Чем руководствуются родители, выбирая школу для своего ребенка? Попробуем вместе с ними сформулировать критерии хорошей школы:
- хорошее качество образования,
- уважение личности ребенка, демократичное и гуманное управление школой, хорошая организация образовательного процесса,
- условия пребывания ребенка в школе, обеспечивающие его комфорт и безопасность,
- высокий уровень организации воспитывающей деятельности, в основе которой лежит всестороннее развитие ребенка,
- высокий уровень коммуникативной культуры педагогов, современные методы организации и проведения образовательной деятельности.
Выбор родителей чаще всего определяется шкалой ценностей, основанной на этих критериях. Одни родители ставят на первое место высокое качество образования, другие – отношение к ребенку, третьи – развивающую компоненту образования. При этом родители не всегда уверены в правильности своего выбора приоритетов. Да и мнение о школе, о ее соответствии этим критериям, полученное от соседей по дому или взятое из Интернета, может быть необъективным и не соответствовать истине. Таким образом, проблема получения объективной информации о работе каждой школы – одна из основополагающих в оценке качества образования вообще. Чтобы помочь родителям в получении такой информации, действуют такие государственные структуры, как Федеральный институт педагогических измерений, Московский центр качества образования, Городская служба лицензирования и аттестации образовательных учреждений и педагогических кадров, Московский институт открытого образования и другие. Что же остается родителям? Опять же, выбор приоритетов, а также сбор информации о школах, но уже не старым методами “сарафанного радио” и не с помощью, к сожалению, пока еще не очень эффективно работающих сайтов большинства школ, но путем знакомства с объективной информацией о состоянии столичного образования.
Что касается самих приоритетов, то коротко проблему можно сформулировать так: “Что для вас важнее: безопасность пребывания ребенка в школе, качество и разнообразие получаемых знаний, или уровень воспитанности?”. Конечно, все эти качества должны быть присущи каждой школе, но степень их присутствия как раз и отличает одно образовательное учреждения от другого.
Если признать главной ценностью жизни самое жизнь, то вопросы безопасности должны быть поставлены во главе всех других.
Мы разговариваем с молодой женщиной о записи в первый класс ее сынишки, напряженно прижавшегося к матери, но чутко оценивающего обстановку кабинета директора: оргтехнику, приборы сигнализации, спортивные кубки и грамоты, расставленные в шкафах. Примерно 10 лет назад его мама окончила нашу школу, и мы узнаем в ней веселую, общительную девочку, радовавшую нас успехами в учении и открытым и доброжелательным отношением к учителям. Осторожно спрашиваем, почему именно в нашу школу привела сына, только ли из-за близости к дому и хороших воспоминаний о собственном школьном детстве. ?Нет, не только,? - отвечает уже не Люда Журавлева, а Людмила Николаевна Петровская, руководитель отдела одной из производственно-торговых фирм: “Мой муж заканчивал соседнюю школу, и мы, выбирая будущую Alma Mater для сына, исходили, конечно, прежде всего из собственного опыта: вспомнили учителей, их отношение к детям, обстановку дружелюбия и почти семейной теплоты в педагогическом коллективе, оценили ту базу знаний, которую получили каждый в своей школе, те условия, в которых ее получали. …Но прошло столько лет. Заглянули на сайт школы – их у вас, оказывается, три – прочитали интервью директора “Что значит для меня слово “школа””, узнали о том, что школа переходит к профильному обучению. Полученная информация показалась интересной и привлекательной. Правда, за десять лет поменялась не только школа, но и мы сами, и все общество. Сейчас, отдавая своего ребенка в образовательное учреждение, задумываешься о многом: о различных программах изучения школьных предметов, об учебниках, о различных видах и специализациях школ и классов. Приятно было прочитать о том, что в школе есть гимназические классы. Вот и нравственное образование, о котором говорится на сайте школы, вызвало у нас с мужем интерес. Но мне не совсем понятно. Что же получается: до этого эксперимента школа давала какое-то другое образование? - я бы этого не сказала.
После просмотра сайта у меня остались вопросы, которые хочу задать Вам. Выбирая школу, я как мать, конечно, интересуюсь тем, как соблюдается в школе режим безопасности: могу ли я быть спокойной за своего ребенка во время его пребывания в школе. Меня не столько даже беспокоит опасность физической травмы: дети есть дети, и их суперподвижность, к несчастью, не всегда сообразуется с их осознанием опасности. Даже рост хронических заболеваний школьников, на мой взгляд, зря приписывают исключительно школьной перегрузке. Ученье никогда не было легким занятием, и за поддержание здоровья школьников я считаю ответственными не школу, а родителей и медицинские учреждения, городские власти, которые должны заботиться об экологии Москвы. А вот психическое здоровье детей во многом зависит от школы. Конечно, увидев знакомые лица учителей, я успокоилась по поводу базы знаний, методов обучения и культуры общения между учителями и учащимися. Я никогда не жалела, что училась не в гимназии, а в обычной школе. Моя соседка Лера, с которой мы вместе ходили в детский сад и дружим до сих пор, с содроганием вспоминает свою гимназию, в которую ее водила мама, гордо вышагивая мимо “придворной” школы. Жесткие требования к ученикам, непосильные объемы домашних зданий, обязаловка при посещении внеклассных мероприятий … - и все это ради того, чтобы оказаться в одном ВУЗе с выпускниками обычных школ. А теперь еще и по службе ее обгоняют некоторые более своевольные, уверенные в себе одногодки, которые в школе хватали и тройки, и двойки, зато сохранили нерастраченной жизненную энергию, свежий интерес к самым разным отраслям знаний, способности улечься делом и в последний момент ухватить за хвост удачу.
“А какие требования по безопасности ребенка хотели бы Вы предъявить школе и учителям?” - обращается к посетителям директор школы.
- “Охрана у вас есть: у меня взяли паспортные данные, и охранник проводил меня до дверей Вашего кабинета. Я увидела пожарную сигнализацию, на окнах отсутствуют решетки…”
- “У нас есть еще “тревожные кнопки”, камера наблюдения за входом и выходом из школы. Охранники осуществляют фейсконтроль. Их регулярно инструктируют по линии ЧОПа, и мы дорожим нашими кадрами: добросовестные, доброжелательные, но строго выполняющие свои обязанности люди. Что касается учителей, то мы несколько лет назад завели на каждого педагогического работника медицинские книжки, регулярно обновляем записи в них”.
- “Это для меня новость. Какие же записи в них? Могут теперь родители быть уверены в том, что с их детьми работают психически и физически здоровые люди?”
- “Психическое здоровье учителей при нынешнем законодательстве сложно отследить. А какие параметры физического контроля Вас интересуют?”
- “Отсутствие серьезных заболеваний, которые передаются воздушно-капельным путем, а также через кожу рук, ведь учителя обмениваются со своими учениками тетрадями, ну, и, наверное, если они пользуются одной столовой, то не должны быть носителями возбудителей кишечных инфекций. Хотя, говорят, если столовая оборудована современными средствами мытья посуды, то риск таких заболеваний в значительной степени снижается, иначе, как бы мы питались в кафе и ресторанах, где с посетителей никаких справок о здоровье не требуют”.
Мы переглядываемся: из всего перечисленного в наших медицинских книжках имеется запись только об успешном прохождении флюорографии. Если считать медицинскую книжку тем документом, в котором отслеживаются возможные пути передачи болезней от учителя ученику, то не понятно по какой статистике одним из главных путей считается половой. Остается думать, что именно так службы надзора блюдут нравственность педагогов.
Неожиданно Людмила добавляет: “А еще мне хотелось бы, чтобы с моим ребенком работали хорошие, добрые, нравственно здоровые люди. Может, ваш эксперимент имеет именно эту направленность?” Поворот в беседе показался логичным: нравственность тоже показатель здоровья, не менее важный, чем отсутствие в организме возбудителей гепатита или палочки Коха.
Людмила и ее сынишка ушли, а предмет разговора перерос сам разговор. Нравственность сама по себе не только характеризует личность, но может служить объектом образования. Мы вновь и вновь возвращаемся к проблеме, заложенной в эксперименте, которым занимается наша школа. Когда в 2004 году мы принимались за разработку программы нравственного образования, вопросов у нас было гораздо меньше, чем сейчас. Сама идея эксперимента казалась нам архиактуальной и насущной. Одно дело строить образовательный процесс на нравственных принципах и в нравственных отношениях между всеми его субъектами, другое – целенаправленно работать над осмыслением нравственных понятий, над принятием их в качестве основы для собственно поведения и взаимоотношений с окружающими, для оценки поступков и событий. Это означает, что наш эксперимент, разработанный Лабораторией нравственного образования РАО под руководством Эраста Павловича Козлова, опирается на положения этики, важнейшего раздела философии. В этом – одно из главных достоинств эксперимента, но и одна из серьезных проблем: ведь сложные этические понятия нужно разъяснить школьникам, в том числе, и младших классов. Решение этой проблемы представляется нам в совершенствовании методики преподавания этого предмета. Именно так звучала главная задача, поставленная перед учителями основ морали (Основы морали – общее название курса, изучаемого в экспериментальном режиме; при этом для младших школьников этот курс называется “Азбука нравственности”, для обучающихся в основной школе – “Грамматика нравственности”, для старшеклассников – “Основы морали”). Надо отдать должное нашим педагогам: они активно включились в методическую работу. Учителя вторых классов Е.В. Сивкова и А.В. Разуваева разработали и продемонстрировали на районном конкурсе “Учитель года” нетрадиционные уроки: урок-праздник и урок-игра. Учительница четвертого класса Н.А. Рыжова провела урок в форме литературно-музыкальной композиции “Хлеб – всему голова”. Учитель первого класса Н.В. Аникина совместно с учителем музыки О.А. Павловой провели интегрированный урок музыки и чтения “Я иду в театр”. Учителя девятых классов С.Н. Клочкова и Н.П. Ермилова посвятили Дню Матери урок-классный час. Примеры можно продолжать – за 3 с лишком года методическая копилка обрела солидные размеры.
Требование к учителям уйти от назидательности и скуки на уроках морали, подвигло педагогов на использование самых разнообразных методов обучения, форм организации познавательной деятельности, применения различных технологий обучения. В эксперимент активно включились учителя литературы средней школы: и потому руководитель методического объединения учителей словесности разработала программу “Нравственное образование на уроках литературы” Внедрение ее потребовало активного поиска реализующих ее технологий обучения, и в арсенале самых далеких от техники представителей педагогического сообщества появилась технология компьютерного сопровождения урока “Динамика изменения личности литературного героя”. Позднее Н.Н. Сапожникова возглавила методическую работу по внедрению новых технологий в преподавание всех предметов. Одним из самых эффективных методов изучения морали оказался метод дискуссии, обсуждения. Артистическое владение им демонстрирует учитель истории и обществознания Заслуженный учитель школы Вишнякова О.Е. В ее же арсенале замечательные образцы исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Эти и многие другие, неназванные уроки имели не только обучающую, но и не менее важную сторону: обретение детьми нравственного здоровья. В это понятие мы вкладываем способность человека к нравственному выбору своего поведения в различных ситуациях, признание им нравственных общечеловеческих ценностей, стремление к нравственным отношениям с окружающими, умение дать нравственную оценку поведению людей и общественным явлениям. Все эти вопросы разрешаются как на уроках нравственности, так и в воспитывающей деятельности, направленной на социализацию школьника, т.е. на обучение его жизни в обществе производителей и потребителей. Более широко нравственный аспект урока проявляется во всей практике обучения, на каждом школьном уроке. Но особую роль для формирования нравственности в многообразии школьных предметов играют уроки литературы (нравственный заряд этого предмета трудно преувеличить) и уроки обществознания, на которых школьники получают в том числе и правовое образование. Не упрощая правовые знания до формулы: “нравственно то, что законно”, ибо нравственность гораздо шире правового поля, мы, педагоги, соглашаемся с утверждением о том, что уважение к Закону характеризует в здоровом обществе нравственное поведение его членов, а стремление к построению жизни на основе Закона оздоровляет общество. Таким образом, система нравственного образования в школе формирует не только нравственные знания, нравственное поведение, нравственные отношения между людьми, но и является системой формирования нравственного здоровья школьников.
Для того, чтобы оценить результаты нравственно-образовательной деятельности, используются как рекомендованные Лабораторией нравственного образования, так и созданные нашими учителями тесты, в которых отслеживается степень освоения нравственных понятий, оценка обучающимися (в основном, старшеклассниками) явлений общественной жизни, самооценка качеств личности. Систему мониторинга результатов нравственного образования позволяет создать диагностика нравственного роста личности, разработанной учеными Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. П.В.Степановым, Д.В.Григорьевым, И.В.Кулешовой, которая применяется в школе с первого года эксперимента и близкая ей диагностика Капустина (начальная школа, 5-8 классы). Есть и более объективные показатели нравственного здоровья учащихся: в школе постоянно сокращается число учащихся, состоящих на учете в милиции (в нынешнем году таких ребят вообще не оказалось), медицинский контроль не выявил ни одного случая наркомании, сошли на нет и другие правонарушения (мелкие кражи, хулиганство), характерные для прежних времен. И это происходит не где-то в элитном районе Москвы, а на ее окраине, вблизи Измайловского вещего рынка – отнюдь не самой благополучной в криминальном отношении территории.
Но можно говорить и о других проявлениях нравственного здоровья наших школьников. Достаточно увидеть наших ребят, чтобы понять, какие они у нас доброжелательные и сердечные, открытые и добрые. Разнообразие национальностей наших ребятишек бросается в глаза, но проблемы, связанные с межнациональными отношениями, решаются в школе спокойно, а конфликты на этой почве стали редкими, да и выражаются не в стычках и драках, а в возникающих иногда обидах по поводу неосторожных слов. Между учителями и учениками с каждым годом развиваются все более доверительные отношения, и это выражается, частности, в нормальной реакции детей на профилактическую работу по предупреждению травм: теперь уже не только учителя останавливают чрезмерно расшалившихся детей, но и старшеклассники притормаживают несущегося по коридору малыша и терпеливо внушают ему, как опасно для него и окружающих такое поведение. Так нравственное здоровье детей влияет на их здоровье физическое, а в целом, на состояние безопасности школьника.
Нравственные качества наших школьников – это главное достояние образовательной системы школы. Мы далеки от мысли, что школе удалось вполне сформировать нравственность каждого нашего ученика. Но мы знаем, как это делать, мы знаем, чего нельзя делать в процессе нравственного образования, и знаем, как определить результаты нашей деятельности.