Цель: объяснить суть понятие взаимопонимание на доступном для детей уровне на основе художественного текста.
Задачи:
- Развивающая: научить выстраивать взаимопонимание друг с другом; развивать речь учащихся.
- Воспитывающая: воспитывать умение сочувствовать, сопереживать, понимать другого непохожего на тебя, искать точки соприкосновения; воспитывать умение работать коллективно.
- Обучающая: обучать приемам анализа художественного произведения; продолжить работу по обучению навыкам выразительного чтения.
Оборудование:
У учителя: урок сопровождается компьютерной презентацией; таблица на доске; ключевые слова для таблицы; музыкальное оформление; оформление выставки детских рисунков и отзывов по книге.
У учеников: на столах у каждой группы конверты с заданиями, толковый словарь современного русского языка под редакцией Кузнецова «Правила работы в группе»; книгиД. Пеннака «Глаз волка».
Ход мастерской
I. Дети входят в класс под музыку, рассаживаются на 4 группы.
(аудиозапись песни «Совершите чудо» слова М. Пляцковскаго, музыка Е. Птичкина)
У: Сегодня у нас необычный урок. И начался он тоже необычно – с песни.
«Надо чтобы в дружбу верил каждый человек», - говорится в песне.
В группе без дружбы нельзя никак. Ведь результат зависит от каждого из вас. Вспомним правила работы в группе.
II. Выбор ассоциации.
Задание 1.
У: Достаньте ладошки из конверта №1. Ладошка – символ дружбы / на доске появляется слово дружба /
Запишите на ладошке по 2 ассоциации, которые вызывает это слово. Прочтите их в группе, допишите по 2 слова, которые вам особенно понравились. Обсудите в группе и подарите классу по одной самой точной ассоциации.
(На доске по ходу ответов появляется запись):
Дружба:
- Доверие.
- Преданность.
- Сочувствие.
- Интерес.
III. Представление книги.
У: Почему мы начали урок с разговора о дружбе?
Д: Тема книги, которую мы читали о том, как мальчик из Африки встретился в зоопарке с полярным волком и подружился с ним.
У: Расскажите о книге: автор, название, издательство, год выпускаю (Ответы детей)
(Кадр №1 Приложения №1)
IV. Проверка домашнего задания.
У: Назовите главных героев книги
Д: Голубой Волк и мальчик Африка
(Кадр №2(а) Приложения №1)
У: Дома каждая группа готовила ответы на вопросы, выбирая для этого из текста ключевые слова.
№1.
- Где жил Голубой Волк? [стр. 18]
- Каким было его детство? [стр.21]
- Как он относился к людям?
№2.
- Каковы характер и особенности Голубого Волка? [стр. 19,стр. 20]
№3.
- Где жил Мальчик Африка? [стр. 58]
- Каким было его детство? [стр.71, стр. 62]
- Как к нему относились люди?
№4.
- Каковы характер и особенности Мальчика Африки?[стр. 57, стр. 55]
(По ходу ответов на доске составляется таблица)
Герои | Голубой Волк | Мальчик Африка |
Место жительства | Аляска Север |
Африка Юг |
Природа | Снег Лед |
Солнце Песок |
Характер героя | Молчит Серьезный Печальный Зануда Его слушают Мудрость Слишком настороженный |
Серьезный Добрый |
Особенности героя | Слишком волк | Понимает язык животных Рассказывает истории |
Детство | Бежать и бежать от охотников несчастливое | Продают Прогоняют Бросают несчастливое |
Отношение к людям | ненавидит | обижают |
(Кадр №2(б) Приложения №1)
V. Работа с таблицей. Нахождение точек соприкосновения героев.
Задание 2.
У: А сейчас каждый из вас перевернет лист №2. Перед вами такая же таблица, как и на доске.
Поработайте в группе с таблицей и ответьте на вопрос: чего же между нашими героями больше - общего или разного?
Подчеркните красным то общее, что есть у героев.
(В результате работы дети определяют, что общего между героями очень мало)
У: как мало общего! И все-таки герои подружились. Где это произошло?
Д: Во Франции, в зоопарке.
(Кадр №2 (в) Приложения №1)
У: Как назвал Францию автор и почему?
Д: (Д. Пеннак назвал ее «иным миром», потому что для наших героев она была другим, неизвестным, чужим миром и они для нее были чужими; оба чувствовали себя одинокими, не такими как все. Это их так же сблизило.)
У: Но волк ненавидел людей. Он дал себе клятву их не замечать. 10 лет он именно так и поступал. Почему же он обратил внимание на этого мальчика?
Поработайте в группе, докажите свой ответ текстом.
(Ответы детей: мальчик был для Волка загадкой, потому что он поступал не так, как все; Волку Африка стал интересен, его мучили вопросы о мальчике, на которые пока не было ответа)
У: Что же это за неведомая сила, которая смогла заставить старого матерого волка нарушить клятву и посмотреть на человека?
(Ответы детей)
VI. Эмпатия.
У: Вспомним, что стали делать Волк и мальчик, когда между ними возник интерес.
Д: Они стали играть в игру «Кто кого пересмотрит».
(Кадр №3 Приложения №1)
У: А кто из вас любит играть, поднимите руку? Давайте поиграем. Встаньте. Образуйте пары.
Повернитесь спиной друг к другу и поговорите о чем-нибудь. Расскажите о своих ощущениях. (Говорить неудобно все время хочется повернуться)
Повернитесь лицом друг другу. По моей команде снова начните разговаривать. Но один в паре будет делать вид, что ему это интересно: отводить глаза, смотреть по сторонам. Что чувствовали те, кто говорил? Кому из вас захотелось продолжить разговор?
Смотрите в течение 30 секунд в глаза партнеру, молчите.(Звучит спокойная мелодия) Что чувствуете теперь? (стало интересно: кто же первый отведет глаза; хотелось продолжить игру; видно было по выражению лица настроение партнера)
У: Вспомните, чем привлек Волк внимание мальчика.
Д: Он смотрел на мир одним глазом.
Зажмурьте один лаз и продолжайте смотреть в глаза друг другу. Изменились ли ваши ощущения?
(Да стало неудобно, некомфортно, глаза слезятся)
У: Кому из вас теперь хочется продолжить игру? (Почти нет поднятых рук). Садитесь.
VII. У: Поработайте в группе с отрывком на стр. 14 и ответьте на вопрос: что чувствовал Волк, глядя в глаза мальчику? Нравилась ли ему игра?
Ответы детей:
- «он в замешательстве».
- «волку ужасно не по себе».
- «бессилие».
- «ярость», «пробивается слеза».
У: Что же такого сделал Африка, за что Волк был ему благодарен?
Д: Мальчик закрыл один глаз.
(Кадр №4 Приложения №1)
У: Обсудите в группе и дайте свой вариант ответа на вопрос: что мог означать этот жест для Волка?
Д:
Я тебя понимаю
Я такой же одинокий как и ты
Я понял, как ты несчастен
Я хочу тебе помочь
VIII. Собери слово.
У: Возьмите конверт №3. Расставьте буквы так, чтобы получилось слово и вы узнаете, то же очень важно для дружбы и обещания.
(Дети собирают слово ПОНИМАНИЕ)
IX. Работа со словарной статьей.
У: Найдите значение этого слова в «Толковом словаре современного русского языка». Прочитаем вслух, какие значения оно имеет.
(Кадр №5 (а) Приложения №1)
Поработайте в группе и выберите то значение, которое подходит повести «Глаз Волка».
Ответ детей: проникновение в чьи-либо мысли, состояние, чувства.
(Кадр №5 (б) Приложения №1)
X. Звучит вальс из кинофильма «Мой ласковый нежный зверь». (Кадр № 6,7,8 Приложения №1)
На фоне музыки ученик читает отрывок наизусть:
Желтый глаз, совершенно круглый, с черным зрачком посередине. Немигающий. Он становится все больше и больше, все круглее и круглее, как рыжая луна в пустом небе.
А зрачок в середине все чернее и чернее, все виднее разноцветные крапинки: тут голубая, там золотая, словно блестка.
Черный зрачок. Он горит, как раскаленный.
-Хочешь смотреть на меня – что ж смотри.
Вот что как будто говорит зрачок.
У: Что произошло, когда волк и мальчик поняли друг друга?
Д: Они поделились своим прошлым, доверили друг другу самое дорогое, рассказали о своей жизни.
У: Когда все понимают друг друга, то это понимание можно назвать взаимным.
На доске слова:
ВЗАИМНЫЙ + ПОНИМАНИЕ =
Обсудите в группе, какое же слово получится в результате.
Д: ВЗАИМОПОНИМАНИЕ.
XI. Релаксация.
У: Возьмите ладошку и напомните, как вы понимаете, что же такое взаимопонимание.
Прочитайте свои записи в группе и выберите одну для чтения в классе.
(Варианты ответов детей)
Взаимопонимание:
- это умение поставить себя на место другого
- это умение понять другого по жестам, мимике
- это умение сопереживать
Прикрепите свои ладошки на доску, чтобы мы все смогли прочитать.
У: А вот что написала я:
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ - это умение по малейшим движениям лица, позы понимать душевное состояние окружающих, их стремления и желания.
(кадр №9 Приложения №1) Звучит вальс из кинофильма «Мой ласковый нежный зверь»
XI. Итог. (Учитель читает отрывок из повести)
У: На дворе уже весна. Волк и мальчик по-прежнему смотрят друг на друга.
Теперь Волк чувствует себя виноватым. Он знал, что мальчик давно уже догадался, что его больной глаз за сомкнутыми веками давно уже зажал. Но этот зоопарк, эти унылые звери. Эти посетители. Тьфу. Было бы на что смотреть!
–Да, Голубой Волк, но теперь - то есть я, - говорит мальчик.
Это правда. Теперь есть мальчик. Голубой волк впервые заглядывает за плечи мальчика, - видит воочию, желтого как золотая пыль Сахары Кастрюлика, пятнистого гепарда, гиену, прекрасные деревья зеленой Африки. [Кадр №10 Приложения№1] И на все это падает снег (в разгар весны) прекрасный безмолвный снег Аляски, который хранит все тайны.
Пожалуй, тут есть на что посмотреть во все глаза.
Клик – разлепляются веки Волка!
Клик - разлепляются веки мальчика.
(Кадр № 11 Приложения №1)
У: Достаньте снежинки из конверта.
- Если вам на уроке было интересно, выберите белую снежинку.
- Ели вам на уроке было интересно, но немного трудно, то голубую снежинку.
- Если трудно, то фиолетовую снежинку.
Прикрепите свои снежинки на доску.