ЦЕЛИ УРОКА:
- Познакомить учащихся с причиной возникновения вулканов и землетрясений.
- Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.
- Воспитывать наблюдательность и умение слушать.
ОБОРУДОВАНИЕ:
а) карта полушарий, глобус, схема внутреннего
строения Земли, рисунки стихийных бедствий,
схема строения вулкана, карточки для схем;
б) медиапроектор, ПК, презентация “Вулканы.
Землетрясения”
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний, постановка проблемной ситуации.
1. Географический диктант: “Мы плывем вниз по реке Волге и попадаем в самое большое озеро, которое называется …(Каспийское море). На западе от этого озера расположены горы, которые называются … (Кавказские ”
2. Фронтальная беседа:
- Как отличить “старые” горы от
“молодых”?
- Какие две силы влияют на облик гор?
- Где действие подземных сил выражено сильнее: в
горах или на равнине?
- Как выдумаете, что описывал в своей книге ученый
из Бельгии Гарун Тазлев:
“… Жара была невыносимой… Мы шли по неровной почве; на неё никогда не ступала нога человека; она едва лишь зародилась, она лишь недавно затвердела, от неё исходил жар огненных бездн… Эта твердая порода переходила в волшебное тесто, из которого слеплена Земля…”
- Это репортаж со дна вулканического кратера, с берега лавового озера.
3. Объяснение нового материала.
I. Вулкан.
- Как вы думаете, что такое вулкан? (Выслушивают
предположения учеников)
- Сегодня на уроке мы узнаем как формируется
вулкан, познакомимся с его строением. (Презентация)
II. Землетрясение.
Беседа:
- Кто видел когда-нибудь ледоход? (Рассказ учащихся о ледоходе)
- Лед весной во время таяния начинает трескаться и ломаться. Течение реки двигает его, льдины вспучиваются, взбираются одна на другую, переворачиваются. Похожее, но гораздо более страшное и разрушительное явление иногда происходит в горных районах. Из-за разницы давления под землей поверхность ее в некоторых местах проваливается, а в других - поднимается. Это явление получило название землетрясения.
- Можно ли предсказать землетрясение? (Выслушиваются ответы учащихся).
- Оказывается, колебания земли вначале бывают слабыми, почти не ощутимыми для людей. Только очень чуткие приборы ученых и некоторые животные в состоянии их почувствовать.
- Какие страшные разрушительные бедствия
бывают в горных районах? (Выслушиваются ответы
учащихся)
- Рассмотрите внимательно эти картины.
4. Закрепление:
Формы земной поверхности |
|||||||||||
4 | 7 | ||||||||||
1 | |||||||||||
3 | |||||||||||
2 | 5 | 8 | |||||||||
6 | |||||||||||
я | |||||||||||
1. Горы в Европе, в честь которых
назвали альпинистов. 2. Возвышение на земной поверхности, связанное с деятельностью подземных сил Земли. 3. Ледовая шапка на вершине горы. 4. Горы, расположенные на границе Европы и Азии, рядом с Чёрным и Каспийским морями. 5. Канал в вулкане, по которому извергается лава. 6. Расплавленные в недрах Земли горные породы. 7. Гора с углублением на вершине. 8. Вылившаяся из вулкана магма. |
|||||||||||
Ответы | |||||||||||
1. Альпы; 2. Гора; 3. Ледник; 4. Кавказ; | |||||||||||
5. Жерло; 6. Магма; 7. Вулкан; 8. Лава | |||||||||||
5. Итог: - Что нового узнали
на уроке? 6. Домашнее задание: Стр. 22-24, уметь показывать на схеме строения вулкана. |