.
Дети: Тютчев жил в XIX веке.
Учитель: Что вы заметили?
Дети: Он жил в одно время с художниками импрессионистами.
Учитель: Какие произведения Ф.Тютчева вы читали?
Дети: “Весенние воды”, “Есть в осени первоначальная пора”, “как весел грохот летних бурь”, “Люблю грозу в начале мая”.
Учитель: Какие интересные моменты его жизни запомнились вам?
Дети: С 12 лет переводил с итальянского языка литературные произведения, а так же стихи еврейских поэтов, печатался в журнале “Современник”.
Дети: Тютчев был романтиком. И свой романизм он вкладывал, прежде всего, в понимание и изображение природы. Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, насыщена звуками, краскам, запахами. Особенно его привлекали переходные моменты. Природа в стихах очеловечена, одухотворена, словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.
Учитель: Давайте закроем глазки и внимательно послушаем его стихотворение.
(Звучит аудиозапись стихотворения Ф. Тютчева “В небе тают облака”).
2).Работа над анализом стихотворения.
Учитель: Вам понравилось это стихотворение?
Дети: Да.
Учитель: Какие чувства и настроение оно вызывает?
Дети: Светлое, доброе, вызывает чувство радости, ожидания, чувство перемены.
Учитель: Откройте учебники на странице 140.
Учитель: Прочитайте стихотворение еще раз про себя. С помощью, каких приемов художественной выразительности, автору удалось создать живой образ весны? (Дети свои убеждения подтверждают текстом).
Дети: С помощью метафор, сравнений, эпитета (учитель вывешивает приемы художественной выразительности на доску).
Учитель: Мы поговорили о создании образа весны художниками, поэтами, а кто еще может создавать образы?
Дети: Композиторы.
3). Работа над музыкальными произведениями.
Учитель музыки: Я предлагаю вам прослушать 2 музыкальных отрывка “Старый замок”, “Утро”- (название музыкальных произведений не дается).
При прослушивании, постарайтесь определить, какое из произведений ярко показывает яркое, легкое весеннее настроение и почему?
Второе произведение, на мой взгляд, более подходит к образу весны.
Учитель музыки:- Ребята вы согласны с высказыванием?
Учитель музыки:- Что помогло вам определить это настроение?
Дети: Характер - певучий, спокойный, напевный, мелодичный.
Учитель музыки:- Значит, к какому жанру мы можем отнести это произведение?
Дети: К песне.
Учитель музыки:- Какой темп присущ песенному жанру?
Дети: Умеренный, медленный, спокойный.
Учитель музыки: Какие инструменты солируют в оркестре?
Скрипка, флейта.
Учитель музыки: Какие интонации слышны в теме флейты?
Дети: Пение птиц.
Учитель музыки:- Удалось ли композитору передать в музыке весеннее пробуждение природы?
Дети: Да.
Учитель музыки: А с помощью чего?
Дети: Темпа, характера, инструмента (учитель вывешивает на доску карточки с этими словами).
Учитель музыки: Это произведение написал норвежский композитор Э. Григ, а называется оно “Утро”. Посмотрите на ленту времени он тоже жил в XIX веке.
Учитель музыки: Как вы думаете, почему мелодия “Утра” отражает в себе весенние образы?
Дети: Весной и утром вся природа вокруг просыпается.
4. Физминутка.
Учитель музыки: Я предлагаю вам немного отдохнуть. Сейчас я включу запись мелодии произведения “Утра”, а вы попробуете себя в роли дирижера.
Учитель музыки: Молодцы у вас хорошо получилось.
5. Закрепление изученного материала.
Учитель: Давайте вернемся к нашему стихотворению и попробуем прочитать его под музыку про себя. Получилось у вас?
Учитель: Кто теперь попробует нам прочитать его в слух так же под музыку?
( слушаем двух, трех детей и выбираем у кого лучше получилось прочитать).
Учитель: Спасибо вам большое, за чтение, но я хочу вам открыть еще один секрет. Чтение под музыку называется – художественным.
5. Итог урока.
Учитель: Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока.
Почему же союз музыки и литературы неразделим?
Дети: Музыка с помощью своих средств выразительности помогает создать более полный образ, созданный поэтом.
6. Дача домашнего задания.
Учитель: Подготовить дома выразительное чтение наизусть стихотворения Ф.Тютчева.
7. Оценивание.