Актуальность программы.
Духовность есть слияние интеллекта с сердцем. Духовное состояние характеризуется чувством внутренней активности, единением духовных способностей, свойств, чувств, эмоций, нравственных и духовных качеств, стремлением к нравственному росту. Духовность – основа творчества. Духовное состояние воздействует на интеллект, то есть на способность размышлять, обобщать, решать, принимать решения.
Духовное образование основывается на знании законов эволюции и на этой основе происходит развитие творческой самодеятельности. Обучение, приобретение новых нравственных и трудовых качеств продолжается всю сознательную жизнь; в человеке вырабатывается неукротимое желание познавать и совершенствовать себя и окружающий мир.
Слова «образование» и «обучение» не тождественны. Обучение предполагает получение информации, выработку определенных приемов и навыков работы. Слово «образование» состоит из двух слов: «образ» и «я». Иными словами это означает творение образа «я», то есть творение самого себя. Таким образом, ведущую, первостепенную роль в получении образования играет сам человек, в школе – ученик.
Для того чтобы ученик начал сознательно образовывать себя, ему необходимо ответить для себя на четыре вопроса, которые в ХIХ веке сформулировал французский философ Тейяр де Шарден:
- Кто я?
- Откуда я (пришел)?
- Для чего я (пришел в этот мир)?
- Каков мой дальнейший путь?
Система образования сегодня является информационной по своим методам и формам обучения. Выпускники современных школ в основной своей массе не знают, как применить полученные знания в жизнь, не могут даже построить программу своей личной жизни, своей судьбы, карьеры, а уж тем более реализовать. Потому что в школе этому не учат.
Назначение программы, цели, задачи.
Эта программа поможет ребенку заново открыть для себя науку о человечности. Она системно и поэтапно познакомит с общечеловеческими ценностями, с главными положениями в области этики и эстетики, сформирует духовную основу для мудрого и высоконравственного поведения в будущем.
Научит ребенка размышлять о разных сторонах жизни и о свойствах человеческого характера, значительно утончит его восприятие и оценку всего окружающего, будет способствовать глубокому проникновению в себя и в сложный мир межчеловеческих отношений.
Программа «Человековедение» направлена на раскрытие внутреннего потенциала ребенка, независимо от возраста. Она применима и в начальной школе, и в среднем звене, и в старшей школе. Разница лишь в объеме подачи материала.
Цель программы:
- формирование у детей основ духовного понимания мира;
- создание у ребенка чувства защищенности, самоценности и эмоционального комфорта, как необходимого условия реализации потенциальных возможностей и способностей;
- становление коммуникативной деятельности ребенка и социальной адаптации.
Задачи:
- Познакомить детей с основами миропонимания современной эпохи с опорой на современную науку.
- Подвести детей к осмыслению таких вопросов, как «Кто я?», «Откуда я пришел?», «Для чего я пришел в этот мир?», «Каков мой дальнейший путь?». Раскрытие смысла существования Человека.
- Способствовать раскрытию внутреннего потенциала ребенка через творчество (музыку, живопись, театр и т.д.), с опорой на психологию:
- Развитие общепознавательной активности.
- Расширение кругозора.
- Развитие личностных характеристик детей.
- Развитие навыков вербальной и невербальной коммуникации.
Основные принципы построения программы.
Для успешной работы необходимо использовать творческий потенциал ребенка, опираться на его природные склонности. Для этого необходимо руководствоваться следующими принципами:
- Субъектное отношение к ребенку. Сначала необходимо пробудить в детях желание узнавать что-то новое, а затем открывать азы мудрости.
- Принцип принятия и уважения. Положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка.
- Осуществление работы на основе индивидуального подхода, учитывающего «зону ближайшего развития» ребенка.
- Систематичность и последовательность проведения занятий.
- Принцип комплексности методов. Все задания, включенные в программу, прорабатываются и дублируются, выполняются различными способами.
- Рефлексия. Развитие у детей способности к самостоятельной оценке и анализу своей работы.
Методы, формы и средства организации занятий.
Решение задач данной программы осуществляется следующими методами:
- игра;
- беседа;
- упражнение (психогимнастические упражнения);
- элементы арттерапии; музыкотерапии; сказкотерапии.
Курс включает в себя 34 развивающих занятия, длительностью 45 минут.
Каждое занятие включает в себя вводную часть, основную и заключительную.
Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, хорошего настроения.
Содержанием основной части занятия является знакомство через беседы, сказки, игры, видеофильмы и творческие задания на развитие общечеловеческих качеств, осознанием предназначения Человека, основ его жизни, через развитие творческого потенциала детей.
Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов, обсуждении результатов работы и тех трудностей, которые у них возникли при выполнении заданий.
Эта программа рассчитана на 1 год (сжатый вариант, однако и он дает положительные результаты).
Каждое занятие включает следующие этапы:
- Релаксация (музыка, звуки природы).
- Чтение сказки по теме занятия, либо просмотр видеофильма.
- Беседа о прочитанном или увиденном в начале урока.
- Игры и ситуативные задания на развитие внимания, общения, наблюдательности, творческого мышления, чувства взаимопомощи, направленные на познание окружающего мира (подобранные по теме занятия).
- Азбука здоровья (оздоровительная пятиминутка).
- Фантазирование (рисование, пантомима, эссе).
- Рефлексия.
Эту же программу можно расчитать на 4 года. Основные темы повторяются, однако предлагаемый материал углубляется и расширяется в зависимости от возрастных изменений детей (от простого к сложному).
№ | Тема | ч | Содержание |
1.
2.
3. |
1 четверть Тема: «Кто я?» ЧЕЛОвек: а) душа; б) разум; в) тело.
Имя и день рождения. а) Мое имя. День ангела и день рождения.
Качества моей личности а) Любовь к жизни;
б) Храбрость;
в) Дружба;
г) Красота внутренняя и внешняя, настоящая и обманчивая. |
7ч 3ч
1ч
4ч (1ч)
(1ч)
(1ч)
(1ч) |
Образ души в сказках:
«Три ржаных колоса» Ц.Топелиус. «История гусеницы» Б.Заходер. Серая звёздочка» Б.Заходер. Игры и задания: а) «Если бы я» (подумать и закончить предложения либо рисунками, либо мини-сочинениями). - Если бы я был (ла) ветром, то ________ - Если бы я был (ла) звездой, то _______ - Если бы я был (ла) невидимкой, то ________ - Если бы я был (ла) искусным врачом, то _______ б) «Волшебный стул» (рассказ одноклассников только о хороших качествах). в) «Дерево жизни» (рисунок по схеме: корень - цель, смысл; ствол - представление о себе; ветви - качества в мечтах; плоды – качества в реальности). Оздоровительные минутки: - «Волшебные точки». *Док. видеофильм «Тайна моего имени». Расшифровка имен. Соотнесение имени и цвета. Арттерапия (цветопись). Рассказ о 4 стихиях и принадлежности человека к ним. Квадрат Пифагора (код дня рождения). * «Сказка про ерша» Г. Гребенщиков. Игра «Каждый из нас особенный» (самое лучшее в одноклассниках). Рисование на ватмане ладоней всего класса (как доказательство неповторимости каждого). Творческое задание «Сочиняем песенку». *Сказка «Храбрая лягушка» М.Скребцова. Игра с заданием «Самый страшный страх». Тренинговое упражнение «Как избавиться от страха». * История «Преданный друг» О.Уайльд. Игра «Не урони другого» (воспитание сотрудничества). Фантазирование «Чем я порадую друга». Оздоровительные минутки: - музыкотерапия. * «Правило человеческого счастья». Притча. Распознавание красоты и псевдокрасоты - Игры: «Красивые руки и глаза», « Самое красивое» - Арттерапия «Цветок души». |
4.
5.
6. |
2 четверть Тема: «Откуда я?» Дальние миры
Тайна мировых религий. (А.Лопатина, М.Скребцова). а) Религии мира;
б) Христианство.
Жизнь Сердца а) счастье;
б) доброта;
в) милосердие. |
8ч 2ч
3ч (1ч)
(2ч)
3ч (1ч)
(1ч)
(1ч)
|
* Видеофильм «Солнечная система». * Сказка «Маленький принц». А.де Сент-Экзюпери. Раскрытие смысла слов «Галактика», «Вселенная», «Солнечная система». - Фантазирование с элементами игры «Встреча с инопланетянином», «Межпланетный совет». Библейские истории, символы, праздники, священные писания, притчи. - Кришна, Моисей, Будда, Мухаммад и др. Притча, праздники, обычаи. - Иисус. Притча «Христос и собака». Праздники, обычаи * «Сердце- маленькое солнце»- беседа. * «Счастье» Н.Вагнер. -Фантазирование «Дотронемся до счастья» (портрет счастья). * «Лесной жаворонок» Леонардо да Винчи. - Фантазирование «Сокровища сердца». (каждой группе необходимо собрать мозаику СЕРДЦА и вписать в каждый элемент те качества, которые делают сердце светлым и сияющим). Игра «Радость помощи и отдачи». * «Ключ врага милосердного» В.Немирович-Данченко. - Беседа «Действенная помощь и бездейственная жалость». - Игра «Проведи слепого» (при помощи словесных команд нужно провести «слепого» до пункта назначения). - Цветопись «Исцеление цветом». |
7.
|
3 четверть. Тема: «Для чего я?» Три ключа к счастью: а) любовь;
б) красота;
в) знание.
|
10ч 3ч (1ч)
(1ч)
(1ч)
|
* Сказка «Капелька росы» К.Кыдрева. Игра-задание «Духовная природа человека» (к слову Любовь ассоциации). Музыкальная игра: «Угадай мелодию любви». * Сказка «Мальчик и колокольчики ландышей». Коллективное творчество «Дерево гармонии» (на листочках подписывают: девочки- мужские качества, мальчики- женские; далее рисуется дерево, каждой группе своя половинка, и оформляется по группам). * «Очки судьи» А.Поп., «Мысль сильнее кулака» Алла Тер-Акопян. Игры-задания: - «Самый умный человек на Земле» (придумать 3 самых волнующих вопроса). - «Решение мировых проблем». Профессия – дипломат (по группам). |
8. |
Искусство видеть мир:
а) Загадки картин;
б) Красота природы;
в) Музыка- дыхание души;
г) Мастерство (Что умеют мои руки?);
д) Творчество- порыв души. |
7ч (1ч)
(2ч)
(1ч)
(2ч)
(1ч) |
* «Сказка про художника» А.Лопатина. Знакомство с творчеством русских художников (В.Васнецов, М.Нестеров, В.Кандинский, Н.Рерих, И.Шишкин – по выбору). Видеовыставка картин. - Игра «Что какого цвета» (ассоциации слова с цветом). * «Живая вода» видеофильм. * «Тайна растений» видеофильм. Опытное исследование «Выращиваем растения». Игра «Танец рук» (под музыку руки изображают птиц, ветви деревьев, дождь, траву ветер). Опытное исследование о воздействии музыки на человека «Целительница и разрушительница». * Музыкотерапия «Моцарт и звуки океана». Игра «Ритм». * Армянская народная сказка «Ремесло – дороже золота». Игра «Чьи руки самые послушные?» (координация движений). Фантазирование «Рисуем вместе» (совместные рисунки по группам). * Мастер-класс «А я умею…» (показ детьми своего мастерства). * «О Г.Х.Андерсене и его сказках» Т.Сильман. - Фантазирование «О чем рассказывают сол-нечные лучи, дождевые капли, деревья и звезды. |
9.
10.
11. |
4 четверть. Тема: «Каков мой дальнейший
путь?» Моя семья. а) Сердце матери; б) Мудрость отца;
в) Дедушки и бабушки
Я хозяин своей жизни а) Кем быть? (о профессиях).
б) Мое здоровье в моих руках (вредные привычки).
Что я могу изменить |
8ч 3ч (1ч)
(1ч)
(1ч)
3ч (1ч)
(1ч)
2ч |
* «История одной матери» Г.Андерсен. - Рисование «Портрет мамы». - Игра «Кто поможет маме?». *Русская сказка «Мудрый отец». Беседа «Роль отца». - Игра-задание «Чем могу порадовать отца». * Русская сказка «Машенька и Дашенька». - Рисунок «Букет счастья». - Игры наших бабушек и дедушек.
*Индийская сказка «Дар». - «Круглый стол» - Профессии моих родителей, мой взгляд и выбор. Упражнение “Эпитафия”. Актуализация проблемы проектирования жизненного пути человека. * «Вредные привычки - проявление слабости духа» беседа. - Игра «Угадай по запаху» (конкурс на самый чувствительный нос). - Ароматерапия. * Видеофильм «Чума ХХI века» (о наркотиках). - Ситуативные задания. - Коллективное рисование плакатов. * Арабская сказка «Нищий и счастье». -Игра-задание «Школа будущего» (проект, эссе). * Суфийская история «Плотина». - Игра-задание «Город моей мечты». (Мини-сочинение). «Вред от злословия, зломыслия, ругани». Круглый стол. |
Список литературы:
Книги для занятий по духовному воспитанию А.Лопатиной и М. Скребцовой:
- Азбука мудрости. – М.: Сфера, 1999.
- Вершины мудрости. Книга 3.- Москва «Амрита-Русь», 2005.
- Искусство видеть мир. – Сфера, 1998.
- Мир твоей души.- ИПЦ «Русский Раритет», 1997.
- Начало мудрости. Книга 1.- Москва «Амрита-Русь», 2005.
- Притчи человечества. Сост. В.В. Лавский.- Мн.: УП «Звезды гор», 2004. Природа глазами души. – М.: Сфера, 1999.
- Секреты мастерства.(о профессиях) Москва «Амрита-Русь», 2005.
- Ступени мудрости. Книга 2.- Москва «Амрита-Русь», 2005.
- Сухомлинский В.А., Книга о совести. Часть 1-4: Красота - радость жизни. Человек - это сила духа. - Симферополь: Издатель А.П.Выродов, 2003.
- Философия (в сказках и рассказах) пособие по воспитанию в семье и школе. Минск, «Современное слово», 2003 г.
- Видеофильмы:
- Дальние миры.
- Живая вода.
- Тайна растений (эффект Кирлиан).
- Лекции академика Жданова (об алкоголе, табаке).
- Тайна имени (день рождения и день ангела).
- «Чума ХХI века» (о наркотиках).