Интеграция физики и математики не ставится под сомнение: физические законы выражаются математическими формулами, формулы и действия используются при выводе следствий из законов физики, решения задач, выполнение лабораторных работ.
В физике математический метод служит одним из главных методов исследования явлений, поэтому мы рассмотрим согласование изучаемых вопросов по времени, понятие функциональной зависимости, решение задач.
Правила приближенных вычислений требуется выполнять с VII класса (округление чисел, стандартный вид записи) введенные ранее, но запись чисел в форме k?10n на начало изучения физики учащимися неизвестна.
С понятием вектора учащиеся сталкиваются впервые в VII классе при изучении скорости и силы, в математике вводится во втором полугодии в 9 классе и изучаются действия над векторами “Геометрия 7-9” авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов.
Физические закономерности записываются в школе главным образом аналитически с помощью формул, поэтому часто обучающиеся воспринимают функциональную зависимость формально. Графический способ по сравнению с аналитическим обладает значительными преимуществами: график показывает ход физической закономерности, наглядно раскрывает динамику процесса.
Для формирования понятия производной, вводимой во втором полугодии 10 класса по учебнику “Алгебра и начала анализа 10-11” А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, важны конкретные знания, наглядные образы изменения какой-либо переменной величины: скорость в данный момент времени, ускорение, закон электромагнитной индукции.
Интеграция физики с математикой положительно влияют и на знания по математике. Учебный предмет математики, как и сама математическая наука, отличается от других предметов высоким уровнем абстракции. Абстрагирование позволяет более глубоко полно и четко изучать объективные закономерности, существующие в природе, более рационально и экономно их выражать, но тот факт, что математические положения отражают реально существующие закономерности, может быть понятны учащимся при изучении естественных наук.
Связь курсов физики и математики глубоко идейная, поскольку в физике математический метод служит одним из главных методов исследования явлений. Последовательно обеспечить временную межпредметную связь физики с математикой (как и с другими предметами) довольно сложно, так как в каждой дисциплине должна быть сохранена логика науки, которая в свою очередь обуславливает определенную последовательность учебного материала.
Для удобства преподавания физики в разных классах предложим отобранный материал по математике (5,6 класс), алгебре (7–10 класс). Используя этот материал, при подготовке к урокам по физике, можно уже уверенно опираться на знания учащихся по математике.
МАТЕМАТИКА - 5 класс
Уравнение
Равенство, содержащее неизвестное число, называют уравнением. Найденное значение неизвестного числа называют корнем уравнения.
х+2 =5,
х =5-2,
х =3
3-корень уравнения.
Деление
Если х•в = a, то х = a :в. Если в:х = a, то х =в: a.
Площади
Чтобы найти площадь прямоугольника, надо его длину умножить на ширину.
S = а • в , где S – площадь, а – длина, в – ширина
Площадь измеряется в см2, м2 и т.д.
Объемы
Для измерения объемов применяют единицы: см3, дм3, м3, км3 и т.д.
Чтобы найти объем прямоугольного параллелепипеда, надо его длину умножить на ширину и на высоту.
V=a•в•с, где V – объем, a – длина, в – ширина, с – высота
МАТЕМАТИКА - 6 класс
Координатная прямая
Чтобы определить положение точки на прямой по отношению к началу отсчета – точке О, недостаточно указать только расстояние, надо еще указать, по какую сторону от точки О она находится.
Чаще всего такую прямую изображают горизонтально. Справа от начала отсчета пишут числа 1, 2, 3,…, а слева – числа -1, -2, -3,…
Направление вправо от точки О считают положительным, а влево – отрицательным.
Число, показывающее положение точки на прямой, называют координатой этой точки.
Модуль числа
Числу –6 на координатной прямой соответствует точка М(-6). Расстояние от начала отсчета до точки равно 6 единичным отрезкам. Число 6 называют модулем числа -6.
|-6| = 6.
Равенство: Для любых чисел ? и в верно равенство ??в=в?? .
Перенос: Слагаемые можно переносить из одной части уравнения в другую, изменяя при этом их знаки.
Степень
Выражение 103 называют степенью, число 3 – показателем степени, а число 10 – основанием степени.
103 = 10•10•10.
Пропорции
Равенство двух отношений называют пропорцией.
a:в = с:d или
a и d называют крайними членами, а числа в и с – средними членами пропорции.
В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних.
а•d = в•с.
Если в верной пропорции поменять местами средние члены или крайние члены, то получившиеся новые пропорции будут верны.
Деление на 10, 100, 1000 и т.д.
Чтобы разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д., надо в этой дроби перенести запятую влево на 1, 2, 3 и т.д. цифры.
Длина окружности
l =2r, где 3,14, r-радиус окружности.
Площадь круга
S = r2, r – радиус круга.
АЛГЕБРА - 7 класс
Свойства действий над числами
1) а+в = в+а, а•в = в•а .
2) (а+в) + с = а + (в+с), (а•в)•с = а•(в•с).
3) а•(в+с) = а•в + а•с.
Уравнение с одной переменной
1) Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильно данному:
х2 = 4, х2- 4 = 0.
2) Уравнение вида ах =в, где х – переменная, а и в – некоторые числа, называется линейным уравнением с одной переменной. а 0.
Функции и их графики
S=а2
Переменная а, значения которой выбираются произвольно, называют независимой
переменной, а переменную S , значения которой определяются выбранными значениями а, - зависимой переменной.
Зависимость одной переменной от другой называют функциональной зависимостью или функцией.
Независимую переменную иначе называют аргументом, а зависимую переменную – функцией от этого аргумента.
Прямая пропорциональность
Прямой пропорциональностью называется функция, которую можно задать формулой вида у = kх, где х – независимая переменная, k – не равное нулю число.
Графиком прямой пропорциональности является прямая, проходящая через начало координат.
Например: у = 0,5х
Степень и ее свойства
1) аn•аm = аn+m
аm•аn = аm+n
При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а показатели степеней складывают.
2) аm:аn = аm-n, а 0, m > n.
При делении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а из показателя степени делимого вычитают показатель степени делителя.
Степень числа ? не равного нулю, с нулевым показателем равна единице.
а0 =1.
3) (а•в)n = аn•вn.
При возведении в степень произведения возводят в эту степень каждый множитель и результаты перемножают.
4) (аm)n = аm•n.
При возведении степени в степень основание оставляют тем же, а показатели перемножают.
Абсолютная погрешность
Абсолютной погрешностью приближенного значения называется модуль разности точного и приближенного значения.
Например:
2,3-2,25 = 0,05
х =2,25
х 2,3.
Относительная погрешность
Относительной погрешностью приближенного значения называется отношение абсолютной погрешности к модулю приближенного значения.
Например: х =14,7, т.е. х 15
|-0,02| = 0,02 = 2%
Относительную погрешность принято выражать в процентах.
Квадрат суммы и квадрат разности
1) (a +в)2 = (a +в)•( a +в) = a 2 + 2 a в + в2
2) (a -в)2 = (a -в)•( a -в) = a 2 - 2 a в + в2
Разность квадратов
(a -в)•( a +в) = a 2 - в2
Произведение разности двух выражений и их суммы равно разности квадратов этих выражений.
АЛГЕБРА - 8 класс
Основные свойства дроби
Свойство, выраженное тождеством , называют основным свойством дроби.
Поменяв левую и правую части, получим
В левой части можно сократить дробь на общий множитель с числителя и знаменателя.
Если изменить знак числителя (или знак знаменателя) дроби и знак перед дробью, то получим выражение, тождественно равное данному
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их числители, а знаменатель оставить тем же.
, с 0
Чтобы выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, нужно из числителя первой дроби вычесть числитель второй дроби, а знаменатель оставить тем же
.
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Умножение дробей. Возведение дроби в степень.
Чтобы умножить дробь на дробь, нужно перемножить их числители и первое произведение записать числителем, а второе знаменателем дроби.
, в 0, d 0.
Чтобы возвести дробь в степень, надо возвести в эту степень числитель и знаменатель и первый результат записать в числителе, а второй – в знаменателе дроби.
.
Деление дробей
При делении обыкновенных дробей первую дробь умножают на дробь, обратную второй.
Функция у= и ее график
Обратной пропорциональностью называется функция, которую можно задавать формулой вида у =, где х – независимая переменная и k – не равное нулю число.
график функции - гипербола
Квадратные корни
Арифметическим квадратным корнем из числа а называется неотрицательное число, квадрат которого равен а.
При а<0 выражение не имеет смысла, т.к. квадрат любого числа не отрицателен.
Квадратный корень из произведения и дроби
1) Если а0 и в0, то .
2) Если а0 и в>0, то.
Квадратный корень из степени
При любом значении х верно равенство
Пример: .
Решение квадратных уравнений
ах2 + вх + с = 0
Дискриминант квадратного уравнения D = в2 - 4ас.
1) Если D>0, то уравнение имеет два корня.
2) Если D=0, то уравнение имеет один корень.
3) Если D<0, то уравнение не имеет корней.
АЛГЕБРА - 9 класс
Тригонометрические функции любого угла
a | 00 | 300 | 450 | 600 | 900 |
sin a | 0 | 1 | |||
cos a | 1 | 0 | |||
tg a | 0 | 1 | - | ||
ctg a | - | 1 | 0 |
Синус, тангенс и котангенс является нечетными функциями, а косинус является четной функцией.
sin(-a) = -sin a
cos(-a) = cosa
tg(-a) = -tg a
ctg(-a) = -ctga
Радианная мера угла
Углы измеряются в градусах, минутах, секундах.
10 = 60' ;
1' = 60" ;
1' = (1/60)0 ;
1" = (1/60)' .
Используются также единица измерения углов называемая радианом.
Углом в один радиан называют центральный угол, которому соответствует длина дуги, равная длине радиуса окружности.
1800 = рад | 1рад = 1800/ |
10 = 0,017рад | 1рад = 570 |
Основные тригонометрические формулы
sin2 a + cos2 a =1; sin a = ; соs a =; tg a = ; ctg a = ; tg a ·ctg a =1; 1+ tg2 a = ; 1+ ctg2 a =
Формулы приведения
х | + a | - a | 2+ a | 2- a | /2+ a | /2- a | 3/2+ a | 3/2- a |
sinx | -sin a | sin a | sin a | -sin a | cos a | cos a | -cos a | -cos a |
cosx | -cos a | -cos a | cos a | cos a | -sin a | sin a | sin a | -sin a |
tgx | tg a | -tg a | tg a | -tg a | -ctg a | ctg a | -ctg a | ctg a |
ctgx | ctg a | -ctg a | ctg a | -ctg a | -tg a | tg a | -tg a | tg a |
Формулы сложения
cos(a -) = cos a ·cos + sin a ·sin
cos(a +) = cos a ·cos - sin a ·sin
sin(a +) = sin a ·cos + cos a ·sin
sin(a -) = sin a ·cos - cos a ·sin
Формулы двойного угла
sin2 a = 2sin a ·cos a
cos2 a = cos2 a - sin2 a
tg2 a =
АЛГЕБРА - 10 класс
Правила вычисления производных
1) Производная суммы равна сумме производных: (u +)' = u' + '
2) (u·)' = u'· + u·'
3) Постоянный множитель можно выносить за знак производной: (Сu)' = Сu'
4)
5) (хn)' = nхn -1
Производные тригонометрических функций
1) (sinx)' = cosx
2) (cosx)' = - sinx
3) (tgx)' =
4) (ctgx)' = -